Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная характеристика основных форм теоретической подготовки специалистов.




Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования является урок.

Урок — это организационная форма обучения, при которой преподаватель втечение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.

Выделяют следующие типы уроков:

  • уроки изучения нового материала;
  • уроки закрепления нового материала;
  • контрольные уроки;
  • комбинированные, или смешанные.

Лекция — основная форма обучения в вузе, представляет собой системное, монологическое изложение преподавателем учебного материала. Как правило, лекция имеет три части: введение, основная часть, заключение.

Выделяют такие разновидности лекций, как вводная, мотивационная, обзорная, установочная. Наравне с традиционными существуют такие нетрадиционные лекции, какпроблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог и др.1

Семинарское занятие — это коллективное обсуждение определенной темы позаранее подготовленным вопросам. Существуют разные формы проведения семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции и др. Традиционно семинары имеют следующую структуру: вначале преподаватель сообщает тему, цели занятия, затем идет обсуждение поставленных вопросов, и в конце подводятся итоги.

Экскурсия — форма обучения, связанная с посещением учебно-производственный участков. Основные этапы: подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.

Самостоятельной учебной работой принято называть овладение учащимисянеобходимыми знаниями и умениями путем чтения соответствующей литературы,подготовки докладов, сообщений, составления конспектов и т. п. Самостоятельная работаможет выполняться в форме домашнего задания.

Конференция — это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определениятемы,формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения,подготовки сборника материалов (если планируется их издавать) и т. д. Обычнона конференциях проводятся пленарные и секционные заседания, принимаютсяпрактические рекомендации.

Консультация — форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Консультация может индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися и студентами с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.

Формы практической подготовки

Лабораторная работа — форма обучения, направленная на формированиенеобходимых профессиональных умений. В ходе лабораторных занятий обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняютпрактическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Оцениваются лабораторные работы как по балльной, так и по рейтинговой системе.

Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках.

Дидактическая игра — целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта.

Практика — получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику.

Курсовое проектирование — это процесс разработки проектов (курсовых работ) по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету (или группе предметов). Курсовая рабо­та служит формой научного исследования. Она выполняется под научным руководством преподавателя, как правило, имеющего научную степень. Выпол­ненная курсовая работа защищается и соответствующим образом оценивается.

Дипломное проектирование — процесс разработки дипломных проектов на за­вершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государствен­ной аттестации выпускников высших и средних специальных учебных заведе­ний. Дипломные работы выполняются по определенной теме под руководствомнаучного руководителя. Они рецензируются и защищаются на заседании Госу­дарственной аттестационной комиссии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 540.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...