Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №6. Рентабельность деятельности организации: Система показателей и методика их факторного анализа.




1. Система показателей рентабельности и анализ их динамики

2. Факторный анализ рентабельности продукции.

2.1. факторный анализ рентабельности единицы продукции, работы, услуги.

2.2. Факторный анализ рентабельности затрат на проданную продукцию и рентабельности продаж

3. Факторный анализ рентабельности активов

3.1. Факторный анализ рентабельности совокупных активов (капитала, авансированного в совокупные активы)

3.2. Факторный анализ рентабельности производственных фондов

3.3. Факторный анализ рентабельности чистых активов

4. Факторный анализ рентабельности собственного капитала

5. Факторный анализ рентабельности акционерного капитала

6. Факторный анализ доходности акционерного капитала

7. Факторный анализ устойчивости эк роста.

 

1.    Система показателей рентабельности и анализ их динамики

Абсолютный размер прибыли не позволяет оценить уровень эффективности использования капитала, авансированного в активы, и уровень эффективности текущих затрат ресурсов на проданную продукцию (работы, услуги).

С этой целью используются показатели рентабельности. В самом общем виде расчет рентабельности можно произвести по формуле:

Р=Прибыль/Затраты (ресурсы)

 

Система показателей рентабельности включает три группы показателей:

1. Рентабельность продукции

2. Рентабельность активов (имущества)

3. Рентабельность капитала

 

При расчете показателей рентабельности, исходя из конкретных целей и задач анализа, в качестве финансового результата может использоваться любой показатель прибыли.

 

1. Показатели рентабельности продукции.

1.1. Рентабельность единицы продукции

Ред.прод.= Пед/СПед = (Цед-СПед) / СПед

Пед-прибыль единицы продукции

СПед-полная себестоимость единицы продукции

Этот показатель используется в организациях, специализирующихся на производстве однородной продукции. Расчет рентабельности единицы возможен при осуществлении ее калькулирования.

1.2. Рентабельность затрат на проданную продукцию

Рзпп=Ппр/СПпрпр = стр.050 Ф 2 / сумма строк 020, 030, 040 Ф2.

Ппр – прибыль от продаж

СПпрпр-полная себестоимость проданной продукции

1.3. Рентабельность продаж продукции

Р прпр = Ппр /Впр = стр.050 Ф2 /стр.010 Ф2

Ппр – прибыль от продаж

Впр- выручка от продаж

2. Показатели рентабельности активов

2.1. Рентабельность совокупных активов (всего имущества)

РА=ЧП(ПДН) /Аср = стр.190(стр.140)ф2 / 0,5*(300нгода +300кпериода)Ф1

ЧП(ПДН) – чистая прибыль (или прибыль до налогообложения)

Аср- средний размер активов

Средний размер активов и капитала при расчете в отчетном периоде определяется или по формуле средней арифметической или средней хронологической (для внутренних пользователей – по данным оборотно-сальдовой ведомости).

При отсутствии отчетности за предшествующие периоды средний размер активов и капитала за базисный период условнопринимается в размере на начало отчетного периода.

2.2. Рентабельность производственных фондов

Рпф=Ппр/ПФср=стр.050 Ф2 / 0,5*(сумма строк 120, 210 нг + сумма строк 120, 210 на кп)Ф1

Ппр – прибыль от продаж

ПФср - средний размер производственных фондов

Производственные фонды – активы, которые непосредственно включены в производственный процесс.

2.3. Рентабельность чистых активов

2.4. Рча=ЧП/ЧАср=стр.190 Ф2 / 0,5*(стр.200нг+стр200кп)Ф3

ЧАср-средний размер чистых активов (реальный капитал собственников)

При отсутствии данных в форме 3 расчет чистых активов производится самостоятельно. (см. выше)

3. Показатели рентабельности капитала.

3.1. Рентабельность совокупного капитала

Рк=ЧП(ПДН) /Кср = стр.190(стр.140)ф2 / 0,5*(700нгода +700кпериода)Ф1

3.2. Рентабельность собственного капитала

Рск=ЧП/СКср=стр.190 Ф2 / 0,5*(стр.490нг+стр490кп)Ф1

Формула отражает расчет рентабельности СК по упрощенному варианту. Такой вариант возможен и по уточненному.

3.3. Рентабельность акционерного (уставного) капитала

Рак(ук)=ЧП/АКср(УКср)=стр.190 Ф2 / 0,5*(стр.410нг+стр410кп)Ф1

 

В специальной литературе встречаются и другие показатели рентабельности.

 

При анализе показателей отчетного периода сравниваются с показателями за предшествующие периоды, что позволяет выявить тенденции в уровне эффективности финансово-хозяйственной д-ти.

 

2.    Факторный анализ рентабельности продукции.

 

2.1. факторный анализ рентабельности единицы продукции, работы, услуги.

Рентабельность единицы продукции:

Ред.прод.= Пед/СПед = (Цед-СПед) / СПед

Цед-цена единицы

Пед-прибыль единицы продукции

СПед-полная себестоимость единицы продукции

 

На изменение рентабельности единицы продукции влияют 2 фактора:

· Цена единицы проданной продукции

· Полная себестоимость единицы проданной продукции

 

Расчет влияние фактора осуществляется способом цепной подстановки.

 

Расчет подстановки:

Редпродусл = (Цед1-СПед0) / СПед0

 

Расчет влияния факторов осуществляется по формулам:

Влияние изменения цены: ΔРедпр(ΔЦ)= (Ц1-СП0)/СП0 - (Ц0-СП0)/СП0

Влияние изменения полной себестоимости: ΔРедпр(ΔСП)= (Ц1-СП1)/СП1 - (Ц1-СП0)/СП0

 

Баланс факторов:

ΔРедпр = Ред пр1 – Ред пр0 = ΔРедпр(ΔЦ) +ΔРедпр(ΔСП)

 

2.2. Факторный анализ рентабельности затрат на проданную продукцию и рентабельности продаж

Рентабельность затрат на проданную продукцию и рентабельность продаж характеризуют эффективность текущих затрат на производство и продажу всей продукции.

 

Рентабельность затрат.

Рентабельность затрат на проданную продукцию рассчитывается по формуле:

Рзпп=Ппр/СПпр=(Впр-СПпр)/СПпр

СПпр-себестоимость полная продаж

Расчет Рзпп базируется на основном принципе построения показателей эффективности, а именно: соотношение результата и затрат.

 

Рентабельность продаж.

В специальной литературе и ряде нормативных актов предлагается показатель рентабельности продаж, который рассчитывается по формуле:

Рпр=Ппр/Впр=(Впр-СПпр)/Впр

Ппр – прибыль от продаж

Впр – выручка от продаж

СПпр-себестоимость полная продаж

 

По своей сути рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли от продаж в выручке.

 

Оба этих показателя широко используются в аналитической практике:

· Рентабельность затрат на проданную продукцию в большей мере – при внутреннем, т.е. управленческом анализе

· Рентабельность продаж – во внешнем анализе.

 

Рентабельность затрат на проданную продукцию включен в систему общедоступных критериев в самостоятельной оценке рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 №ММ-3-2/467@).

 

Рзпп – рентабельность затрат на проданную продукцию

Рпр – рентабельности продаж

 

Показатели Рзпп и Рпрявл-сяуниверсальными, т.к. их можно рассчитать по отдельному изделию (работу, услуге), по отдельной группе изделий, по отдельному сегменту или цеху, филиалу, по всей совокупности проданной продукции, по региону, по отрасли.

 

Факторный анализ Рзпп и Рпр осуществляется на базе использования приема элиминирования, а расчет влияния фаторов производится способом цепных подстановок.

 

Рассмотри методику факторного анализа этих показателей на примере Рпр. Факторный анализ возможен в 2х вариантах, которые различаются содержанием информационной базы.

ü 1 вариант. Осуществляется по данным Формы 2. При этом варианте определяется размер влияния на динамику рентабельности продаж 2х факторов: Цен продаж и Себестоимости продаж. С целью факторного анализа производится расчет подстановки, т.е. дополнительного показателя: рентабельность продаж при фактических продажах и базисной себестоимости.

