Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Числитель дроби предыдущей должен быть равен знаменателю дроби последующей.




Тема №2. Основные методы и приемы эк анализа.

1. Методы эк анализа

2. Методика эк анализа и ее основные элементы

2.1. Система аналитических показателей и их классификация

2.2. Факторное моделирование и виды взаимосвязи

2.3. Сравнение и условия обеспечения его сопоставимости.

2.4. Детализация и группировка

2.5. Элиминирование (исключение) и приемы его проведения.

2.6. Обобщение.

3. Экономико-математические методы в экономическом анализе. (Различать методологию; метод – путь исследования или способ достижения к-либо цели, способ решения задачи; методику)

 

1.Методы эк анализа

Методы эк анализа делятся на

· качественные (неформализованные)

· количественные (формализованные)

Качественные методы основаны на описании причин и условий финансово-хоз-й д-ти на логическом уровне (экспертный, метод сценариев (оптимистический, реалистический, пессимистический), метод мозгового штурма и др.). Качественным методам присущ субъективный х-р.

Количественные методы основаны на строгих формализованных зависимостях, когда взаимосвязь м/уанализируемым показателем и влияющими на него факторами выражается с помощью формул.

 

2. Методика эк анализа и ее основные элементы

Методика – это совокупность специальных приемов и способов исследования.

Общая методика отражает процедуру аналитического исследования в целом, без учета отраслевой специфики объекта анализа.

Частная методика – то конкретизация общей, применительно к конкретным процессам и отраслевым особенностям объекта анализа.

Основные элементы методики смотри в плане.

 

2.1. Система аналитических показателей и их классификация.

Аналитический показатель – это понятие, вкот-м находит отражение размер изучаемого аспекта финансово-хоз-й д-ти или ур-нь его эффективности.

 

Аналитические показатели классифицируются по следующим признакам:

По способу выражения:

А) абсолютные – выражают размер или величину процесса или результата

Б) относительные – отражают качественную характеристику хоз процессов

 

Абсолютные:

1. В зависимости от измерителей абсолютные показатели м.б.:

А) натуральные

Б) трудовые

В) стоимостные

2. В зависимости от порядкарасчета абсолютные показатели м.б.:

А) интервальные – размер показателя за период

Б) моментные – на определенную дату

В) средние – средний размер ресурса за период

 

Относительные:

Относительные показатели в зависимости от вводимых в расчет абсолютных м.б:

А) коэффициенты – это частные отделения абсолютных показателей в одинаковом измерении.

Б) удельные показатели – это частные отделения двух абсолютных показателей в различном измерении (пример: производит-ть труда, средняя выработка)

В) структурные – это частное от деления целого на части (Удельный вес активной части основных ср-в в их общей стоимости)

 

По содержанию аналитические показатели м.б.

А) количественные

Б) качественные

По цели применения:

А) результатные

Б) показатели эффективности

По степени обобщения д-ти:

А) обобщающие

Б) частные

По хар-ру использования:

А) показатели-характеристики процессов

Б) показатели-факторы

По широте использования:

А) общие

Б) специфические

 

2.2. Факторное моделирование и виды взаимосвязей.

Факторное моделирование– это установление взаимосвязей м/уанализируемым показателем и влияющими на него факторами с помощью моделей или формул.

 

Различают 2 основных видамоделей:

· Детерминированные  – это жесткие функц зависимости, на основе кот можно точно определить изменение размера анализируемого показателя при определенном изменении фактора)

· Вероятностные (стохастические) (-это такие связи, при кот м/у причиной и следствием нет точного соответствия, а имеется лишь определенное соотношение)

 

При построении моделей необходимо учесть, что факторы явл-сянезависимыми друг от друга величинами, поэтому формула расчета и факторная модель НЕ явл-ся адекватными.

 

в(выработка)=Q(объем проданной продукции)/Ч(средняя численность работников)

ЭТО формула расчета. А факторная модель имеет вид: Q=Ч(ср численность работников)*в.

 

Основные виды детерминированных моделей, используемых в эк анализе:

А) аддитивные

Б) мультипликативные

В) кратные

Г)комбинированные

Аддитивная модель имеет вид: Q=a+b-c…+d.

В аддитивной модели анализируемый показатель представляет собой алгебраическую сумму факторов-слагаемых.

Пример: Ппр=Впр(выручка от прадаж)-С(неполная себестоимость продаж)-КР(коммерческие расходы)-УР(управленческие расходы).

 

Мультипликативная модель имеет вид: Q=a*b*c*…*d

В мультипликативной модели анализируемый показатель представляет собой произведение факторов-сомножителей.

Примерами мультипликативных моделей выступают зависимости объема продукции (Q) от обеспеченности организацией производственными ресурсами и эффективности их использования. Такие зависимости представлены следующими факторными моделями:

1. По группе трудовых ресурсов:Q=Чср*в (в=Q/Чср), Чср – средняя численность, в- выработка.

2. По группе основных средств: Q=ОСср*ф/о (ф/о=Q/ОСср) ,ОСср-средняя стоимость основных средств, ф/о-фондоотдача.

3. По группе материальных ресурсов: Q=МЗ*м/о (м/о=Q/МЗ), м/о-материалоотдача, МЗ-объем потребленных в производстве материальных ресурсов (за период), Д20 К10, единственный ресурсный показатель, рассчитываемый по затратному методу, по объему потребленных ресурсов.

 

При построении мультипликативных факторных моделей соблюдаются следующие правила:

1. Факторы в модели должны представлять осмысленную величину.

2. При изучении абсолютного показателя первый фактор в модели выражен абсолютной величиной, а остальные относительными величинами.

3. При изучении относительного показателя все факторы в модели представлены относительными величинами.

4. Предыдущий фактор в модели не зависит от последующего, а последующий зависит от предыдущего.

Числитель дроби предыдущей должен быть равен знаменателю дроби последующей.

 

В западной теории и практике часто используется иной принцип построения мультипликативных моделей: знаменатель предыдущей дроби равен числителю последующей. Примером такой модели явл-ся факторная модель Дюпона, т.е. на основе которой осуществляется факторный анализ рентабельности собственного капитала:

 

Рск=ЧП/СКср (чистая прибыль/средний размер собственного капитала).

Преобразуем: Рск=ЧП/Впр * Впр/Кср * Кср/СКср

Впр – выучка от продаж

Кср – средний размер авансированного капитала (средний разсер валюты баланса)

СКср – средний размер собственного капитала.

Где:

ЧП/Впр – рентабельность продаж по чистой прибыли (эффективность текущих затрат)

Впр/Кср – отдача капитала (ОК) (или коэфф-т оборачиваемости) – ресурсного типа

Кср/СКср – коэффициент финансовой зависимости (КФЗ) – величина, обратная доли собственного капитала в общем размере капитала.

Кратная модель имеет вид: Q=a/b

В этой модели анализируемый показатель представляет относительную величину, отражающую соотношение факторов.

Примерами таких моделей явл-ся коэффициенты рентабельности:

Рк(а)=ПДН(ЧП)/Кср(Аср)

Рк(а)-рентабельность капитала (активов)

ПДН-прибыль до налогообложения

ЧП-чистая прибыль

Кср(Аср)-средний размер капитала (активов)

 

Комбинированная модель включает элементы как аддитивных так и мультипликативных зависимостей и имеет вид: Q=(a+b-c)/(d*f)

 

При построении факторных моделей используются методыпрямогомоделирования:

1. Метод удлинения (он сводится к детализации одного или нескольких первичных факторов на факторы более низкого порядка, которые связаны м/у собой алгебраической зависимостью).

