Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы индивидуальных заданий




БОТАНИКА

методические указания к полевой практике

для студентов 2-го курса

дневной формы обучения

специальности 5.09010303 – «Зеленое строительство

и садово-парковое хозяйство»

 

 

Луганск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БОТАНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

1.1. План проведения практики по ботанике

1.2. Содержание практики

1.3. Инструкция по технике безопасности

1.4. Требования к зачету

1.5. Вопросы к зачету

1.6. Темы индивидуальных заданий

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ГЕРБАРИЗАЦИИ РАСТЕНИЙ

2.1. Простейшее оборудование для сбора растений

2.2. Сбор растений

2.3. Сушка растений

2.4. Определение растений

2.5. Монтировка гербария

2.6. Инсерирование гербария

РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ

3.1. Латинский алфавит

3.2. Произношение латинских букв и их сочетаний

3.3. Правила ударения

ЛИТЕРАТУРА

 


ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика по ботанике является неотъемлемой частью учебного процесса и имеет большое значение в подготовке младших специалистов зеленого строительства и садово-паркового хозяйства. Она проводится на территории парка Горького, парка 1 мая, зелёных насаждений Луганской области и служит для практического изучения отдельных видов растений и растительности лесных, степных и других фитоценозов.

Цель практики: закрепление знаний полученных в течение учебного года и приобретения навыков по сбору и оформлению гербария, а также сбору органов растений для фиксации.

Задачи практики:

- приобретение навыков морфологического описания и определения растений из различных таксонов;

- знакомство с методикой сбора и сушки растений, монтировкой гербария, составлением коллекции;

- знакомство с различными типами растительных сообществ;

- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.

Учебная практика по ботанике дает возможность закрепить полученные теоретические знания и связать их с наблюдаемой жизнью растений и растительных сообществ в природе. Способствует развитию наблюдательности, ориентации в природе, расширяет кругозор и помогает приобрести навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 





РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БОТАНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

План проведения практики по ботанике

№ п\п Темы занятий Количество часов Самостоятельная работа
1. Инструктаж по технике безопасности 2  
2. Подготовка гербарных сеток для сохранения гербария 4  
3. Сбор растений побегов цветковых растений и их декоративных форм с листьями 8 16
4. Определение видов и форм цветковых растений, собранных в гербарий, оформление гербария 6 8
5. Оформление дневников и материалов, необходимых для отчета 6  
6. Отчет по практике 4  
  ВСЕГО                         54 30 24

 

Содержание практики

 

Содержание учебно-полевой практики по ботанике раскрывается на занятиях, которые включают теоретическую часть, практическую деятельность, самостоятельную работу с литературой, индивидуальную работу определенной тематики. Важный момент практики – работа с природными популяциями.

Практическая часть включает:

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Экскурсии в природу.

3. Сбор природного материала (ботанические объекты) с целью оформления гербарных листов.

4. Учебные занятия в лаборатории. Обработка собранного во время экскурсий материала. Описание, определение растений, их гербаризация.

5. Ведущая форма полевой практики – самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов по выполнению индивидуального задания и оформлению материалов практики.

6. Контрольная проверка знаний (зачет).

На проведение практики отводится одна учебная неделя (30 часов). За этот период необходимо:

- собрать, высушить и определить три вида травянистых растений;

- оформить гербарий собранных растений;

- ежедневно вести дневник прохождения практики;

- выполнить индивидуальное задание;

- сдать дифференцированный зачет.

 

Инструкция по технике безопасности

 

1. Учебная практика по ботанике проводится в течение 5 дней (по шесть часов в день). Занятия проходят как в лаборатории, так и в полевых условиях. Необходимо соблюдать дисциплину, принятую на занятиях, и четко выполнять инструкции преподавателя. Время начала каждого занятия оговариваются заранее. Окончание занятия определяет преподаватель по мере выполнения задания.

2. На экскурсии необходимо приходить в удобной для полевых условий одежде и обуви. Одежда должна быть с длинными рукавами для защиты от солнца и возможной аллергической реакции при контакте с некоторыми растениями, обязательно иметь при себе головной убор. На случай дождя надо иметь зонтик и куртку.

3. На экскурсиях в полевых условиях необходимо иметь медицинскую аптечку (одну на группу), питьевую воду, еду (продукты не должны быть скоропортящимися), желательно взять средства от комаров.

4. Во время экскурсий запрещается удаление от группы без разрешения, что связано с возможностью получения травмы, с повышенной опасностью в отдаленных от населенных пунктов местах и т. д. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе у линий электропередач.

5. Во время занятий в полевых условиях не разрешается пить сырую воду из случайных источников, купаться, курить, распивать спиртные напитки, разводить костры.

