Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика звукопроизношения в норме
В возрасте 3 — 4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль. В 4 — 5. лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р. В 5 — б лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. В 6 — 7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо, иметь в виду (как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее 1 эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дг-ч возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе. Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту. Речевая карта 1. Дата поступления ребенка в группу_______________________ 2. Фамилия, имя __________________3 Возраст ______ 6. фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Мать _______ Отец __________ _________________ 7. Анамнез: от какой беременности по счету?________________ Как протекали беременность и роды? ______________________ Где ты живёшь? ________ ______ Как зовут маму? ______________________________. Есть ли у тебя друзья? ________ б) счет прямой __________ обратный ___________ в) геометрические формы: квадрат, прямоугольник г) основные цвета,________ оттеночные ____________ д) классификация предметов__________________ е) выделение четвертого лишнего _____________________ ж) ориентация во времени ______ в пространстве _________ з) способность к логическому мышлению_________________ 16. Обследование понимания речи: а) выполнение инструкций б) понимание значения предлогов________________________ в) понимание числа,______ рода_______ падежа 17. Обследование связной речи: а) составление рассказа по картинке ______ б) составление рассказа по серии картин _____________ в) пересказ_______________________________ г) рассказ-описание или рассказ - по представлению_________ 18. Обследование грамматического строя: а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа мост __________ ____________ дом ________________ стул _______________пчела ________ ведро_________________ ухо воробей утенок б) образование уменьшительно-ласкательной формы: дом,_________ елка _____________, Женя ______________ стул гриб. ____________, Костя _________ в) префиксальное словообразование: шел_____________ летели _____________________, г) согласование прилагательных с существительными: синий шар,_____________ красный флажок ______ синяя машина, ___________ красное солнышко,_____________ синее платье____________ красная звезда ______________ д) согласование существительных с числительными: ухо, ________ ___________________ помидор ______ ___________________ стул ____________, __________________________ ручка ________________________________________ е) предложно-падежные формы: ______________________ 19. Состояние словаря 1. Предметный словарь: а) объяснение значения слов: холодильник ________________ пылесос__________________ 6) показ и называние частей предметов: Чайник: донышко _____________ Стулсиденье носик _____________ спинка ___________ крышка _____________, ножки в) уровень обобщений: Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ Сапоги, туфли, тапочки, валенки _________________ Блюдце, сковорода, ложка, тарелка ___________________ Помидор, репа, морковь, капуста____________________ Яблоко, персик, груша, лимон ____________________ Кошка, собака, волк, еж_____________________________________ Голубь, утка, воробей _________________ Шкаф, стол, кресло, тумбочка ___________________________ Автобус, электричка, трамвай, самолет _______________________ 2. Словарь признаков: а) подбор прилагательных к существительным: лимон какой? _______платье какое? ______ лиса какая ______ б) подбор антонимов широкий, ______ длинный ____________ высокий__________ веселый ___________ светлый, _____________ больной,___________ прямой _____________| сухой _____________, холодный____________ в) образование прилагательных от имен существительных Ручка из пластмассы _____________ сумка из кожи _____________ Матрешка из дерева __________, стакан из стекла Сок из клюквы ______________шуба из меха г) образование притяжательных прилагательных Чей хвост? __________ Чей дом?_____________ 3. Глагольный словарь: а) что делают? повар ___________ учительница, ______________ врач _____________, почтальон,_____________ б) Кто как голос подает? Кошка ______________собака, гусь_____________ утка ________________ петух _____________ мышь корова,_____________ лягушка ____________свинья___________ 20. Звукопроизношение. Гласные: А _________У_________О Ы Согласные: С СЬ________3 ЗЬ______ Ц,___________Ч._________Щ_________Ш_________Ж ________. Л ЛЬ_________Р _________РЬ|_________ йот,________ Г,___________К ,_________X Б П. Д,_________ Т Н _________М________ 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: С-3_______С—Ш ______Ш-Ж Ж-3 ___ ш—щ _____ ш—еь _______ д—е _____ ц—ть______ ч е _______, ч—ть _______ ч-ц ____ ч-ш ______ Щ-Ж ______Л-Р _______Д-Б: _____Т—Д_______ К-Х_______ К-Г Ы—И ____ б) повторение: та—да—та _____ да—та—та________ ка—га—га в) повторение: кот—год—кот том—дом—ком ____ 22. Анализ звукового состава слова а) выделение первого звука в слове: Алик утка ___________город ,______ Оля _____________ эхо волк ,_____ Ира _____________; окна ,_____________банка ,_________ нужней четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения; — дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; — связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе. Основными задачами коррекционного обучения являются: — практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; — формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); — подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты — развитие навыков связной речи. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |