Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II Изучение детей с общим недоразвитием речи




Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем, психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.

I. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседа с ребенком. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

II. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.

III. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

IV. Тщательное обследование компонентов языковой системы, в итоге которого обосновывается логопедическое заключение.

V. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В беседе с родителями следует выяснить следующее:

1. Когда появилось гуление (голосовые реакции в первые 2—3 месяца), лепет?

2. Когда ребенок начал понимать слова или фразы (повороты в сторону называемого предмета или выполнение называемого взрослым действия)?

3. Когда появились первые слова и каков временной интервал между их произнесением?

Общеизвестно, что ребенок в этом возрасте обычно воспринимает недифференцированные комплексы и на любое звукосочетание, имеющее сходное ритмико-интонационное оформление, реагирует как на речевое обращение.

Находясь на дофонемной стадии развития речи, ребенок начинает понимать первые слова и фразы в их элементарной предметной соотнесенности. Такой период «пассивных» накоплений предшествует возникновению активной речи. Известно, что в норме у ребенка в возрасте 1 года произносимых слов в 4—5 раз меньше, чем слов пассивной речи. У детей с отклонением а речевом развитии время появления первых слов обычно задерживается до 2,5—3 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.

Разница в объеме между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологией (за исключением редких случаев сенсорной алалии) сохраняется без специального обучения длительное время. В норме ребенок к концу 3-го года произносит более 1000 слов.

В процессе беседы также выясняется, когда появились двусловные и многословные предложения, особенности их грамматического оформления, не прерывалось ли речевое развитие? (Если да, то по какой причине, насколько в речевом плане активен ребенок, стремится ли он к установлению контактов с окружающими? Важно отметить, в каком возрасте обнаружено отставание в развитии его речи и каковы особенности естественной речевой среды.

Анализ документации (выписка из истории развития; заключение специалистов—отоларинголога, невропатолога; характеристика воспитателя, логопеда и др.) дает представление о физическом и интеллектуальном развитии ребенка, о возможных причинах отклонений в формировании его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности, особенностях общения со сверстниками в детском саду.

Важно также выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость и целенаправленность его внимания, интересы и склонности.

Обследование дошкольников начинается с беседы. Ее цель — выявить общий кругозор ребенка, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок (однословными или фразовыми), насколько они развернуты, правильны или по содержанию, как ребенок оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически). При выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью.

Приводим перечень вопросов для беседы. Как твое имя, фамилия? Расскажи о своей семье: сколько человек в твоей семье? Кто работает? Кто учится? Расскажи, где ты живешь? Назови свой адрес. С кем ты дружишь (во дворе, в детском саду)? В какие игры ты играешь с друзьями? Как ты помогаешь дома? Как ты провел свой выходной день?

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то можно задавать дополнительные вопросы таким образом, чтобы ребенок дал полный развернутый ответ.

I. Обследование интеллекта

В процессе беседы с ребенком логопед уже получает первое впечатление о его общем кругозоре. Если возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка, то можно предложить ряд специальных заданий на определение уровня развития его мыслительной деятельности. Наиболее распространенным является выполнение задания на выделение 4 лишнего предмета. При этом сначала предлагаются более простые дифференцировки, затем даются, задания посложнее (пальто, шуба, платье, машина; шапка, панама, фуражка, платье; зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленый горох, красный помидор). Важным моментом является выявление навыка счета и счетных операций в соответствии с программой детского сада общего типа. Широко используются при обследовании интеллекта разрезные картинки (на 2, 3, 4 части), «почтовый ящик» (составленный по принципу таблицы Сегена). Интересно для детей в занимательной форме провести игру «Бывает — не бывает», когда ребенок должен ответить (а если сможет, и объяснить) правдоподобность ряда ситуаций.

Например: Можно летом слепить снеговика? Может ли заяц догнать волка? Может ли мальчик кататься на лошади? Может ли мышка съесть кошку?

Полезно ребенку предложить задание на умение сравнивать предметы, выделять общее и отличное в них. Полученные данные также дополняют представление об его интеллектуальном развитии. (Сравни: солнце и лампу; куклу и ребенка; летающую птицу и самолет; цветок в горшке и наклеенную аппликацию).

Все описанные выше задания дети пятилетнего возраста выполняют достаточно свободно.

2. Обследование слуха

При обследовании слуха необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания).

Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5—6 м. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить. В первую очередь предлагаются такие слова, как школя, чайник, машина, чемодан и т. д. В случае возникшего затруднения логопед повторяет эти слова на расстоянии 4 м, а затем 3 м. В речевой карте необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот.

3. Обследование внимания и памяти

Общеизвестно, что ребенок лучше запоминает то, что ему интересно. Поэтому в процессе обследования важно предлагать детям задания в игровой форме, создавать благоприятные условия, когда ребенок получает удовлетворение при правильном выполнении заданий. Важно дать сразу четкую установку на запоминание предметов, их последовательность и т. д. При этом широко используются игры типа: «Посмотри и запомни», «Угадай, что спрятали?», «Что изменилось?», «Угадай, чего не стало?». Одновременно логопед может проверить, как ребенок, запоминает 3—4-ступенчатую инструкцию и выполняет ее только на основе словесного восприятия. Например: «Карандаши убери в коробку, кубики поставь на полку, мяч положи под стол». Или ребенку можно предложить карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, например: треугольники, кружочки. Предлагается вычеркнуть кружочки или треугольники.

4. Обследование общей и мелкой моторики

В речевой карте ребенка необходимо зафиксировать навыки самообслуживания: умение завязать и развязать шнурки, шарф, бант; застёгивать и расстегивать пальто, правильно вытирать руки, чистить зубы; отметить, насколько ребенок опрятен в одежде, еде.

В процессе обследования проверяется умение ребенка постоять, попрыгать на левой, на правой ноге, на двух ногах; маршировать под счет, переключаться с одного движения на другое (правая рука на поясе, левая—на голове, а затем—наоборот); важно выявить возможности мелкой моторики рук (собрать спички, мозаику и т. д.).

В процессе выполнения серии двигательных заданий следует обратить внимание на точность воспроизведения пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий.

5. Обследование речи

При выявлении речевого недоразвития важно обратить особое внимание на спонтанные высказывания детей, так как при этом раскрываются особенности речи, которые в искусственных условиях не проявляются.

При обследовании связной речи выясняется, как ребенок может составить рассказ по картине или серии картин, пересказ, рассказ, описание по представлению.

Составление рассказа по картине. Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Составление рассказа по серии картин. Для данного вида работы подбираются серии из 2, 3, 4, 5 картин. Предварительно сам Логопед раскладывает картинки на примере 1 серии, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. После этого ребенку предлагается разложить другие картинки, рассмотреть их, ответить на вопросы по их содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на этих картинках.

Пересказ. Предлагая детям пересказать текст, логопед выявляет, насколько внимательно дети умеют слушать, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело четко выраженную структуру.

Составление рассказа-описания игрушки или предмета. Логопед отбирает две красочные игрушки, (девочкам — красивую куклу, мальчикам — большую машину-самосвал) и показывает их детям, предлагая внимательно рассмотреть игрушки (потрогать), а затем рассказать о них. При этом дается простой план типа: расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруднения и он не может сразу ответить, логопед повторяет еще раз вопросы или дает свой образец рассказа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...