Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проектирование содержания профессионального образования.




Проектирование содержания профессионального обучения осуществляется на двух уровнях. Сначала на федеральном уровне на основе федеральных компо­нентов образовательных стандартов разрабатывается комплект стандартных структурных элементов содержания обучения, на базе которого формируется блочно-модулъная учебная программа, а затем на ее основе проектируется содер­жание профессионального обучения на региональном уровне в соответствии с конечной целью обучения.

При этом на региональном уровне содержание структурных элементов, входя­щих в блочно-модульную учебную программу, предварительно уточняется в со­ответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенно­стями обучения в данном образовательном учреждении.

Классификация методов обучения

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленной на овладение знаниями, навыками, умениями, на воспитание и развитие. Существуют различные (в зависимости от избираемого принципа) классификации методов обучения.

В соответствии с источником знаний выделяют:

  • словесные методы (лекция, рассказ преподавателя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • наглядные методы (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и видеофильмов; демонстрация приемов действий и т. д.);

• практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследователь­ской работы, лабораторной работы; упражнения; составление таблиц, графиков, схем, диаграмм; выполнение измерений; изготовление приборов и т.д.).

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения обучающими­ся знаний в готовом виде. Учитель (преподаватель) сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (кни­ги, учебники), наглядных средств и практического показа;
  • репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизве­дение и повторение способа деятельности по заданиям педагога;
  • проблемное изложение заключается в том, что учитель (преподаватель) ставит проблему и показывает путь ее решения. Данный метод используетсяв ходе работы с книгой, на лекции, в ходе экспериментирования;
  • частично поисковый или эвристический метод состоит в том, что педагог организует участие обучающихся в выполнении отдельных этапов поиска;
  • исследовательский метод определяется как способ организации поиско­вой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.

Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение приемами научного познания в процессе их поиска и применения. Кроме то­го, он способствует развитию интереса и потребности в творческой деятель­ности.

Характеристика методов профессионального обучения

Обучение в профессиональных учебных заведениях состоит из двух циклов — теоретического и практического.

Теоретическое обучениевключает три блока: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Отсюда вытекает специфика методов теоретического обучения: словесного (устного), наглядного, аналитического.

Устное изложение учебного материала в процессе изучения общетехнических и специальных предметов осуществляется с применением таких методов, какрассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция.

Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод,наблюдения учащихся) имеют большое значение в профессиональной школе.Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что от 80 до 90 % информации из окружающего мира поступает через органы зрения.

Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы,детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т. д.) иизобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино- и видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т. д.).

Метод иллюстрации (разновидность наглядных методов) предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.В отдель­ных случаях целесообразно использоватьраздаточный материал (фотографиидиаграммы и т. д.).

Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с демонстрацией; они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает про­цесс формирования понятий.

Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомленииучащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Наибольшее дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях.

Видеометод интенсивно внедряется в практику учебных заведений. Источник экранной информации (видеопроекторы, киноаппараты, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеопоказ как отдельный метод обучения. Современные средства видеоинформациидают возможность подчеркнуть наиболее важные моменты. С помощью видеометода можно не только излагать новые знания, но и в динамике объяснять принципы действия сложных механизмов и машин, обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр.

Анализ проблемной ситуации как метод теоретического обучения — это глубокое и детальное исследование реальных или искусственно созданных условий(обстановки), выполняемое для выявления характерных свойств. Этот метод развивает аналитическое мышление, прививает системный подход к решению проблем, учит налаживанию деловых и профессиональных контактов, принятию коллективных решений и устранению возможных конфликтов. Д.В. Чернилевский различает четыре вида учебных проблемных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражние.

Практическое обучение.В профессиональном обучении принципиально важное значение имеют практические методы. Метод упражнения. Упражнения способствуют закреплению практическихумений и знаний, полученных в процессе изучения специальных предметов. Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. К упражнениям такого типаносятся упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, проводимые в форме письменных заданий, когда учащимся необходимо указать название, назначение, расположение отдельныххузлов и деталей. К репродуктивным упражнениям относят также разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п.

Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учатсамостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. К типичным творческим упражнениям относят различные задачи: на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснениеразличных технологических явлений и процессов.При изучении специальных предметов широкое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов. Поисковые упражнения — это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся. В процессе проведения лабораторно-практическихработ формируются определенные профессиональные умения, которые затемприменяются в процессе производственного обучения.

Стажировка с выполнением должностных ролей. Главное условие стажировки — это выполнение под контролем педагога-организатора определенныхдействий в реальных производственных условиях. Этот метод обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализи­рованных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.

Решение производственно-технических задач наиболее характерно для производственного обучения и связано с расчетом режимов обработки, наладки и регулировки, определением режимов и параметров выполнения учебно-произ­водственных работ, конструированием монтажных схем, самостоятельной разра­боткой технологических процессов обработки, сборки, наладки и т. д. Наиболее высоким уровнем решения производственно-технических задач является выпол­нение заданий творческого характера.

Моделирование производственных ситуацийподготавливает обучающихся к действиям в аналогичных ситуациях, возникающих в реальных условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...