 Например: З/е=Полная с-с продукции/Впр=МЗ/Впр+(РОТ+ОСН)/Впр+А/Впр+Прочее/Впр

МЗ-материальные затраты

з/е-затратоемкость

Впр-выручка от продаж

МЗ-матер затраты

РОТ-расходы на оплату труда

ОСН-отчисления на соц нужды

А-амортизация

Представим факторную модель в следующем виде:

З/е=М/е+З-п/е+А/Е+УПЗ

М/е-материалоемкость

З-п/емкость

А/е-амортизациеемкость

УПЗ-удельные прочие затраты

2. Метод расширения факторной модели сводится к введению в модель нового фактора путем умножения и одновременного деления на этот фактор одного или нескольких факторов первого порядка и к соединению их в новом сочетании.

Пример 1 (западный вариант, смотри 5 правило):

Рк=ЧП/Кср=(ЧП/Впр)*(Впр/Кср)

Рк-рентабельность капитала

Впр-выручка от продаж

Пример 2:

Рк=ЧП/Кср=(Впр/Кср)*(ЧП/Впр)

3. Метод сокращения применяется только для преобразования кратных моделей, при этом числитель и знаменатель делятся на один и тот же фактор. При этом форма связи м/у факторами не меняется.

Рк=ЧП/Кср=(ЧП/Впр) / (Кср/Впр)=Рпр по чп / к/е

Рпр по чп-рентабельность продаж по чистой прибыли

к/е-капиталоемкость

2.3. Сравнение и условия обеспечения его сопоставимости.

Сравнение – это многофункциональный прием. Многообразие видов сравнения обусловлено множественностью баз сравнения.

 

Наибольшее распространение получили следующие видысравнения:

a) С планом (бизнес-план, смета)

b) С проектом (инвестиционным)

c) В динамике (с собой сравниваем)

d) Со среднеотраслевыми показателями (с данными конкурента)

e) С зарубежными аналогами

f) С нормами и нормативами

g) Др.

 

Для реальности результатов сравнения необходимо обеспечитьсопоставимость сравниваемых показателей на основе соблюдения следующих условий:

a) Единство оценки сравниваемых показателей (объемные показатели берем в базовых)

b) Сравниваемые интервальные показатели берутся за один и тот же период

c) Сравниваемые показатели дб рассчитаны по аналогичной методике

d) При сравнении объемных показателей учитывают изменения в организационной структуре предприятий. При этом используется метод исключения.

e) При сравнении качественных показателей устраняется действие количественного фактора.

f) Использование переводных коэффициентов. (валюта)

 

2.4.Детализация и группировка.

Все показатели в отчетности явл-ся результатами обобщения, поэтому при анализе их детализируют.

 

Виды детализации:

a) По времени совершения хозяйственных процессов

b) По месту совершения хозяйственных процессов

c) По элементам (или составным частям)

d) По видам ресурсов (трудовые, материальные, основные средства –производственные, финансовые).

Группировка – это прием, обратный детализации, который позволяет выявить взаимосвязи м/уанализируемым показателем и влияющими на него факторами, обнаружить тенденции в динамике финансово-хозяйственной д-ти.

 

2.5.Элиминирование (исключение) и приемы его проведения.

Элиминирование – это логический прием, при помощи которого мысленно исключается действие на анализируемый показатель всех факторов, кроме одного, влияние которого подлежит изучению.

Элиминирование при аддитивных факторных моделях сводится по существу к приему сравнения, т.к. расчет размера влияния изучаемого фактора на анализируемый показатель осуществляется путем вычитания базисного значения этого фактора из его отчетного значения.

При этом общее изменение анализируемого показателя равняется сумме отклонений воздействующих на него факторов – слагаемых.

Очередность расчетов величин влияния факторов не имеет значения.

 

Пример: рассмотрим использование приема элиминирования на примере аддитивной факторной модели выручки от продаж.

Впр=ОНПнп+ВП-ОНПкп

Впр-выручка от продаж

ОНПнп-остатки нереализованной продукции на начало периода

ОНПкп-остатки нереализованной продукции на конец периода

ВП-выпуск продукции

 

Алгоритм расчета влияния факторов:

1. ΔВпр(ΔОНПнп)=ОНПНП1-ОНПНП0

ОНП-остатки нереализованной продукции

2. ΔВпр(ΔВП)=ВП1-ВП0

3. ΔВпр(ΔОНПкп)=ОНПКП1-ОНПКП0, с обратным знаком.

