Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема занятия: «Структурно-функциональная организацияСтр 1 из 7Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА БИОЛОГИИ С ГЕНЕТИКОЙ
Б И О Л О Г И Я
руководство к практическим занятиям
Учебное пособие для студентов Лечебного и педиатрического факультетов Ярославль - 2012
Методическое пособие разработано для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического и факультетов Ярославской государственной медицинской академии и содержит рекомендации к выполнению работ по разделам «Биология клетки», «Размножение», «Генетика», «Онтогенез». Руководство составлено в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования (2010) и рабочей программы кафедры биологии с генетикой.
Авторы: А.Г.Диунов – доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой биологии с генетикой Г.П.Жариков – доцент, кандидат биологических наук С.В.Тихомирова – старший преподаватель, кандидат биологических наук Н.А.Смирнова – преподаватель Рецензент: Гансбургский А.Н.- д.м.н., профессор кафедры гистологии с эмбриологией и цитологией
Рекомендовано к изданию цикловой методической комиссией по морфологическим дисциплинам ЯГМА (протокол № 4 от 26.04.2012).
© А.Г.Диунов, Г.П.Жариков, С.В.Тихомирова, Н.А.Смирнова © ЯГМА Занятие № 1 Тема занятия: «Методы изучения эукариотической клетки. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования» Цель занятия: -разобрать современные методы изучения эукариотической клетки; - изучить устройство светового микроскопа и овладеть методикой работы с ним; - освоить методику приготовления временных микропрепаратов
Работа № 1. Устройство и приемы работы с микроскопом Световой микроскоп состоит из следующих основных частей: механической (штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микровинты), осветительной (зеркало, служащее для направления светового пучка на изучаемый объект) и оптической (окуляр и объективы). Цифры на окуляре и объективах показывают степень увеличения. Чтобы определить степень увеличение объекта, необходимо перемножить цифры на окуляре и объективе. Приемы работы с микроскопом: 1. Установить микроскоп на рабочем месте так, чтобы окуляр был обращен к левому глазу. Не передвигать микроскоп до конца работы с ним. 2. Альбом для рисунков разместить справа (или слева) от микроскопа. 3. Перед началом работы с микроскопом необходимо: - проверить комплектность: наличие окуляра, объективов, зеркала; - установить объектив малого увеличения (8 х); - с помощью макровинта установить расстояние между объективом и предметным столиком около 1 см. 4. Смотря в окуляр микроскопа, с помощью зеркала добиться максимального освещения поля зрения. 5. Изучаемый микропрепарат разместить на предметном столике микроскопа покровным стеклом вверх. Изучаемый объект должен располагаться под объективом. 6. Глядя в окуляр, с помощью макровинта добиться четкого изображения объ- екта. Поскольку чаще в поле зрения оказывается только часть объекта, то необходимо рассмотреть весь препарат. Передвигать препарат следует боль- шим и указательным пальцами левой руки, правая рука должна находиться на макровинте, слегка поворачивая его для поддержания фокусного расстоя- ния. 7. Для изучения объекта на большом увеличении необходимо: - выбранный участок объекта установить точно в центре поля зрения; - вращая револьвер, установить объектив большого увеличения (40х) напро- тив отверстия в предметном cтолике. Переводить микроскоп на большое увеличение следует очень аккуратно, при этом смотреть не в окуляр, а сбо- ку на микроскоп; - для фокусировки изображения используйте микровинт. Если самостоятельно не получается увидеть объект при большом увеличении микроскопа, пригласите преподавателя. Для изучения объекта при большом увеличении можно использовать другой способ: - выбранный участок объекта установить в центре поля зрения; - макровинтом приподнять тубус микроскопа, вращением револьвера сме- нить объектив малого увеличения (8х) на объектив «40х»; - СМОТРЕТЬ СБОКУ! Опустить объектив «40 х» почти до соприкосновения с покровным стеклом препарата; - очень медленно, глядя в окуляр, приподнять тубус микроскопа макровин- том до появления изображения объекта; - далее четкость изображения поддерживать микровинтом. 8. После завершения изучения и зарисовки микропрепарата следует: - вращением револьвера установить объектив малого увеличения; - снять микропрепарат с предметного столика. Работа № 2. Строение животной клетки Перед выполнением работы ознакомьтесь с обобщенной схемой разреза яичника млекопитающего (Рис.1). Яичник является местом образования женских половых клеток. У млекопитающих в яичниках содержатся не яйцеклетки, а клетки-предшественники, находящиеся на той или иной стадии овогенеза.
