Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы




В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. По Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. Он не может быть индивидуализирован, в силу этого исключается возможность фактического владения им.

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются:

Физ. и юр. лица; РФ; субъекты Федерации и муниципальные образования. Применительно к субъекту гос. собственности на природные ресурсы от имени Г-ва правомочия собственника в соотв. со ст. 114 Конституции России осущ. Правительство РФ. Граждане и их объединения в праве иметь в частной собственности землю, обособленные водные объекты не имеющие связи с другими наземными водными объектами и размеры в соответствии с земельным законодательством. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию вобщем объеме собственности на землю и недра, леса, объекты живого и животного мира, другие объекты.

Права и обязанности граждан в сфере природопользования

В законе РФ «Об охране окружающей среды», (статья 11) записано, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде»

Граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

 

 

Граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относится к природе и природным богатствам.

Лимитирование и лицензирование природопользования

Лимитирование – это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели предельной ежегодной нормы вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Нормативы утверждались до 2001 года Госкомэкологией РФ, в настоящее время утверждаются Минприроды РФ.

Лицензирование природопользования – важнейшая часть управления природопользованием. В лицензиях на природопользование фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение реализации государственных программ; защита социальных, экономических и экологических интересов населения, проведение антимонопольной политики в природопользовании, защита прав природопользователя. Лицензия – это правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений. В лицензии устанавливаются ставки платежей за природные ресурсы. Лицензирование должно обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, субъектов Федерации и предприятий-природопользователей.

 

Конституционные основы экологического права. Экологический паспорт

1. Нормы, устанавливающие основы конституционного строя (положение ст.9). В ч. 1 ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма указывает на два вида отношения к природным ресурсам:

а) Использование;

б) Охрана.

Таким образом, закрепляются экологическая функция государства.

Ч.2 ст. 9 закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Особенности:

а) Конституция выделяет землю отдельно, т.к. это пространственный базис, на котором распространяется суверенитет.

б) На первом месте стоит частная собственность, т.к. монополия на природные ресурсы имела место раньше, а переход к множеству форм собственности - важный шаг к развитию рынка, поэтому государство придает особое значение этой форме, хотя все формы равны. В ч. 2 ст. 9 указано «и иные формы собственности». Это связано с процессом расгосударствования, при подготовке конституции было не ясно какие формы собственности потребуются.

2. Нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина в области охраны окружающей среды установлены статьями 36, 41, 42, 58 Конституции РФ. Ст. 36 подчеркивает связь права собственности на природные ресурсы с основными правами и свободами человека и гражданина.

Ряд авторов (Дубовик, Боголюбов) считают, что существует коллизия между ч.2 ст. 9 и нормой ст. 36 Конституции. Т.е. с одной стороны провозглашается многообразие форм собственности, и что все природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности, а с другой стороны ст. 36 устанавливает, что часть природных ресурсов могут находиться только в исключительной государственной собственности. (Статья Конституционные основы охраны окружающей среды С.А. Боголюбов, "Журнал российского права" N 11 2003 г.)

3.Нормы, относящиеся к определению компетенции федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов в области охраны окружающей среды.

Экологический паспорт - документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...