 

Таким образом: ΔВпр=ΔВпр(ΔОНПнп)+ΔВпр(ΔВП)+ΔВпр(ΔОНПкп)

 

При мультипликативных факторных моделях элиминирование осуществляется следующими способами:

1. Цепных подстановок

2. Абсолютных разниц (отклонений)

3. Процентных разниц

4. Индексным

5. Интегральным

6. Др.

Использование этих методов обусловлено невозможностью однозначного и безостаточного распределения м/уфакторами-сомножителями результата изменения произведения.

 

Метод цепных подстановок.

Суть метода заключается в том, что для расчета влияния факторов на изменение анализируемого показателя определяется подстановка.

Подстановка – это условная величина, которая отвечает на вопрос: каким был бы размер анализируемого показателя, если бы изменилось значение лишь одного фактора в модели, а значение других остались бы неизменными. При анализе рассчитывается ряд подстановок, число которых равняется (n-1), где n-число сомножителей модели.

Количествовариантовподстановок будет равно n!.

Подстановка осуществляется путем последовательной замены базисного значения изучаемого фактора на его отчетное значение. Размер влияния изучаемого фактора рассчитывается путем сравнения двух значений анализируемого показателя, в которых изучаемый фактор принят в разных значениях: в отчетном и базисном.

Следовательно каждая подстановка участвует в расчетах 2 раза: первый раз в качестве уменьшаемого, второй раз в качестве вычитаемого.

Если в модели больше двух факторов, то рассчитывают несколько подстановок, которые образуют цепочку. Отсюда возникло и название метода.

Сумма размера влияния всех факторов обязательно д.б. равна отклонению отчетного значения анализируемого показателя от его базисного значения.

Т.о. при анализе кроме базисного и отчетного значения анализируемого показателя используются (n-1) подстановок.

 

Пример: рассмотрим использование метода цепных подстановок на примере зависимости объема выпуска продукции от двух трудовых факторов на основе следующей модели:

Q=Чср*в

Чср-средняя численность работников

В-средняя выработка одного работника

Q-объем выпуска продукции.

Исходная информация:

показатели Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб. 4000 4500 +500
2. Средняя списочная численность работников, чел. 100 90 -10
3. Средняя выработка одного работника, тыс. руб. 40 50 +10

 

Первый вариант подстановки: произведение отчетной численности и базисной выработки.

Qусл=Чср10=90*40=3600 (был бы такой объем при прежней выработке)

 

Алгоритм расчета влияния факторов:

1. Изменение объема выпуска продукции за счет изменения численности

ΔQΔЧср=Qусл-Q0=Чср1в0-Чср00=3600-4000=-400

2. Изменение объема выпуска продукции за счет изменения выработки

ΔQΔв=Q1-Qуслср1в1ср1*в0=4500-3600=+900

 

Баланс факторов:

ΔQΔ=ΔQΔЧср+ΔQΔв=-400+900=+500

ΔQ=Q1-Q0=4500-4000=+500

В нашем примере за счет снижения средней численности на 10 человек объем продукции снизился на 400 тысруб, а в результате роста средней выработки на 10 тысруб объем продукции возрос на 900 тыс руб.

 

Второй вариант подстановки: произведение базисной численности и отчетной выработки.

Qусл=Чср01=100*50=5000 (был бы такой объем при прежней численности)

 

Алгоритм расчета влияния факторов:

1. Изменение объема выпуска продукции за счет изменения средней выработки

ΔQΔв=Qусл-Q0ср0в10*в0=5000-4000=+1000

2. Изменение объема выпуска продукции за счет изменения численности

ΔQΔЧср=Q1-Qусл=Чср1в1-Чср01=4500-5000=-500

 

Баланс факторов:

ΔQΔ=ΔQΔЧср+ΔQΔв=-500+1000=+500

ΔQ=Q1-Q0=4500-4000=+500

 

В обоих вариантах результат совместного влияния двух факторов на выпуск продукции оказался одинаковым +500. Однако размеры влияния каждого из факторов в разных вариантах оказались различными.

Согласно принципу индексации сложных явлений второй вариант подстановки явл методологически неверным.

Согласно этим принципам первичныепризнаки (количественные факторы) взвешиваются по базисным значениям вторичных (качественных), а вторичные взвешиваются по отчетным значениям первичных. Т.о. влияние изменения на анализируемый показатель количественного фактора рассчитывается при базисном значении качественного, а влияние качественного фактора при отчетном значении количественного.

 

При построении подстановок пользуется таким правилом: в модели с двумя факторами подстановку всегда начинают с количественного фактора (он всегда стоит на первом месте в модели). Если в модели количество факторов больше двух, то подстановку осуществляют путем последовательной замены базисного значения фактора на его отчетное значение в той последовательности, в которой они стоят в модели.

 

Метод абсолютных разниц.

Суть этого метода заключается в том, что размер влияния изучаемого фактора рассчитывается путем умножения абсолютной разницы по данному фактору на базисные или отчетные значения других факторов, при этом факторы, стоящие в модели до изучаемого, т.е. слева, берутся в отчетном значении, а остальные – в базисном.Т.о. метод абсолютных разниц представляет собой разностную форму метода цепных подстановок, т.к. основан на математическом преобразовании: вынесении одинакового фактора сомножителя за скобки.

 

Рассмотрим взаимосвязь метода цепных подстановок и абсолютных разниц на примере нашей двухфакторной модели – зависимость объема продукции от трудовых факторов.

Метод цепных подстановок Метод абсолютных разниц
Изменение объема выпуска продукции за счет изменения численности ΔQΔЧсрср1в0ср00 ΔQΔЧср=(Чср1ср0)*в0
Изменение объема выпуска продукции за счет изменения выработки ΔQΔвср1в1ср10 ΔQΔвср11-*в0)
ΔQΔ=Q1-Q0=ΔQΔЧср+ΔQΔв ΔQΔ=Q1-Q0=ΔQΔЧср+ΔQΔв

 

Произведем расчет (метод абсолютных разниц) на основе данных нашего примера.

ΔQΔЧср=(Чср1-Чср0)*в0=(90-100)*40=-400

ΔQΔвср11-*в0))=90*(50-40)=900

ΔQΔ=Q1-Q0=ΔQΔЧср+ΔQΔв=-400+900=500

 

Результаты расчета методами цепных подстановок и абсолютных разниц выражают абсолютный размер влияния факторов на анализируемый показатель. Для оценки значимости размера влияния изучаемого фактора абсолютное значение его воздействия на результат следует разделить на базисное значение анализируемого показателя и умножить на 100.

 

2.6.Обобщение.

Обобщение – это заключительный прием эк анализа, в процессе которого:

· - дается развернутая характеристика результатов финансово-хозяйственной деятельности организации

· - выявляются резервы повышения ее эффективности,

· - разрабатываются управленческие решения по мобилизации резервов.

 

При обобщении используются следующие приемы:

1. выявление общих мест

2. выделение узких звеньев (например, недозагрузка оборудования)

3. балансовый метод

4. группировка

5. графически

 

Кроме рассмотренных 6 традиционных методов общей методики эк анализа (2.1 – 2.6) в аналитической практике используются такие методы как:

1. горизонтальный анализ, т.е. сравнение в динамике анализируемого показателя

2. вертикальный (или структурный) анализ – это определение структуры анализируемого показателя

3. трендовый анализ – это сравнение анализируемого показателя за ряд периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, отчищенной от форс-мажорных обстоятельств или случайных явлений.

4. метод финансовых коэффициентов – включает

a) расчет коэффициентов

b) определение взаимосвязей м/у ними

c) расчет размера влияния воздействующих на их уровень факторов.

 

3.Экономико-математические методы в экономическом анализе. (Различать методологию; метод – путь исследования или способ достижения к-либо цели, способ решения задачи; методику)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...