Рис. 1. Схема разреза яичника млекопитающего 1 – первичный фолликул, 2 – растущий фолликул, 3 – созревающий фолликул, 4 – Граафов пузырек, 5 – разорвавшийся фолликул
Рассмотрите постоянный микропрепарат «Яичник млекопитающего» при малом увеличении микроскопа (объектив – 8 х). В корковом (наружном) слое яичника располагаются растущие фолликулы – овоциты I-го порядка, окруженные слоями фолликулярных клеток. Между овоцитом и окружающими его фолликулярными клетками имеется толстая прозрачная оболочка – zona pellucida (блестящая оболочка). Выберите овоцит I-го порядка и установите его в центре поля зрения. Переведите микроскоп на большое увеличение (объектив – 40х) и изучите строение клетки. Овоцит имеет почти правильную округлую форму. В центре клетки располагается ядро с нитями хроматина и ядрышками. Цитоплазма овоцита равномерно заполнена относительно небольшим количеством питательных веществ. В альбоме сделайте рисунок с обозначениями: цитоплазматическая мембрана, цитоплазма с питательными веществами, кариолемма, кариоплазма, хроматиновые нити, ядрышки. Работа 3. Строение растительной клетки кожицы чешуи лука Возьмите дольку луковицы, отделите мясистую чешую и снимите пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую с внутренней стороны. Положите пленку на предметное стекло и капните на ее пипеткой раствор йода, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (объектив – 8х). На препарате видны тесно прилегающие друг к другу клетки вытянутой, почти прямоугольной формы. В клетках можно увидеть округлое ядро, окрашенное йодом в желто-коричневый цвет. При большом увеличении микроскопа найдите двухконтурную оболочку клетки, обратите внимание на зернистую структуру цитоплазмы. В цитоплазме некоторых клеток видны как бы пустоты – вакуоли с клеточным соком. Нарисуйте несколько клеток в альбом с обозначением их основных структур. * * * * * Тема следующего занятия: «Структурно-функциональная организация эукариотической клетки» Вопросы для устного собеседования: 1 . Клетка – элементарная открытая биологическая система. Типы клеточной организации. Основные положения клеточной теории. 2. Строение плазмолеммы: надмембранный, мембранный и субмембранный комплекс. Медицинские аспекты функций плазмолеммы. 3. Строение ядра клетки: кариолемма, кариоплазма, хроматин, ядрышки. Понятие об эухроматине и гетерохроматине. Функции ядра. 4. Классификация органоидов клетки по строению и по функции. Строение и функции мембранных органоидов клетки: митохондрии, эндоплазматичес- кая сеть, пластинчатый комплекс, пероксисомы. 5. Органоиды внутриклеточного пищеварения: первичные и вторичные лизосо- мы, аутофаголизосомы, остаточные тельца. Понятие об аутолизе. 6. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, филаменты, центриоли, рес- нички, жгутики. Цитоскелет клетки. 7. Биологическое и медицинское значение клеточных включений. Рекомендуемая литература: 1. Лекционный материал 2. Под ред. В.Н.Ярыгина. Биология (в двух книгах). М., «Высшая школа», 2006. – Книга 1, с. 38 – 51. 3. Цитология (учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов) под ред. Зайцева В.Б.., Киров, Кировская государственная медицинская академия, 2001, 64 с. * * * * * Занятие № 2 Тема занятия: «Структурно-функциональная организация эукариотической клетки» Цель занятия: - изучить строение и функции органоидов эукариотической клетки; - ознакомиться с микроскопическим и ультромикроскопическим строением органоидов; - разобрать структурную организацию наследственного аппарата клеток; - сформировать представление о клетке как открытой элементарной биологической системе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |