Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методические рекомендации

По выполнению и защите

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

050103 - "География".

Степень (квалификация) -

Учитель географии

 

для студентов специальности   050103: география

 

 

Сочи  2006

 

Дипломная работа: Методические рекомендации по выполнению и защите / Под ред. Н.А. Битюкова, В.И. Анисимова, С.Л. Сычева - Сочи.: СГУТиКД, 2006. - 50 с.

 

 

Авторы-составители:

 

БИТЮКОВ Николай Александрович,  доктор биологических наук, профессор.

АНИСИМОВ Валерий Иванович, кандидат географических наук, доцент.

СЫЧЕВ Сергей Леонидович,  старший преподаватель.

 

 Рецензенты:

 

доктор биологических наук, профессор М.В. Придня

кандидат географических наук, доцент М.А. Стебенькова

 

 

Методические рекомендации адресованы студентам, выполняющим  дипломные работы по образовательной программе подготовки учителей географии (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.). Методические рекомендации предназначены также преподавателям, руководителям дипломных работ и организаторам учебного процесса.

Утверждено на заседании Ученого Совета СПИ СГУТиКД (протокол № ___от 19.12.2006 г.)

 

 

                             © СГУТиКД, 2006

© Битюков Н.А., Анисимов В.И., Сычёв С.Л.

 



СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                    стр.

 

  ВВЕДЕНИЕ       ………………….............................................. 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………...................................   5
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ...   8
3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  К  КВАЛИФИКАЦИИ И ДИПЛОМНОЙ   РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ...     12
4 ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …….   15
5 ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ    РАБОТЫ ................   17
6 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ  ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЫ    …………………………...............     18
7 ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ  ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ  …………………..........................     24
7.1 Общие положения                ……………...............................   24
7.2   Изложение результатов дипломной работы ......................   25
7.3 Оформление дипломной   работы    ……………………......   26
7.4 Правила цитирования  …………………….............................   28
7.5   Библиографический список …………………..........................   29
7.6    Правила библиографического описания документов  ….....   31
7.7    Сноски и ссылки    ……………………….................................   35
7.8 Правила сокращения слов и словосочетаний  ………..........   38
7.9 Правила написания числительных    ………….................... 41

 

7.10 Правила написания имен и названий ………....................   42
7.11 Карты, графики, таблицы, формулы ……………………….. 46
7.12 Оформление приложений …………………........................   55
7.13  Оформление демонстрационного (раздаточного) материала   56
8 РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ   РАБОТЫ ......................   57
9 СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ  .................................     58
10 ПРОЦЕДУРА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ  ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …………………………...............     59
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …........................   62
  Приложение А. Примерный список тем  дипломных                    работ    ……………………………….…………   63
  Приложение Б. Образец заявления на выполнение                       темы дипломной  работы …………………   68
  Приложение В. Образец задания на выполнение темы                    дипломной работы ………………...................   69
  Приложение Г. Образец титульного листа дипломной                      работы ………………………………………....   70
  Приложение Д. Образец печатной страницы текста                      дипломной работы    ………………….......   71
  Приложение Е. Образец составления рецензии на                       дипломную работу      …………...................   72
  Приложение Ж. Образец отзыва научного руководителя                         на дипломную работу ……………….........   73
  Приложение К. Образец оформления оглавления ............ 74
  Приложение Л. Образец оформления демонстрационного                        материала  ……………………………………   75
  Приложение М. Образец оформления нормоконтроля                     дипломной работы студента СПИ СГУТиКД     76

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие Методические рекомендации дополняют и развивают сложившийся в Социально-педагогическом институте  Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) порядок подготовки и защиты дипломных работ.

В них сформулированы основные требования к дипломной работе учителя географии, определены цели, задачи и формы выполнения дипломной работы; приведены рекомендации по выбору темы работы, этапам ее выполнения, объему, структуре, оформлению, а также рецензированию и процедуре защиты дипломной работы с учетом положений Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вступивших в действие в 2000 году, и других нормативных документов Минобразования России.

 

1  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. В Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) выполнение и защита дипломной работы наряду с итоговыми экзаменами является обязательным завершающим этапом учебного процесса.

Итоговые экзамены позволяют выявить теоретическую подготовленность студентов к решению профессиональных задач.

Дипломная работа является самостоятельной работой студентов. Ее выполнение и защита демонстрируют практическую готовность студентов к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

1.2. В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также сложившейся в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) практикой подготовки дипломных работ студенты, оканчивающие Социально-педагогический институт Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) по направлению 050103 – «География», выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломной работы.

1.3. Научный руководитель консультирует студентов по отдельным аспектам выполнения выпускной квалификационной работы в пределах учебных часов, отводимых для этого в СПИ СГУТиКД, и определяет ее готовность к публичной защите.

1.4. Дипломы СПИ СГУТиКД получают студенты, успешно прошедшие итоговую аттестацию, включающую итоговые экзамены и защиту дипломной работы, на основании решения Аттестационной комиссии.

1.5. Настоящие Методические рекомендации по подготовке и защите студентами выпускных квалификационных работ базируются на требованиях Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 050103 – «География», и других нормативных документов, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России и в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, в частности.

Одновременно Методические рекомендации дополняют и развивают сложившуюся в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей технологии и организации учебного процесса, в котором участвовал студент СПИ в период обучения.

1.6. В Методических рекомендациях учитываются важнейшие требования, предъявляемые к курсовым работам, выполняемым студентами СПИ на всех этапах обучения, так как авторы исходят из того, что выпускная дипломная работа может представлять собой не только новое исследование, но и обобщение материалов курсовых работ, углубленное и дополненное в соответствии с новейшими достижениями в теоретическом и практическом решении исследуемой проблемы. Тем самым обеспечивается преемственность в разработке изначально выбранной темы, так как именно преемственность письменных работ, выполняемых студентами на всех этапах обучения, является одним из эффективных методов подготовки студентов в СПИ.

Различие между курсовыми работами студента и дипломной работой на звание учитель географии прежде всего в том, что каждая последующая работа постепенно насыщается новой дополнительной информацией предметного, теоретического или методологического характера. Подобное постепенное развитие избранной темы может быть как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» направлениях.

Развитие дипломной работы по горизонтали предполагает:

- рассмотрение более широкого круга вопросов, касающихся разрабатываемой проблемы;

- больший охват и более полную характеристику объектов (элементов) рассматриваемой системы;

- написание более обстоятельного аналитического обзора предшествующих исследований, обобщающих теоретический и практический опыт решения данной проблемы, с охватом большего числа отечественных и зарубежных литературных источников и т.д.

В свою очередь, развитие дипломной работы в вертикальном направлении предполагает последовательное решение составных частей какой-либо сложной практической или исследовательской задачи на разных образовательных уровнях с появлением в работе элементов, имеющих научную новизну.

 1.7. Методические рекомендации дополнены примерным перечнем тем дипломных   работ по направлению 050103 «География» (Приложение А).

1.8. Не рекомендуется при выполнении дипломной работы использовать многочисленные методические пособия других вузов, встречающиеся на современном рынке учебной литературы. Несмотря на то, что ряд подобных разработок учитывает требования действующих стандартов, установившихся правил и иных условий, регламентирующих порядок написания и оформления выпускной квалификационной работы, и существенно облегчает труд студента, многие из них имеют либо общий характер, либо, наоборот, жестко привязаны к образовательным технологиям, используемым в этих высших учебных заведений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

2.1. Выполнение дипломной   работы имеет целью:

  - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера;

- развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении образовательных вопросов;

- оценку уровня подготовленности студентов к работе в образовательных учреждениях.

2.2. Задачи, решаемые студентом в дипломной   работе, должны быть направлены на достижение поставленных целей и соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю географии в школе в соответствии с направлением его деятельности и задачами, решаемыми им в практической работе.

2.3. Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно - управленческих задач; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Специалист должен иметь опыт работы с детьми.

Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использует разнообразные приёмы, методы, и средства обучения; реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию в полном объёме; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом специфики преподаваемого предмета.

Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются: учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительная, коррекционно-развивающая, управленческая.

2.4. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, и  должен знать: государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

 

 2.5.Специалист должен уметь:

осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Специалист:

владеет понятийно-категориальным аппаратом географических наук;

знает состояние и перспективы развития географических наук, их роль в современном научном знании о природе и обществе;

владеет современными методами географических исследований;

знает и умеет использовать прикладные аспекты географических наук;

владеет системой знаний о современных проблемах естествознания, многообразии и сохранении устойчивости географической оболочки, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли;

знает физико-химические основы природных явлений и процессов, причины их определяющие;

знает основы геологии, ее значение для изучения географических наук;

знает основы почвоведения, географическое распространение почв;

владеет знаниями о глобальных и региональных закономерностях формирования, развития и дифференциации природных, социально-экономических и природно-антропогенных геосистем;

владеет системой знаний по физической географии материков, океанов и России;

знает основные закономерности социально-экономической географии мира, регионов и России;

знает геоэкологические основы рационального природопользования;

знает основы геодезии, топографии и картографии, виды, содержание и основные способы использования географических карт, аэро- и космических снимков;

владеет основными методами использования геоинформационных систем;

знает географию своего региона, его специфические особенности;

владеет методикой преподавания географии и современными технологиями обучения;

знает принципы организации географического краеведения, умеет проводить исследовательскую и эколого-природоохранную работу с детьми и молодежью в условиях школы и внешкольных образовательно-воспитательных учреждений;

умеет проектировать и создавать географический кабинет, выбирать объекты для полевых практик, организовывать на них работу.

 

2.6. В процессе выполнения дипломной работы на заданную тему необходима обязательная конкретизация задач, решаемых выпускником, применительно к избранной теме исследования.

 

2.7. При выполнении дипломной   работы студент, причем независимо от направления подготовки и специализации, должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере. Эти навыки могут быть подтверждены компьютерным сбором и обработкой статистической информации, выполнением графических построений, печатью дипломной   работы и т.п.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 578.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...