Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика звукопроизношения в норме




В возрасте 3 — 4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4 — 5. лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р.

В 5 — б лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 — 7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо, иметь в виду (как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее 1 эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дг-ч возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту.

Речевая карта

1. Дата поступления ребенка в группу_______________________

2. Фамилия, имя __________________3 Возраст ______

6. фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Мать _______

Отец __________ _________________

7. Анамнез: от какой беременности по счету?________________

Как протекали беременность и роды? ______________________

Где ты живёшь? ________ ______

Как зовут маму? ______________________________.

Есть ли у тебя друзья? ________

б) счет прямой __________ обратный ___________

в) геометрические формы: квадрат, прямоугольник

г) основные цвета,________ оттеночные ____________

д) классификация предметов__________________

е) выделение четвертого лишнего _____________________

ж) ориентация во времени ______ в пространстве _________

з) способность к логическому мышлению_________________

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций

б) понимание значения предлогов________________________

в) понимание числа,______ рода_______ падежа

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке ______

б) составление рассказа по серии картин _____________

в) пересказ_______________________________

г) рассказ-описание или рассказ - по представлению_________

18. Обследование грамматического строя:

а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа

мост __________ ____________ дом ________________

стул _______________пчела ________

ведро_________________ ухо

воробей утенок

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом,_________ елка _____________, Женя ______________

стул гриб. ____________, Костя _________

в) префиксальное словообразование: шел_____________

летели _____________________,

г) согласование прилагательных с существительными:

синий шар,_____________ красный флажок ______

синяя машина, ___________ красное солнышко,_____________

синее платье____________ красная звезда ______________

д) согласование существительных с числительными:

ухо, ________ ___________________

помидор ______ ___________________

стул ____________, __________________________

ручка ________________________________________

е) предложно-падежные формы: ______________________

19. Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ________________

пылесос__________________

6) показ и называние частей предметов:

Чайник: донышко _____________ Стулсиденье

носик _____________ спинка ___________

крышка _____________, ножки

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки _________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка ___________________

Помидор, репа, морковь, капуста____________________

Яблоко, персик, груша, лимон ____________________

Кошка, собака, волк, еж_____________________________________

Голубь, утка, воробей _________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка ___________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолет _______________________

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон какой? _______платье какое? ______ лиса какая ______

б) подбор антонимов

широкий, ______ длинный ____________ высокий__________

веселый ___________ светлый, _____________ больной,___________

прямой _____________| сухой _____________, холодный____________

в) образование прилагательных от имен существительных

Ручка из пластмассы _____________ сумка из кожи _____________

Матрешка из дерева __________, стакан из стекла

Сок из клюквы ______________шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных

Чей хвост? __________ Чей дом?_____________

3. Глагольный словарь:

а) что делают?

повар ___________ учительница, ______________ врач _____________,

почтальон,_____________

б) Кто как голос подает?

Кошка ______________собака, гусь_____________

утка ________________ петух _____________ мышь

корова,_____________ лягушка ____________свинья___________

20. Звукопроизношение.

Гласные: А _________У_________О Ы

Согласные: С СЬ________3 ЗЬ______

Ц,___________Ч._________Щ_________Ш_________Ж ________.

Л ЛЬ_________Р _________РЬ|_________ йот,________

Г,___________К ,_________X Б П.

Д,_________ Т Н _________М________

21. Фонематический слух.

а) дифференциация звуков:

С-3_______С—Ш ______Ш-Ж Ж-3 ___

ш—щ _____ ш—еь _______ д—е _____ ц—ть______

ч е _______, ч—ть _______ ч-ц ____ ч-ш ______

Щ-Ж ______Л-Р _______Д-Б: _____Т—Д_______

К-Х_______ К-Г Ы—И ____

б) повторение: та—да—та _____

да—та—та________

ка—га—га

в) повторение: кот—год—кот

том—дом—ком ____

22. Анализ звукового состава слова

а) выделение первого звука в слове:

Алик утка ___________город ,______

Оля _____________ эхо волк ,_____

Ира _____________; окна ,_____________банка ,_________

нужней четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

— связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты

— развитие навыков связной речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...