Рпрусл=(Впр1-Спр0)/Впр1

С-себестоимость

В-выручка

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж осуществляется по формулам:

1. Влияние изменения цен продаж:

ΔРпр(ΔЦ)=(Впр1-Спр0)/Впр1 - (Впр0-Спр0)/Впр0

2. Влияние изменения себестоимости продаж:

ΔРпр(ΔСпр)=(Впр1-Спр1)/Впр1 - (Впр1-Спр0)/Впр1

 

Баланс факторов:

ΔРпр=Рпр1-Рпр0=ΔРпр(ΔЦ)+ΔРпр(ΔСпр)

(см. Таблицу 5.37)

ü 1 вариант. Осуществляется на базе данных формы 2 и дополнительной информации. При этом варианте определяется влияние на рентабельность продаж 3х факторов (из 4, влияющих на прибыль от продаж): Структура продаж, Себестоимость продаж, Цены продаж.

Этот вариант используется на практике крайне редко и только в тех организациях, где осуществляется калькулирование себестоимости единицы продукции. И тем самым имеется возможность расчета уже двух дополнительных показателей, т.е. подстановок.

Этот вариант изложен в Приложении 6 учебного пособия (голубая книжка).

 

3.    Факторный анализ рентабельности активов

 

3.1. Факторный анализ рентабельности совокупных активов (капитала, авансированного в совокупные активы)

Рентабельность совокупных активов рассчитывается по формуле:

Рсов активов = ЧП/Аср

На основе метода расширения построим двухфакторную модель Рентабельности активов.

Рсов активов = ЧП/Аср = Впр/Аср * ЧП/Впр = Оа*Рпр ч

Оа-отдача активов

Рпр ч –рентабельность продаж по чистой прибыли

Произведем расчет влияния факторов на изменение рентабельности активов способом абсолютных разниц (отклонений).

ΔРА(ΔОА)=(ОА1А2)*Рпр ч0– эффективность использования ресурса

ΔРА(ΔРпр ч)=ОА1*(Рпр ч1пр ч 0) – эффективность текущих затрат

Баланс факторов:

ΔРАА1А0=ΔРА(ΔОА)+ΔРА(ΔРпр ч)

 

С целью обеспечения реальности оценки эффективности использования активов необходимо учесть ряд моментов:

1. Во вновь созданных организациях при наличии задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал актив баланса завышен на сумму такой задолженности. В связи с этим при анализе возможно и целесообразно изучение влияния на рентабельность активов такого структурного показателя как Удельный вес активов реально находящихся в обороте (Ур), который рассчитывается по формуле:

Ур=Ар ср/Аср

Ар – активы, реально находящиеся в обороте

При этом:

Ар ср = Аср – Зу ср

Зу ср – средний размер задолженности участников (учредителей) (по средневзвешенной)

А ср – средний размер активов, числящихся на балансе

 

2. Не все активы, реально находящиеся в обороте, используются в предпринимательских целях, т.е. в получении прибыли. К ним в первую очередь относится незавершенное строительство. Поэтому при анализе можно изучить влияние такого структурного показателя как Удельный вес активов, используемых в предпринимательских целях (Уп),который рассчитывается по формуле:

Уп=Ап ср/Аср

Ап ср – средний размер активов, используемых в предпринимательских целях.

При этом:

Ап ср = Ар ср – НЗС ср

 

При условии влияния обоих факторов формула отдачи активов примет вид:

ОА=Впр/Аср=Ар ср/Аср * Ап ср/Ар ср * Впр/Ап ср

или ОА= Ур*Уп*ОАП

ОАП=отдача активов, используемых в предпринимательских целях.

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли может быть детализирована следующим образом:

Рпр ч=ЧП/Впр=Ппр/Впр * ПДН/Ппр * ЧП/ПДН

ПДН – прибыль до налогообложения

Представим эту модель в следующем виде:

Рпрч=Рпр*Кпфр*Кэл

Рпр – рентабельность продаж, характеризует эффективность текущих затрат на производство и продажу

Кпфр- коэффициент соотношения Прибыли до налогообложения и Прибыли от продаж. Он характеризует воздействие Прочего Финансового Результата.

Кэл-коэффициент соотношения Чистой прибыли и Прибыли до налогообложения. Он характеризует влияние элементов перехода от Прибыли до налогообложения к Чистой прибыли.

 

В детализированном виде 6-ти факторная модель Рентабельности активов м.б. представлена следующим образом:

РА=ЧП/Аср= Ар ср/Аср * Ап ср/Ар ср * Впр/Ап ср * Ппр/Впр * ПДН/Ппр * ЧП/ПДН

РА= Ур*Уп*ОАП *Рпр*Кпфр*Кэл

Расчет влияния факторов производится или способом цепных подстановок, или способом абсолютных разниц (Таблицы 5.43, 5.44, 5.45).

Формулы расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

Ø Влияние удельного веса активов, реально находящихся в обороте, в общей сумме активов:

ΔРА(ΔУр)=(Ур1-Ур0)*Уп0* ОАП0 *Рпр 0*Кпфр 0*Кэл 0

Ø Влияние удельного веса активов, используемых в предпринимательских целях

ΔРА(ΔУп)=Ур1*(Уп1 – Уп 0) *ОАП0 *Рпр 0*Кпфр 0*Кэл 0

Ø Влияние отдачи активов, используемых в предпринимательских целях.

ΔРА(Оап)=Ур1*Уп 1 * (ОАП1-ОАП0) *Рпр 0*Кпфр 0*Кэл 0

Ø Влияние рентабельности продаж.

ΔРА(Рпр)=Ур1*Уп 1 * ОАП1* (Рпр1-Рпр0) *Кпфр 0*Кэл 0

Ø Влияние коэффициента соотношения Прибыли до налогообложения и Прибыли от продаж

ΔРА(Кпфр)=Ур1*Уп 1 * ОАП1*Рпр1*(Кпфр1-Кпфр 0)*Кэл 0

Ø Влияние коэффициента соотношения Чистой прибыли и Прибыли до налогообложения

ΔРА(Кэл)=Ур1*Уп 1 * ОАП1*Рпр 1 *Кпфр1*(Кэл1-Кэл 0)

Баланс факторов:

ΔРАА1-РА0=ΔРА(ΔУр)+ΔРА(ΔУп)+ΔРА(Оап)+ΔРА(Рпр)+ΔРА(Кпфр)+ΔРА(Кэл).

 

Изменение факторов в 6тифакторной модели отражает:

a) Фактор Ур – отражает условия формирования капитала. Если капитал сформирован, то 1.

b) Фактор Уп- направления использования капитала, авансированного в активы. (Инвестиционная или производственная составляющая)

c) Фактор ОАП – эффективность использования капитала, авансированного в активы.

d) Фактор Рпр – эффективность текущих затрат на производство.

e) Фактор Кпфр – влияние прочих доходов и расходов на формирование Прибыли до налогообложения (на формирование конечного финансового результата)

f) Фактор Кэл – эффективность механизма налогообложения.

 

В процессе анализа возможна детализация влияния на изменение рентабельности активов факторов более низкого порядка.

Так, например, отдача активов, используемых в предпринимательских целях (ОАП), детализируется на влияние Отдачи внеоборотных активов и Оборачиваемости оборотных активов.

Детализация фактора рентабельности продаж (Рпр) осуществляется в разрезе факторов, влияющих на ее уровень (Цены продаж и Себестоимость продаж). Такая детализация осуществляется способом долевого участия (см. стр. 183 и 184 учебного пособия).

 

3.2. Факторный анализ рентабельности производственных фондов

Характеристика эффективности использования активов, непосредственно вовлеченных в производственный процесс, осуществляется на основе показателя Рентабельности производственных фондов, в состав которых включаются следующие элементы:

1. Основные производственные фонды (основные средства) – стр.120 Формы 1

2. Нематериальные активы производственного назначения – в чистом виде в балансе нет, но можно выделить из стр. 110.

