Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Крещение Руси. Христианизация Древней Руси и ее культурные последствия.




Билет №1.

Происхождение славян. Заселение славянами территории будущей Древней Руси. Племенные союзы восточных славян.

Первое упоминание о славянском этносе было сделано в 1 в. римскими учёными Плинием и Тацитом: «Близ реки Вицла проживает народ Венеды».  Однако это описание не может быть достоверным, поскольку античные ученые называли венедами и другие малоизвестные им этносы. В очередной раз отсутствие родства славянской и венедской материальных культур было констатировано польским археологом В. Новаковским. Наиболее правдоподобной является теория В.В. Седова, по мнению которого cлавянский этнос сформировался примерно в 4 в. на территории современной Польши. Это подтверждает лингвистический анализ использовавшихся слов: мало слов обозначающих море, горы, но много слов обозначающих леса и болота. Следовательно, славянский язык сформировался на территории, удаленной от моря и гор, изобилующей лесами и болотами, подобной территории Польши.

Важный стимул и возможность расширения территории славян дало гуннское нашествие, вызвавшее великое переселение народов во второй половине 1 тысячелетия н.э. Единый славянский этнос распался на три ветви – Южных, Западных и Восточных славян. В первые века н. э. славяне заселили территорию современной Украины, затем в 5 в. н.э. они проникли на территорию РФ, Белоруссия заселялась в 9 в.

Выделяют два пути заселения славянами территории России – северный и южный. Более ранним был северный путь, пролегавший через Литву и Латвию на территории современной Псковской и Новгород-ской областей, затем, в 7-8 веках, славяне расселялись оттуда на восток и на юго-восток в Тверскую, Яро-славскую, Костромскую, Владимирскую и частично Московскую области. Второй путь, южный, прохо-дил через Украину на северо-восток в центральную Россию к югу от Москвы, в Курскую, Орловскую, Тульскую и Рязанскую области (7-9 вв.).

К 9 в. восточные славяне делились на 13 племенных союзов. Из них на территории современной России жили: Вятичи, Словени (Ильменские), Северяне и Кривичи. На территории современной Белоруссии – Дреговичи, Радимичи и Полочане. На территории современной Украины – Поляне, Древляне, Уличи, Белые хорваты, Тиверцы, Волыняне. Согласно Повести Временных Лет у каждого племени (племенного союза) были «свои обычаи, свой нрав», что позволяет говорить о них, как об отдельных народностях.

 

Билет №2.

Происхождение Восточнославянской государственности. Первые государства восточных славян. Образование Древнерусского государства.

В 6-7 вв. как такового государства ещё не было, общины управлялись на принципах «военной демократии». В племенах разные вопросы решались на общем собрании, а князь выбирался на время похода, что-бы возглавить племенное ополчение. К 7-ому веку появляется профессиональное войско – дружина, во главе которого стоит князь. Постепенно добровольные дары от населения войску становятся обязательной данью. Таким образом, общество разделилось на управляющих и управляемых. Аппаратом принуждения управляющих становится их военная сила, признаки государственности на лицо. Так же о племенных княжениях сообщают тексты ученого-энциклопедиста по имени Ибн Русте, писавшем, что у Вятичей есть глава, Свет-Царь, который собирает дань с племени, объезжая владения в сопровождении хорошо вооруженной конной дружины.

В первой половине 9 в. на севере и юге выделяются два племенных княжения, которые можно назвать государствами: Ильменское с центром в Старой Ладоге (позже Новгородское) и Киевское. В середине 9 в. мирным путем к власти в обоих государствах приходят скандинавы (варяги, как их называли славяне), в Киевском – Аскольд и Дир, в Новгородском – приглашённый по договору в 862г. Рюрик и сменивший его после смерти Олег.

Примерно в 882 году князь Олег совершил военный поход из Новгорода на юг, в результате которого северный правитель укрепился в нескольких пунктах вдоль важнейшего торгового пути «из варяг в греки» и объединил Новгородское и Киевское государства. Именно с конца 9 в. можно говорить о начале становления большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате объединения двух главных политических центров восточных славян.

 

Билет №3.

Древнерусское государство до крещения Руси: устройство государства и общества.

