Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема занятия: «Структурно-функциональная организация




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА БИОЛОГИИ С ГЕНЕТИКОЙ

 

Б И О Л О Г И Я

 

руководство к практическим занятиям

 

                                        

 

Учебное пособие для студентов

Лечебного и педиатрического факультетов

Ярославль - 2012

 

Методическое пособие разработано для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и  педиатрического и факультетов Ярославской государственной медицинской академии и содержит рекомендации к выполнению работ по разделам «Биология клетки», «Размножение», «Генетика», «Онтогенез».

Руководство составлено в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования (2010) и рабочей программы кафедры биологии с генетикой.

 

Авторы:

А.Г.Диунов – доцент, кандидат медицинских наук,  

                     заведующий кафедрой биологии с генетикой

Г.П.Жариков – доцент, кандидат биологических наук

 С.В.Тихомирова – старший преподаватель, кандидат биологических наук

 Н.А.Смирнова – преподаватель

Рецензент:

Гансбургский А.Н.- д.м.н., профессор кафедры гистологии с эмбриологией

                             и цитологией              

 

Рекомендовано к изданию цикловой методической комиссией по морфологическим дисциплинам ЯГМА (протокол № 4 от 26.04.2012).

 

                

                                             © А.Г.Диунов, Г.П.Жариков,                                     

                                                С.В.Тихомирова, Н.А.Смирнова

                                          © ЯГМА

Занятие № 1

Тема занятия: «Методы изучения эукариотической клетки.  

                       Устройство светового микроскопа и техника

                       микроскопирования»                    

Цель занятия:

-разобрать современные методы изучения эукариотической  клетки;

- изучить устройство светового микроскопа и овладеть методикой

работы  с ним;

- освоить методику приготовления временных микропрепаратов

 

    Работа № 1. Устройство и приемы работы с микроскопом

Световой микроскоп состоит из следующих основных частей: механической (штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микровинты), осветительной (зеркало, служащее для направления светового пучка на изучаемый объект) и оптической (окуляр и объективы). Цифры на окуляре и объективах показывают степень увеличения. Чтобы определить степень увеличение объекта, необходимо перемножить цифры на окуляре и объективе.

        Приемы работы с микроскопом:

1. Установить микроскоп на рабочем месте так, чтобы окуляр был обращен  

к левому глазу. Не передвигать микроскоп до конца работы с ним.

2. Альбом для рисунков разместить справа (или слева) от микроскопа.

3. Перед началом работы с микроскопом необходимо:

- проверить комплектность: наличие окуляра, объективов, зеркала;

- установить объектив малого увеличения (8 х);

- с помощью макровинта установить расстояние между объективом

и предметным столиком около 1 см.

4. Смотря в окуляр микроскопа, с помощью зеркала добиться максимального

освещения поля зрения.

5. Изучаемый микропрепарат разместить на предметном столике микроскопа    

покровным стеклом вверх. Изучаемый объект должен располагаться под

объективом.

6. Глядя в окуляр, с помощью макровинта добиться четкого изображения объ-

екта. Поскольку чаще в поле зрения оказывается только часть объекта,   то

необходимо рассмотреть весь препарат. Передвигать препарат следует боль-

шим и указательным пальцами левой руки, правая рука должна находиться

на макровинте, слегка поворачивая его для поддержания фокусного расстоя-

 ния.

7. Для изучения объекта на большом увеличении необходимо:

- выбранный участок объекта установить точно в центре поля зрения;

- вращая револьвер, установить объектив большого увеличения (40х) напро- 

тив отверстия в предметном cтолике. Переводить микроскоп на большое 

  увеличение  следует очень аккуратно, при этом смотреть не в окуляр, а сбо-

ку на микроскоп;

- для фокусировки изображения используйте микровинт.

Если самостоятельно не получается увидеть объект при большом увеличении микроскопа, пригласите преподавателя.

Для изучения объекта при большом увеличении можно использовать другой способ:

- выбранный участок объекта установить в центре поля зрения;

- макровинтом приподнять тубус микроскопа, вращением револьвера сме-

нить объектив  малого увеличения (8х) на объектив «40х»;

- СМОТРЕТЬ СБОКУ! Опустить объектив «40 х» почти до соприкосновения 

с покровным стеклом препарата;

- очень медленно, глядя в окуляр, приподнять тубус микроскопа макровин-

том до появления изображения объекта;

- далее четкость изображения поддерживать микровинтом.

