Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к зачету (примеры вопросов)




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФСКИМ ВОПРОСАМ

ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭЕЗАМЕНАМ

 

ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ. 2 ЧАСА

1. Возникновение рационального знания.

2. От мифологии к философии. Древний Восток и Египет: развитие знания.

3. Первая греческая наука. Пифагорейцы, Аристотель.

4. Евклид и эллинистическое знание

ДОКЛАДЫ

1. Философия и наука. Специфика философского и научного мышления.

2. Наука и обыденное знание; наука и искусство.

3. Функции науки в жизни общества (мировоззренческая, производительная, культурная).

4. Становление первых форм теоретического знания в античной культуре.

5. Особенности построения математического знания в «Началах» Евклида.

6. Проблемы физики в античной науке (атомисты, Аристотель, Евклид, Птолемей).

 

 

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ В ЗАПАДНОМ МИРЕ ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 2 ЧАСА.

 

1. Развитие средневекового знания. Алхимия, философия, математика

2. Секуляризация научного знания в Итальянском Возрождении. Развитие свободного познания.

3. Натурфилософские и астрономические открытия в эпоху Возрождения

4. Галилей и его роль в возникновении и развитии естествознания

ДОКЛАДЫ

1. Рационалистическая метафизика XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза,).

2. Формирование науки как профессиональной деятельности.

3. Научная картина мира.

4. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

5. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

 

ТЕМА 3.НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ДИНАМИКА НАУКИ. 4 ЧАСА. ПРОТЕСТАНТИЗМ И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

1. Математические начала натуральной философии Ньютона

2. Понятие онтологии физического знания. Пространство и время в механике.

3. Субстанциональная картина мира.

ДОКЛАДЫ

 

1. Создание И.Ньютоном основ классической механики и их значение для развития науки и философии.

2. Роль математики в развитии физики.

3. Эволюция физических представлений о пространстве и времени (Г.Галилей, И.Ньютон).

4. Понятия движения и покоя в механике Нового времени (Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон).

5. Роль астрономии в формировании и развитии классической механики (Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей И.Ньютон).

6. «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона: основные понятия и принципы классической механики.

 

 

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ОТ НЬЮТОНА ДО ЭЙНШТЕЙНА. 4 ЧАСА

1. Развитие физических идей от Ньютона до Лагранжа.

2. Опыты Майкельсона-Морли и теория эфира

3. Пуанкаре, Минковский, Эйнштейн: возникновение релятивистской картины мира

4. Концепция геометризации физики на современном этапе. Методологические основы современной науки

5. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ДОКЛАДЫ

1. Механический эфир как основное понятие в решении задач физики ХIХ века.

2. Соотношение эксперимента и теории в открытии электрона и начало становления электронной теории материи (Дж.Дж.Томсон, Х.А.Лоренц, П.Зееман).

3. Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в.

4. Формирование взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием в период XVIII – первой половиной XIX в.

5. Открытие неевклидовой геометрии и её значение для развития математики и физики.

6. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в ХХ в.

7. Физика и математика: взаимодействие и взаимопроникновение

 

ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПОСЛЕ ЭЙНШТЕЙНА. 4 ЧАСА.

1. Развитие представлений об электромагнетизме.

2. Принцип неопределённости Гейзенберга. Теория Паули. Теория Дирака. Основное уравнение квантовой механики – уравнение Шредингера.

3. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Ступени рационального обобщения в технике.

4. Основные закономерности исторического процесса в науке и технике, этапы ее развития. 

ДОКЛАДЫ

1. Концепция дополнительности Н.Бора и принцип неопределенности В.Гейзенберга – философский смысл.

2. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах

3. Статья А.Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел».

4. Открытие ядерной структуры атома и его роль в создании квантовой теории (от Э.Резерфорда к Н.Бору).

5. Физика на рубеже ХХ и ХХI вв. в свете «проблем В.Л.Гинзбурга» (по статье В.Л.Гинзбурга «Какие проблемы физики и астрофизики представляются важными и интересными?»).

6. Концепция дополнительности Н.Бора и принцип неопределенности В.Гейзенберга – философский смысл.

7. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах

 

8. Статья А.Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел».

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

5.1 Форма промежуточной аттестации

 

По дисциплине промежуточная аттестация предусмотрена в форме: контрольной работы в  2 семестре.

МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ - СДАВАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ НА ПОСЛЕДНЕМ ЗАНЯТИИ

Работа с предварительно прочитанным текстом

2. Карнап Рудольф. Философские основания физики

3. Гейзенберг Вернер.  Избранные философские работы (2006).

4. Гейзенберг Вернер. Философские проблемы атомной физики

5. Мах Эрнст. Познание и заблуждение

6. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод.

7. Рейхенбах Ганс. Философия пространства и времени

8. Шредингер Эрвин. Мой взгляд на мир.

9. Шредингер Эрвин. Что такое жизнь с точки зрения физики?

10. Планк Макс. Единство физической картины мира

 

Что делать:

1. Прочитать фрагмент (10-15 стр.) и сделать конспект на 3 страницы

2. Сформулировать главную идею в ОДНОМ предложении

3.Выписать 15 философских понятий, дать определение 5 структурообразующих понятий

4. Вписать ВСЕ пятнадцать понятий в схему

5. Включить выбранного Вами автора в направление философии и дать направлению характеристику – 4-5 предложений.

 

Магистрантом выбирается фрагмент текста из приведенных источников (выше) и производится рациональная его реконструкция: делается конспект на две-три страницы, формулируется идея фрагмента текста, определяются основные понятия, используемые автором, строится схематическая «картинка» взаимодействия основных понятий текста. Работа выдается в начале семестра, на предпоследней неделе магистранты выступают с сообщением по своей работе.

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

По каждому разделу дисциплины предусмотрена текущая аттестация. Текущая аттестация проводится в форме зачета.

Зачет сдается устно и состоит из ответов на вопросы.

 

5.2 Фонд оценочных средств

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации состоит из: типовых контрольных заданий к зачету.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы к зачету (примеры вопросов)

1. Наука в культуре современной цивилизации. Наука и философия. Функции науки в жизни общества.

2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

3. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки.

4. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

5. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Специфика методов физического познания.

6. Понятие онтологии физического знания. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий.

7. Квантовая механика и отрицание истины в науке. Проблематичность достижения «объектности» описания и реализуемость получения знания, адекватного действительности.

8. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...