История Древнерусского Государства до 11 в. делится на 2 периода: до Крещения Руси (с 880-ых по 980е года) и после.

Дохристианский период Древнерусского государства – время правления скандинавских князей (Олег, Игорь, Ольга и их наследники до начала правление Владимира), период военных походов, господство языческой морали.

Устройство государство сравнимо с федерацией: состоит из полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю киевскому или «кагану». Под его управлением находятся местные князья (светлые). Они были обязаны поставлять военные ополчения в случае походов, и ежегодно платили великому князю дань (полюдье). Если в Киеве сменялся кагана, светлые князья отказывались платить дань, и ему приходилось подчинять всех князей заново. По этой причине граница Древнерусского Государства была весьма подвижна, племена то входили в состав государства, то выходили. Местные князья располагались в градах – местах огороженных земляным валом и частоколом (но это ещё не города).

В то время городами можно было считать только Киев, Новгород и Ладогу, так как в них уже были развиты профессиональные ремёсла и торговля.

Единственным профессиональным органом, выполнявшим функцию госаппарата, была дружина, состоявшая как из славян, так и из скандинавов. Дружина делилась на 2 части: старшую («мужи», имевшие собственное хозяйство и бояре) и младшую («отроки», «гридни», жившие на княжеском дворе). Во время военных походов люди образовывали ополчения из непрофессиональных воинов (земледельцев-смердов, ремесленников) и называли их «вои» - они составляли 2 часть войска.

Также общество состояло из нарочитых мужей (они не входили в дружину, но имели высокий социальный статус), старцев (представителей племенной знати, которые старше остальных по положению), смердов (земледельцы, самая многочисленная социальная группа) челяди (слуги-рабы, захваченные на войне иноплеменники).

Источниками дохода были: сбор дани каганом (полюдье, а также пошлина с гостей-торговцев на пути «из варяг в греки»), свершенье правосудия каганом (за это брали пошлину – виру, а с преступников штраф), организация военных походов с целью получения золота, серебра, челяди и других трофеев для дальнейшей продажи в Византию и Арабские страны.

 

 

Билет №4.

Крещение Руси. Христианизация Древней Руси и ее культурные последствия.

Согласно Повести временных лет крещение Руси произошло в 988 г., но по версии Карпова А.Ю. оно произошло в 989 г. Это событие попало на период правления князя Владимира Святославовича. Почему Владимир крестил Русь? Историки считают, что это сделано по государственным соображениям, так как объединения вокруг Киева восточнославянских племен не было устойчивым, необходимы были действенные меры, чтобы сплотить их в единое целое. Монотеистическая религия позволила бы объединить разрозненные языческие племенные союзы, имевшие каждый свои культы, и тем самым укрепить центральную власть.

Почему выбрали православие?

1. Согласно «Повести временных лет» послов покорили пышность обрядов и красота православных храмов (Св. Софии Константинопольской)

2. По православному обряду крестилась бабушка Владимира Ольга. Есть версия, что крещение при Ольге сорвалось.

3. У Руси с Византией были самые тесные отношения.

Однако принятие православия означало бы вассальную зависимость от Византии. Но в обмен на военную помощь Владимира византийским императорам, в жены русскому князю отдали византийскую принцессу Анну. Таким образом, вступив в родственные отношения с императором Византии, Владимир освободил себя от вассальной зависимости.

Крещение Руси прошло быстро, а вот христианизация длилась веками, так как в некоторые глухие места миссионеры просто не могли добраться (вятичей крестили примерно век спустя), а многие люди противились новой вере – особенно сильное сопротивление христианство встретило на севере: в Новгороде и Ростове Великом.

Православие, гораздо более сложная философско-богословская система, чем язычество, дало толчок к развитию древнерусской культуры, а также приобщило Русь к византийской культуре. Прежде всего, стоит отметить распространение славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием, и появление литературы, сначала переводной, а затем и оригинальной. Также появляются первые школы, храмы (главным храмом Руси сначала был киевский храм Успенской богородицы, а затем св. София Киевская), монастыри, начинает развиваться зодчество и живопись. Закипевшая культурная жизнь в городах вокруг храмов ещё больше отделила их от сёл и повысила их статус.

