Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры действия законов Б. Коммонера




Формулировка закона Биосфера Естественные экосистемы Агроэкосистемы Городские экосистемы
1        
2        
3        
4        

 

6. Назовите основные разделы экологии. Какие вопросы и проблемы рассматривает каждый из них?

7. Почему экологию относят к системным наукам? Назовите основные виды систем и присущие им связи.

8. Дайте определение понятий (терминов): экосистема, биоценоз, популяция, эмерджентность, энтропия, негэнтропия.

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные экологические проблемы современности.

10. Можно ли назвать экологией охрану природы (охрану окружающей среды) или рациональное природопользование? Ответ обоснуйте.

11. В чем проявляется практическая значимость экологических исследований?

 

Экологические факторы и адаптации организмов

 

12. Докажите, что климатические условия являются фактором, обуславливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях.

13. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснения этим фактам.

14. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории. Приведите примеры.

15. Рассмотрите приведенный график (рис. 2) и на конкретном примере объясните что он характеризует. Подпишите все точки и зоны, выделенные на этом графике. Что они обозначают?

16. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: «размеры тела», «величина отростков и выростов тела», «яркость окраски». Приведите примеры.

17. Приведите несколько классификаций экологических факторов. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы. Дайте определение каждой группе факторов. Какие факторы являются наиболее трудными для адаптации к ним организмов?

18. Почему крупным животным требуется больше количество энергии, чем мелким?

19. Как называются организмы в зависимости от способа поддержания теплового баланса? Приведите примеры. Чем они отличаются?

20. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? В чем суть «правила конкурентного исключения»? Ответ обоснуйте.

21. К каким изменениям среды организм может приспособиться, а к каким – нет?

22. Приведите примеры, показывающие ограничивающее (лимитирующее) действие факторов среды в вашей местности.

23. В чем сущность закона минимума Либиха? К каким последствиям ведет пренебрежение его требованиям?

24. Перечислите среды жизни и наиболее типичные их свойства. Назовите присущие отдельным средам жизни лимитирующие факторы, адаптации организмов.

25. В чем специфика закона толерантности В. Шелфорда?

26. Приведите основные адаптации организмов к свету. Заполните табл. 3-4.

Адаптации организмов к свету

В зависимости от спектра излучения

Спектр излучения Адаптации у животных Адаптации у растений
Ультрафиолетовое    
Видимый    
Инфракрасное    

Типы адаптаций растений и животных к свету

Тип адаптации Растения Животные
Анатомо-морфологическая    
Физиологическая    
Поведенческая (этологическая)    

 

27. Приведите основные адаптации организмов к температуре. Заполните табл. 5.

Основные адаптации организмов к температуре

Тип адаптации Организмы, обитающие в условиях высокой температуры Организмы, обитающие в условиях низкой температуры
Анатомо-морфологическая    
Физиологическая    
Поведенческая (этологическая)    

 

28. Приведите основные адаптации растительных организмов к различному уровню влажности. Заполните табл. 6.

Основные адаптации растений к влажности

Группа живых организмов Основные адаптации (особенности)
Гигрофиты  
Мезофиты  
Ксерофиты  
Суккуленты  
Склерофиты  

 

29. Рассмотрите типы взаимоотношений между организмами, используя табл. 7. Приведите по 2 – 3 примера к каждому из типов взаимоотношений.

Типы взаимоотношений между организмами

Тип взаимоотношений

Влияние взаимоотношений на организм

Пример

А Б
       

При заполнении таблицы используйте следующие обозначения: «+» - влияние на организм положительное: «–» - влияние на организм отрицательное; «0» - влияние на организм не оказывается.

30. Раскройте понятия «зоогенные факторы», «фитогенные факторы». Рассмотрите типы взаимоотношений между растениями, используя табл. 8. Приведите 1 – 2 примера на каждый тип взаимоотношений.

Типы взаимоотношений между растениями

Тип взаимоотношений Влияние взаимоотношений на организмы Пример
     

 

Экология популяций и сообществ

31. Дайте определение понятия «популяция». Охарактеризуйте основные виды структуры популяций. Почему изучение популяций является важным для биомониторинга?

32. Что понимается под биотическим потенциалом популяции? Почему он не реализуется полностью в природных условиях? Приведите кривые роста численности особей в популяциях.

33.  Какие показатели характеризуют динамику популяции? Приведите механизмы, за счет которых регулируется численность особей в популяции.

34. Охарактеризуйте стратегии выживания живых организмов. Приведите примеры.

35. Дайте определение понятия «биоценоз». Какова структура биоценоза?

36. Охарактеризуйте видовой состав и видовое разнообразие как характеристика биоценозов. Приведите на примере лесного биоценоза.

37. Чем представлена вертикальная и горизонтальная структура биоценоза?

38. Приведите примеры организмов доминантов и эдификаторов. Чем они различаются по роли в биоценозах?

39. Приведите факторы, влияющие на ослабление или уничтожение популяции. Подтвердите примерами и заполните табл. 9.

Примеры воздействия факторов на популяции

Причины нарушения стабильности популяций Результат нарушения Меры охраны
     

 

40. Что такое биологическое биоразнообразие и какие факторы влияют на него? Связано ли биологическое разнообразие разных трофических уровней?

41. Приведите классификацию исчезающих животных, принятую Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Назовите цель создания Красной книги животных и растений.

42. Изучите 10 видов редких растений, распространенных на территории Тамбовской области, заполните табл. 10 и сделайте вывод.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...