6. Большую часть времени на практике проходит работа с растениями, среди которых могут встретиться ядовитые и растения-аллергены. Поэтому ни в коем случае нельзя пробовать на вкус неизвестные растения. Соблюдать все необходимые меры предосторожности при работе с инвентарем и острыми инструментами (лопаты, ножницы, ножи и т. п.).

7. Во время экскурсий и после занятий на природе необходимо проверять открытые части тела и волосы на наличие клещей. При обнаружении клеща надо смазать его жирным кремом или растительным маслом, вынуть через некоторое время клеща и сохранить. После этого необходимо обратиться к врачу.

8. По окончании занятия необходимо вымыть лицо и руки с мылом.

9. До начала практики необходимо пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале.

 

 

Требования к зачету

 

Для сдачи зачета требуется:

1. Продемонстрировать знания основных принципов гербаризации растений и сдать три гербарных образца, оформленные в соответствии с изложенными ниже требованиями.

2. Уметь распознавать и описывать по морфологическим признакам все виды растений гербария.

3. Знать систематическое положение растений гербария.

4. Знать русские и латинские названия семейств, родов и видов растений гербария.

5. Знать жизненные формы и роль собранных растений в сложении растительного покрова определенных фитоценозов.

6. Предоставить дневник практики.

7. Предоставить отчет по практике с выполненной индивидуальной работой.

    В дневнике практики необходимо по дням расписать осуществлены экскурсии и вкратце сведения, которые на них были получены; кратко охарактеризовать проведенную работу в аудитории или лаборатории (ознакомление с методами гербаризации и определения растений, проведения морфологического описания).

В письменном отчете необходимо отразить цели и задачи практики; описать конкретные мероприятия, которые выполнены согласно плану; индивидуальное задание; сделать выводы (чему научился за период практики; сколько изучил и определил растений; характеристику какого семейства и типа растительности выполнил).



Вопросы к зачету

1. Гербарий. Понятие о гербарном листе, гербарном экземпляре и гербарном сборе. Значение гербария для ботанической науки.

2. Правила сбора растений в природе для гербария.

3. Правила сушки растений для гербария.

4. Правила монтировки гербария.

5. Этикетаж гербария.

6. Методика определения растений.

7. Общее строение растительной клетки, ее отличия от клеток других организмов.

8. Понятие о тканях.

9. Морфологическое строение корня растений.

10. Морфологическое строение побега растений.

11. Морфологическое строение листа растения.

12. Строения цветка растения.

13. Строение и классификация плодов растения.

14. Строение семян и зародыша растений.

15. Общая характеристика водорослей.

16. Общая характеристика царства Грибы.

17. Общая характеристика отдела Мохообразные.

18. Общая характеристика отдела Плауновидные.

19. Общая характеристика отдела Хвощевидные.

20. Общая характеристика отдела Папоротникообразные.

21. Общая характеристика отдела Голосеменные.

22. Практическое значение растений.

23. Влияние деятельности человека на современное состояние растительного мира, меры его охраны.

24. Растительность Луганской области.

 

Темы индивидуальных заданий

 

І. Характеристика семейства (айстровые, мятликовые, бобовые, розовые, капустные, яснотковые, гвоздичные, норичниковые, зонтичные, маревые, лютиковые, осоковые, бурачниковые, гречишные, мареновые) во флоре Луганской области.

План работы:

1. Общая характеристика семейства (число видов на планете, распространение по земному шару, жизненные формы, характеристика вегетативных органов: побег и корневая система, а также видоизменений; характеристика генеративных органов: соцветий цветков, плодов, семян; способы опыления и распространения семян)

2. Представленность семейства во флоре Луганской области. Анализ видового состава по жизненным формам, по приуроченности к определенным местообитаниям, по экологическим группам и степени редкости.

3. Описание редких растений семейства и особенно видов, занесенных в Красную книгу.

4. Практическое использование растений семейства и особенно местных видов.

5. Приложение: гербарий доминирующих видов, иллюстрации редких видов.

ІІ. Характеристика типов растительности:

хвойных лесов,

лиственных лесов,

степи,

лугов,

болот и водоемов

в Украине.

План работы:

1. Характеристика типа растительности (основное понятие, распространение и условия существования на Земном шаре, особенности, структура и динамика сообществ, классификация).

2. Характеристика типа растительности Украины (особенности распространения и условий существования в регионе, структура и динамика сообществ, разнообразие).

3. Особо охраняемые природные территории, на которых охраняются растительные сообщества в Луганской области.

4. Практическое использование представителей сообществ и особенно местных видов.

5. Приложение: гербарий доминирующих видов, иллюстрация редких видов, геоботанические описания растительности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...