 

Билет№5.

 Древнерусское государство при Владимире Святом и Ярославе Мудром.

Владимир Святославович правил с 978 по 1015 гг. Он был правителем другого типа – не воин, как его предшественники, а администратор, государственный деятель, законодатель. Его политика была направленна внутрь государства. При нём наладили надёжную защиту от печенегов (вдоль южной и юго-восточной границ была протянута укрепленная линия из градов и валов). Также было упорядоченно судопроизводство, шла борьба с разбойниками, но главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Принятие Русью христианства, монотеистической религии, позволило укрепить единый центр правления, территориальное и духовное единство Киевской Руси, сделать Древнерусское государство унитарным: племена пропадают, князей смещают (иногда убивают), а на их места назначают сыновей Владимира. Международный статус Древнерусского государства поднимается и закрепляется (брачными связями с Европейскими государствами). Принятие православия приобщило Древнерусское государство к византийской культуре и послужило толчком к развитию единой древнерусской культуры: распространение письменности, появление литературы (сначала переводной, а затем и оригинальной), строительство храмов и монастырей, развитие зодчества и живописи.

Ярослав Владимирович (Мудрый) взошёл на княжение в Киеве в 1016 г. и закончил в 1054 г. Он ещё меньше склонен к войнам, чем его отец. Прежде всего он – администратор, строитель, просветитель, а уж потом глава дружинников. Он продолжает дело своего отца: при нём ещё больше укрепляют южные границы государства, появляются писаные законы «Русская правда», появляется летописание, создаются библиотеки, школы, продолжается строительство монастырей и церквей, появляются и развиваются города, что свидетельствует об успешном экономическом развитии государства. При Ярославе Русь пользуется мировым авторитетом. Также при нём все восточно-славянские этносы сливаются в один единый этнос – об этом свидетельствует одно общее название «русины». Однако эта народность находится на ранней стадии своего развития, согласно «Повести временных лет», в те времена еще существуют отдельные этносы.

 

Билет№6.

Русь в XI в перемены в устройстве общества ,"городская революция".

Есть храмы ,летописи ,письменные законы .Идут процессы изменяющие уклад жизни .XI век можно назвать переломным в истории домонгольской Руси .Начавшееся в XI веке постепенное слияние всех восточных этносов(полян, древлян) + процесс феодализации свободные земледельцы попадают в зависимости от знати и монастырей. Князья жалуют дружинникам в собственность (вотчину) свою землю. Жители этих сел автоматически переходят во власть дружинников .Таким образом дружинники становятся феодалами т.е. собственниками ,живущими за счет пользующихся их землей и работающих на них крестьян. Хозяин мог переводить селянина из одного села в другое - власть над личностью. Во второй половине XI века усложнилась социальная структура Руси .Наряду со свободными землепашцами , платящим дань князю, появляются те ,кто зависим от феодала и платит только ему. Всех вместе их именовали одним названием -"смерды" или "люди". Зависимые пока составляли меньшинство в отличии от стран западной Европы. Третий слой населения- люди в рабской или полу рабской зависимости от феодалов ;холопы( мужчины) и рабы (женщины). А иноземных рабов называли по-прежнему -челядь + главным хлебным злаком стала рожь(пшеница и полда отошли на второй план за неприхотливость и выгодность. Благодаря ржи на Руси стало больше хлеба- стало чем кормить неземледельческое население. Городская революция XIвека .Начавшийся в бурной прогрессии рост числа городов- поселений с многообразными функциями , культурными своеобразием. Настоящих городов -47. Благодаря революции этот век стал золотым в древнерусской культуре. Город имеет свои особенности и промыслы. Древнерусского XI,XII, нач.XIII века отличал высокий уровень жизни ( кожаная обувь, стеклянная посуда ,качественное оружие и т .д.). На Руси исчезает ополчение из воев селян ,оно заменяется воями горожан- вооруженными и боеспособными .Дружинники составляют элитную часть общества по- прежнему. Меч и шпоры- символ силы рыцарей. Многие дружинники становятся материально независимы от великого князя русского , превращаясь в феодалов.

 

Билет№7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...