8. После завершения изучения и зарисовки микропрепарата следует:

- вращением револьвера установить объектив малого увеличения;

- снять микропрепарат с предметного столика.  

     Работа № 2. Строение  животной  клетки

Перед выполнением работы ознакомьтесь с обобщенной схемой разреза яичника млекопитающего (Рис.1). Яичник является местом образования женских половых клеток. У млекопитающих в яичниках содержатся не яйцеклетки, а клетки-предшественники, находящиеся на той или иной стадии овогенеза.

 

 

 

Рис. 1. Схема разреза яичника млекопитающего

1 – первичный фолликул, 2 – растущий фолликул, 3 – созревающий

 фолликул, 4 – Граафов пузырек, 5 – разорвавшийся фолликул

 

Рассмотрите постоянный микропрепарат «Яичник млекопитающего» при малом увеличении микроскопа (объектив – 8 х). В корковом (наружном) слое яичника располагаются растущие фолликулы – овоциты I-го порядка, окруженные слоями фолликулярных клеток. Между овоцитом и окружающими его фолликулярными клетками имеется толстая прозрачная оболочка – zona pellucida (блестящая оболочка).

Выберите овоцит I-го порядка и установите его в центре поля зрения. Переведите микроскоп на большое увеличение (объектив – 40х) и изучите строение клетки. Овоцит имеет почти правильную округлую форму. В центре клетки располагается ядро с нитями хроматина и ядрышками. Цитоплазма овоцита равномерно заполнена относительно небольшим количеством питательных веществ.

В альбоме сделайте рисунок с обозначениями: цитоплазматическая мембрана, цитоплазма с питательными веществами, кариолемма, кариоплазма, хроматиновые нити, ядрышки.         

    Работа 3. Строение растительной клетки кожицы чешуи лука

Возьмите дольку луковицы, отделите мясистую чешую и снимите пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую с внутренней стороны. Положите пленку на предметное стекло и капните на ее пипеткой раствор йода, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (объектив – 8х).

На препарате видны тесно прилегающие друг к другу клетки вытянутой, почти прямоугольной формы. В клетках можно увидеть округлое ядро, окрашенное йодом в желто-коричневый цвет.

При большом увеличении микроскопа найдите двухконтурную оболочку клетки,  обратите внимание на зернистую структуру цитоплазмы. В цитоплазме некоторых клеток видны как бы пустоты – вакуоли с клеточным соком. Нарисуйте несколько клеток в альбом с обозначением их основных структур.

* * * * *

Тема следующего занятия:

«Структурно-функциональная организация эукариотической клетки»

Вопросы для устного собеседования:

1 . Клетка – элементарная открытая биологическая система. Типы клеточной 

организации. Основные положения клеточной теории.

2. Строение плазмолеммы: надмембранный, мембранный и субмембранный  

комплекс. Медицинские аспекты функций плазмолеммы.  

3. Строение ядра клетки: кариолемма, кариоплазма, хроматин, ядрышки.

Понятие об эухроматине и гетерохроматине.  Функции ядра.

4. Классификация органоидов клетки по строению и по функции. Строение и

функции мембранных органоидов клетки: митохондрии,  эндоплазматичес-

кая сеть, пластинчатый комплекс, пероксисомы.

5. Органоиды внутриклеточного пищеварения: первичные и вторичные лизосо-

мы, аутофаголизосомы, остаточные тельца. Понятие об аутолизе.

6. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, филаменты, центриоли, рес-

нички, жгутики. Цитоскелет клетки.

7. Биологическое и медицинское значение клеточных включений.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал

2. Под ред. В.Н.Ярыгина.  Биология  (в двух книгах).  М.,  «Высшая школа»,

2006. – Книга 1, с. 38 – 51.

3. Цитология (учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов) под ред.

Зайцева В.Б.., Киров, Кировская государственная медицинская академия,

 2001, 64 с.

* * * * *

Занятие № 2

Тема занятия: «Структурно-функциональная организация

                   эукариотической клетки»

Цель занятия:

- изучить строение и функции органоидов эукариотической клетки;

- ознакомиться с микроскопическим и ультромикроскопическим строением   

органоидов;

- разобрать структурную организацию наследственного аппарата  клеток;

- сформировать представление о клетке как открытой элементарной

биологической системе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...