Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание, его виды. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы.




        Весь спектр мировоззренческих проблем, связанных с познавательным отношением человека к миру, традиционно относят к компетенции гносеологии. Гносеология не просто описывает всевозможные познавательные процессы, но обосновывает и утверждает возможность достоверного, истинного знания.

При помощи категорий и понятий в гносеологии формулируются фундаментальные вопросы: «Познаваем ли мир?»; «Что вообще представляют собой знание и познание?»; «Какие виды знаний существуют?» и многие другие.

Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Также м.сказать, что П-это идеальная форма предметно-практической деятельности. Познание не является простым отражением действительности. Оно - конструктивный, активный, целенаправленный процесс. Знания как результат процесса познания воплощаются, представляются во всевозможных знаковых системах, которые являются материальными носителями информации. Отсюда следует еще один облик познания: реконструкция реальности в чувственно-образной, понятийно-теоретической и знаково-символической форме.

Изучая процесс познания, надо иметь в виду, что в нем задействованы практически все способности человека, среди них и такие важнейшие, как чувства (живое созерцание) и разум (мышление, рациональное), находящиеся в тесном единстве друг с другом и с другими человеческими способностями.

        Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только результат биологической эволюции, как у других представителей животного мира. Поскольку человек к сущности своей есть существо социальное, «общественное животное», то его органы чувств «пронизаны» не только природой (что свойственно всем животным), но прежде всего социальными связями и отношениями. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представлении, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

        Ощущенияпредставляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Наиболее важную роль среди всех играют зрительные ощущения. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонентов более сложного образа — восприятия.

        Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структуроность, константность, осмысленность и активность,

        Представление— это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, Кентавр) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но в нем уже совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественного.

        Для чувственного познания и целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей па основе первоначального обобщении чувственных данных.

        Как ни велика роль последних в познании, их недопустимо абсолютизировать, что свойственно сенсуализму, или принижать их роль подобно рационализму, непомерно возвеличивая значение разума, мышления.

        Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Поэтому нужно прежде всего хорошо уяснить содержание этого важнейшего гносеологического понятия.

        Мышление— осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятии, категорий и др.).

        Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).

        Изучая данный вопрос, надо особо выделить то обстоятельство, что мышление — не чисто природноесвойство человека, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Выявив сущность мышления, надо перейти к рассмотрению его уровней и форм, выяснению их особенностей.

Еще в античной философии были выделены два необходимых, качественно различных уровня мышления — рассудок и разум.

        Рассудок— исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития,взаимосвязи вещей и Выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

        Разум— диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своем высшем уровне мышление может постигать сущность Вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно.

        Формы мышления (логические формы)— способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, формы рационального познания, такие, как гипотеза, проблема, теория и др., особенности которых будут рассмотрены ниже.

        Понятие— форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Предельно общие понятия — это философские категории (материя, развитие, протиноречие, форма и содержание и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слон, терминов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и т.п.).

        Суждение — форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждении отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Саратов стоит на Дону»)

        Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...