3. Материальные оборотные активы, т.е. запасы и затраты – стр. 210.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле:

Рпф=Ппр/ПФ ср

Ппр – прибыль от продаж

ПФ ср – средний размер производственных фондов

 

Двухфакторная модель рентабельности производственных фондов имеет вид:

Рпф=Ппр/ПФ ср = Впр/ПФ ср * Ппр/Впр=Опф * Рпр

Опф – отдача производственных фондов

Рпр – рентабельность продаж

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности производственных фондов произведем способом абсолютных разниц:

Ø Влияние отдачи производственных фондов

ΔРпф(ΔОпф)=(Опф1-Опф0)*Рпр0

Ø Влияние рентабельности продаж

ΔРпф(ΔРпр)=Опф1*(Рпр1-Рпр0)

 

Баланс факторов:

ΔРпф=Рпф1-Рпф0=ΔРпф(ΔОпф)+ΔРпф(ΔРпр)

 

При углубленном анализе уровень Опф детализируется на влияние Отдачи отдельных их элементов и Оборачиваемости запасов. Детализация фактора Рпр осуществляется на влияние Себестоимости продаж и Цен продаж. При этом используется способ долевого участия (стр. 183 и 184 учебного пособия).

 

3.3. Факторный анализ рентабельности чистых активов

Рентабельность чистых активов по сути своей означает рентабельность уточненной величины собственного капитала и рассчитывается по формуле:

РЧА=ЧП/ЧА ср

СКуточн=стр.490 Ф.1 +стр.640-Зу

Стр.490 Ф.1- итог третьего раздела

Стр.640 – доходы будущих периодов – это источник, приравненный к собственному.

 

Двухфакторная модель РЧА имеет вид:

РЧА=ЧП/ЧА ср=Впр/ЧА ср * ЧП/Впр =ОЧА * Рпр ч

ОЧА – отдача читсыхаткивов

Рпр ч – рентабельность продаж по Чистой прибыли

 

Расчет влияния факторов на изменение Рентабельности чистых активов произведем способом абсолютных разниц:

Ø ΔРЧА(ΔОча)=(ОЧА1-ОЧА0)* Рпр ч0

Ø ΔРЧА(ΔРпр ч)ЧА1*(Рпр ч1-Рпр ч0)

 

Баланс факторов:

ΔРЧАЧА1-РЧА0=ΔРЧА(ΔОча)+ΔРЧА(ΔРпр ч)

 

Расширенная модель факторного анализа Рентабельности чистых активов по сравнению с такой же моделью Рентабельности совокупных активов имеет 1 дополнительный фактор, который стоит в модели на первом месте. Этот фактор возникает из способа расчета Рентабельности чистых активов с учетом того, что создание Чистой прибыли связано с функционированием всей совокупности активов, а не только чистых активов.

(Чистый актив – реальный капитал собственников).

 

Расширенная 7-факторная модель имеет вид:

РЧА=ЧП/ЧА ср=Аср/ЧАср * Ар ср/Аср * Ап ср/Ар ср * Впр/Ап ср * Ппр/Впр * ПДН/Ппр * ЧП/ПДН

Представим эту модель в следующем виде:

РЧАЧА* Ур*Уп*ОАП *Рпр*Кпфр*Кэл

КЧА=Аср/ЧАср

КЧА – коэффициент соотношения средней стоимости Совокупных и Чистых ативов.

 

4.    Факторный анализ рентабельности собственного капитала

 

5.    Факторный анализ рентабельности акционерного капитала

 

6.    Факторный анализ доходности акционерного капитала

 

7.    Факторный анализ устойчивости эк роста.

 


 

8. Семинары:

Леонова Татьяна Михайловна.

 

Распечатать стр 76-93:

5.1-5.10.

 

Взять отчетность любой организации за 2009 год для курсовых работ. Нужно форму 1 и 2 (если будут все 5, то это лучше).

Условие для успешной курсовой работы:

1. прибыль у предприятия за оба периода: 470.

Прибыли уубытки: 029, 050, 140, 190 (за оба периода).

2. 490 – итог третьего раздела – СК. Когда 490>190, часть СК идет на формирование оборотных активов – это должно быть хотя бы на одну дату. Т.Е. НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОБОРОТЕ.

 

Зачет:

Выполняем по своему отчету то же, что по общему.


[1] Вопрос вынесен на самостоятельное изучение.

[2]Более подробно о видах деятельности – приказ Минфина РФ № 67-11 от 22.07.2003 «О формах бухгалтерской отчетности организации» с 2011 года – другой приказ.

[3]Перечень баз сравнения смотри в теме 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...