Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система профессионального образования. Управление профессиональным образованием.




Система профессионального образования состоит в России из трех уровней — начального, среднего и высшего. По общему уровню развития этой системы Россия сравнима с ведущими государствами мира. Широко признано высокое качество российского профессионального образования. Об этом свидетельствует то, что в высших учебных заведениях страны обучается около 100 тыс. иностранных студентов, в том числе свыше 30 тыс. — из стран СНГ и около 60 тыс. — из стран дальнего зарубежья.

Начальный уровень образуют около 4 тыс. средних профессионально-технических училищ (СПТУ), в которых обучается 1,6 млн человек. Сеть таких учреждений повторяет рисунок размещения населения по территории страны. Во многих случаях в советский период СПТУ были связаны с конкретными крупными промышленными предприятиями, фактически находясь на их обеспечении. Из-за резкого сокращения потребности в работниках со стороны этих предприятий (особенно относящихся к военно-промышленному комплексу) многие подобные училища были закрыты. Поэтому сеть начальною профессионального образования сократилась в 1990-е годы наиболее заметно. Сократилось и количество обучающихся.

Средний уровень профессионального образования образуют примерно 2,6 тыс. учебных заведений разных типов: техникумов, колледжей, училищ и др. В них обучается около 2 млн человек. Находятся такие учреждения в городских поселениях, концентрируясь в наиболее крупных из них, часто в региональных административных центрах. Сеть и количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях в течение 1990-х годов практически не изменились — некоторые техникумы были закрыты, но взамен появилось около 100 негосударственных учебных заведений.

Высшее профессиональное образование в стране дают около 950 учебных заведений, в которых обучается 4,1 млн студентов. За период 1990-х годов образовано около 450 новых вузов, в том числе 100 государственных и 350 негосударственных. Высшие учебные заведения располагаются преимущественно в административных центрах регионов России. При этом в последние годы самостоятельными учебными заведениями стали многие бывшие филиалы в региональных центрах страны. Но главным центром высшего профессионального образования в России остается Москва. В столице расположено около 150 вузов (100 государственных и 50 негосударственных). Около 50 высших учебных заведений находится в Санкт-Петербурге.

Вместе с ростом количества вузов выросло и число студентов в них. Так, в 2007/2008 учебном году в России обучалось 7,45 млн студентов — в 2,2 раза больше, чем в 1990/1991 учебном году. Рост произошел не только за счет негосударственных вузов, в которых учится около 700 тыс. человек, но и за счет государственных учебных заведений. На Москву и Московскую область приходится 1/5 студентов государственных вузов страны и 1/3 студентов негосударственных вузов. Изменения произошли в структуре обучающихся: сократилось количество студентов, обучающихся по техническим специальностям, которые требовались в основном в военно-про- мышленном комплексе. Одновременно сильно выросло число обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям, особенно в сфере экономики, финансов, юриспруденции. Важнейший показатель, раскрывающий развитие системы высшего образования в той или иной стране, — количество студентов, приходящееся на 10 тыс. населения. В России значение этого показателя выросло со 186 — в 1991 г. до около 500 — в 2008 г. По нему наша страна опережает Японию и большинство стран Западной Европы, хотя и отстает от США.

Децентрализация управления– процесс передачи функций управления местным органам власти, в образовании – самим образовательным учреждениям.

Контроль (франц. controle – «проверка») – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями.

Контроль качества профессионального образования– обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура рассматривает три этапа контроля: входной, промежуточный и выходной.

Методы контроля– способы получения информации о результативности процесса обучения.

Мониторинг(англ. monitor – «контролировать», «проверять») — 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике – планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса.

Мониторинг профессионального развития– внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

Мотивация– внешнее и внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. В педагогике мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но воспитывается в процессе непосредственной деятельности.

Планирование работы образовательного учреждения– принятие управленческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по степени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тематике и персональной принадлежности.

Содержание внутреннего контроля профессионального учебного заведения– включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений.

Управление– целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление образованием1)(как организация) сложная организационно- структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющих процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.

Управление образовательным учреждением – сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива.

Управленческое решение– творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Функции управления– законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...