Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие практики, ее роль в познании. Общественно-историческая практика как основной критерий истины.




 

        Значение практики для познавательного процесса подчеркивали философы разных ориентации — особенно диалектико-материалистической, гдепрактика понимается как активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности.

        Следует отметить, что понятие «практика» выразилось через достаточно широкий спектр терминов: «действие», «опыт» «опыт жизненного мира», «физическая жизнь», «опыт и целом» и т.п.

        Уже Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он господствует над ней. Это иесть не что иное, как деятельность, труд (хотя и «абстрактно-духовный»), в процессе которого человек изменяет и одновременно познает окружающий его мир.Практика («добро», «воля», «практическая идея») — одна из основных категорий гегелевской диалектики.

        Категория практики стала центральной категорией диалектико-материалистической философии. С введением практики в теорию пзнания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

        В процессе практики человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две диалектически взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная развивающаяся система материальной деятельности человечества.

        Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной западной философии. Так, П. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он подчеркивает, что практика — не враг научного познания, а «наиболее значимый стимул к нему».

        Важнейшие формы практики: а) материальное производство (труд), преобразование природы с помощью орудий труда;

б) социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношении определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны,преобразовние социальных структур);

в) научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой субъект искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

        Понимание сущности практики и ее форм позволяет выявить ее основные функции н процессе познания.

        Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни прежде всего и в конечном счете ее потребностями. В частности, математические, знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.п. Однако не всегда, конечно, неоткрытия в науке (например, периодический закон Менделеева) Делаются непосредственно «по заказу» практики.

        Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, формы, ступени познания от начала до конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном итоге задачами и потребностями практики. Она служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно, особенно в современной науке, не может быть успешным Практика является опосредованно целью познания, последнее осуществляется не ради простого любопытства. Все наши знания предназначены в конце концов для того, чтобы вернутьсн обратно в практику и активно влиять на ее развитиеЗадача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знании вкачестве «руководства к действию» по его преобразованию, для всестороннего удовлетворения материальных и духовных потребностейлюдей, для улучшения и совершенствования их жизни.

        Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции см. ниже).

        Все формы практики, как и ее функции, тесно взаимосвязаны. Практика — явление конкретно-историческое: она изменяется, развивается, совершенствуются ее формы, функции. Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя» - человека и, в частности, субъекта познания.

 

Истина, её черты. Истина и заблуждение.

        Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии,— это вопрос о познаваемости мирао возможностях человека получать достоверное знание.

Категория истины, так же как и многие другие понятия философии, имеет различные толкования. Наибольшее распространение получила классическая концепция истины, которую разделяли многие философы и ученые.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...