Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проектирование содержания профессионального образования.
Проектирование содержания профессионального обучения осуществляется на двух уровнях. Сначала на федеральном уровне на основе федеральных компонентов образовательных стандартов разрабатывается комплект стандартных структурных элементов содержания обучения, на базе которого формируется блочно-модулъная учебная программа, а затем на ее основе проектируется содержание профессионального обучения на региональном уровне в соответствии с конечной целью обучения. При этом на региональном уровне содержание структурных элементов, входящих в блочно-модульную учебную программу, предварительно уточняется в соответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенностями обучения в данном образовательном учреждении. Классификация методов обучения В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленной на овладение знаниями, навыками, умениями, на воспитание и развитие. Существуют различные (в зависимости от избираемого принципа) классификации методов обучения. В соответствии с источником знаний выделяют:
• практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследовательской работы, лабораторной работы; упражнения; составление таблиц, графиков, схем, диаграмм; выполнение измерений; изготовление приборов и т.д.). В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют:
Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение приемами научного познания в процессе их поиска и применения. Кроме того, он способствует развитию интереса и потребности в творческой деятельности. Характеристика методов профессионального обучения Обучение в профессиональных учебных заведениях состоит из двух циклов — теоретического и практического. Теоретическое обучениевключает три блока: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Отсюда вытекает специфика методов теоретического обучения: словесного (устного), наглядного, аналитического. Устное изложение учебного материала в процессе изучения общетехнических и специальных предметов осуществляется с применением таких методов, какрассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция. Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод,наблюдения учащихся) имеют большое значение в профессиональной школе.Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что от 80 до 90 % информации из окружающего мира поступает через органы зрения. Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы,детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т. д.) иизобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино- и видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т. д.). Метод иллюстрации (разновидность наглядных методов) предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.В отдельных случаях целесообразно использоватьраздаточный материал (фотографиидиаграммы и т. д.). Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с демонстрацией; они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает процесс формирования понятий. Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомленииучащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Наибольшее дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Видеометод интенсивно внедряется в практику учебных заведений. Источник экранной информации (видеопроекторы, киноаппараты, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеопоказ как отдельный метод обучения. Современные средства видеоинформациидают возможность подчеркнуть наиболее важные моменты. С помощью видеометода можно не только излагать новые знания, но и в динамике объяснять принципы действия сложных механизмов и машин, обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр. Анализ проблемной ситуации как метод теоретического обучения — это глубокое и детальное исследование реальных или искусственно созданных условий(обстановки), выполняемое для выявления характерных свойств. Этот метод развивает аналитическое мышление, прививает системный подход к решению проблем, учит налаживанию деловых и профессиональных контактов, принятию коллективных решений и устранению возможных конфликтов. Д.В. Чернилевский различает четыре вида учебных проблемных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражние. Практическое обучение.В профессиональном обучении принципиально важное значение имеют практические методы. Метод упражнения. Упражнения способствуют закреплению практическихумений и знаний, полученных в процессе изучения специальных предметов. Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. К упражнениям такого типаносятся упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, проводимые в форме письменных заданий, когда учащимся необходимо указать название, назначение, расположение отдельныххузлов и деталей. К репродуктивным упражнениям относят также разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п. Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учатсамостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. К типичным творческим упражнениям относят различные задачи: на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснениеразличных технологических явлений и процессов.При изучении специальных предметов широкое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов. Поисковые упражнения — это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся. В процессе проведения лабораторно-практическихработ формируются определенные профессиональные умения, которые затемприменяются в процессе производственного обучения. Стажировка с выполнением должностных ролей. Главное условие стажировки — это выполнение под контролем педагога-организатора определенныхдействий в реальных производственных условиях. Этот метод обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Решение производственно-технических задач наиболее характерно для производственного обучения и связано с расчетом режимов обработки, наладки и регулировки, определением режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, конструированием монтажных схем, самостоятельной разработкой технологических процессов обработки, сборки, наладки и т. д. Наиболее высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера. Моделирование производственных ситуацийподготавливает обучающихся к действиям в аналогичных ситуациях, возникающих в реальных условиях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |