Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы к зачету (примеры вопросов)Стр 1 из 3Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФСКИМ ВОПРОСАМ ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭЕЗАМЕНАМ
ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ. 2 ЧАСА 1. Возникновение рационального знания. 2. От мифологии к философии. Древний Восток и Египет: развитие знания. 3. Первая греческая наука. Пифагорейцы, Аристотель. 4. Евклид и эллинистическое знание ДОКЛАДЫ 1. Философия и наука. Специфика философского и научного мышления. 2. Наука и обыденное знание; наука и искусство. 3. Функции науки в жизни общества (мировоззренческая, производительная, культурная). 4. Становление первых форм теоретического знания в античной культуре. 5. Особенности построения математического знания в «Началах» Евклида. 6. Проблемы физики в античной науке (атомисты, Аристотель, Евклид, Птолемей).
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ЗАПАДНОМ МИРЕ ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 2 ЧАСА.
1. Развитие средневекового знания. Алхимия, философия, математика 2. Секуляризация научного знания в Итальянском Возрождении. Развитие свободного познания. 3. Натурфилософские и астрономические открытия в эпоху Возрождения 4. Галилей и его роль в возникновении и развитии естествознания ДОКЛАДЫ 1. Рационалистическая метафизика XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза,). 2. Формирование науки как профессиональной деятельности. 3. Научная картина мира. 4. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. 5. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
ТЕМА 3.НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ДИНАМИКА НАУКИ. 4 ЧАСА. ПРОТЕСТАНТИЗМ И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 1. Математические начала натуральной философии Ньютона 2. Понятие онтологии физического знания. Пространство и время в механике. 3. Субстанциональная картина мира. ДОКЛАДЫ
1. Создание И.Ньютоном основ классической механики и их значение для развития науки и философии. 2. Роль математики в развитии физики. 3. Эволюция физических представлений о пространстве и времени (Г.Галилей, И.Ньютон). 4. Понятия движения и покоя в механике Нового времени (Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон). 5. Роль астрономии в формировании и развитии классической механики (Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей И.Ньютон). 6. «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона: основные понятия и принципы классической механики.
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ОТ НЬЮТОНА ДО ЭЙНШТЕЙНА. 4 ЧАСА 1. Развитие физических идей от Ньютона до Лагранжа. 2. Опыты Майкельсона-Морли и теория эфира 3. Пуанкаре, Минковский, Эйнштейн: возникновение релятивистской картины мира 4. Концепция геометризации физики на современном этапе. Методологические основы современной науки 5. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДОКЛАДЫ 1. Механический эфир как основное понятие в решении задач физики ХIХ века. 2. Соотношение эксперимента и теории в открытии электрона и начало становления электронной теории материи (Дж.Дж.Томсон, Х.А.Лоренц, П.Зееман). 3. Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в. 4. Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в. 5. Открытие неевклидовой геометрии и её значение для развития математики и физики. 6. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в ХХ в. 7. Физика и математика: взаимодействие и взаимопроникновение
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПОСЛЕ ЭЙНШТЕЙНА. 4 ЧАСА. 1. Развитие представлений об электромагнетизме. 2. Принцип неопределённости Гейзенберга. Теория Паули. Теория Дирака. Основное уравнение квантовой механики – уравнение Шредингера. 3. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Ступени рационального обобщения в технике. 4. Основные закономерности исторического процесса в науке и технике, этапы ее развития. ДОКЛАДЫ 1. Концепция дополнительности Н.Бора и принцип неопределенности В.Гейзенберга – философский смысл. 2. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах 3. Статья А.Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел». 4. Открытие ядерной структуры атома и его роль в создании квантовой теории (от Э.Резерфорда к Н.Бору). 5. Физика на рубеже ХХ и ХХI вв. в свете «проблем В.Л.Гинзбурга» (по статье В.Л.Гинзбурга «Какие проблемы физики и астрофизики представляются важными и интересными?»). 6. Концепция дополнительности Н.Бора и принцип неопределенности В.Гейзенберга – философский смысл. 7. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах
8. Статья А.Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел». ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 5.1 Форма промежуточной аттестации
По дисциплине промежуточная аттестация предусмотрена в форме: контрольной работы в 2 семестре. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ - СДАВАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ НА ПОСЛЕДНЕМ ЗАНЯТИИ Работа с предварительно прочитанным текстом 2. Карнап Рудольф. Философские основания физики 3. Гейзенберг Вернер. Избранные философские работы (2006). 4. Гейзенберг Вернер. Философские проблемы атомной физики 5. Мах Эрнст. Познание и заблуждение 6. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. 7. Рейхенбах Ганс. Философия пространства и времени
10. Планк Макс. Единство физической картины мира
Что делать: 1. Прочитать фрагмент (10-15 стр.) и сделать конспект на 3 страницы 2. Сформулировать главную идею в ОДНОМ предложении 3.Выписать 15 философских понятий, дать определение 5 структурообразующих понятий 4. Вписать ВСЕ пятнадцать понятий в схему 5. Включить выбранного Вами автора в направление философии и дать направлению характеристику – 4-5 предложений.
Магистрантом выбирается фрагмент текста из приведенных источников (выше) и производится рациональная его реконструкция: делается конспект на две-три страницы, формулируется идея фрагмента текста, определяются основные понятия, используемые автором, строится схематическая «картинка» взаимодействия основных понятий текста. Работа выдается в начале семестра, на предпоследней неделе магистранты выступают с сообщением по своей работе. ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По каждому разделу дисциплины предусмотрена текущая аттестация. Текущая аттестация проводится в форме зачета. Зачет сдается устно и состоит из ответов на вопросы.
5.2 Фонд оценочных средств Фонд оценочных средств промежуточной аттестации состоит из: типовых контрольных заданий к зачету. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ Вопросы к зачету (примеры вопросов) 1. Наука в культуре современной цивилизации. Наука и философия. Функции науки в жизни общества. 2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. 3. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. 4. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. 5. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Специфика методов физического познания. 6. Понятие онтологии физического знания. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. 7. Квантовая механика и отрицание истины в науке. Проблематичность достижения «объектности» описания и реализуемость получения знания, адекватного действительности. 8. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |