Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направление силы.




Процесс – последовательное изменение какого-либо предмета, состояния или явления материального мира, в которых выражаются определенные объективные закономерности; последовательность действий для достижения какого-либо результата.

Педагогический процесс в современной педагогической науке в большинстве случаев представлен как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин).

Сущность педагогического процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогическо­го процесса. Общепринятой в современной педагогике является структура педагогического процесса, включающая такие компоненты, как: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный.Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию.

Целевой компонент включает цели и задачи педагогического процесса. Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогический процесс организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением, особенностями и функциями данного процесса, а также функциями этого компонента педагогического процесса, согласно которым он должен выполнять роль предмета познавательной деятельности обучаемых, средства их практической деятельности и средства управления их развитием. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и местный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

Цель, задачи и содержание педагогического процесса реализуются через взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями), которое включает взаимосвязанную деятельность педагогов и воспитанников (преподавание и учение). Это взаимодействие своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с опре­деленной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педпроцесса, протекающего в любой педагогической системе.

Организационно-деятельностный компонент характеризует методы, средства, формы организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

Метод педагогического взаимодействия - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и обучаемыми, каковы возможные пути их оптимального сочетания.

Организационно-деятельностный компонент включает также характеристику средств педагогического взаимодействия.К средствам педагогического взаимодействия относятся как капитальные, обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения (кабинеты для проведения занятий различного плана, учебные принадлежности и пр.), так и средства текущего применения (учебные пособия, учебники, специальная литература, аудиовизуальные материалы, технические средства информации и контроля, мультимедийные обучающие программы и пр.), а также различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению педагогических задач (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, общение).

Организационная форма педагогического взаимодействия - это специальная кон­струкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержа­нием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Результативно-оценочный компонент характеризует результат педагогического процесса, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели. Данный компонент обеспечивает получение информации об эффективности реализуемого процесса и позволяет вносить в него своевременные коррективы для исправления выявленных недостатков. Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверя­ются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие кор­рективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Реализация в совокупности и логической последовательности выделенных компонентов педагогического процесса обеспечивает эффективность его осуществления и достижение его цели.

Движущими силами педагогического процессаявляются противоречия. Все противоречия делятся на объективные и субъективные. Объективные противоречия: противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни; противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации; противоречие между активно-двигательной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни. Субъективные противоречия: противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; противоречия между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...