Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИЛЕТ №12. Психологические характеристики труда психолога




БИЛЕТ №13. И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

     Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:

     1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность", по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают).

     2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.

     При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению). Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)

     Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

 

БИЛЕТ №14.Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Цели

-оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:

в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,

в старших — вечера встреч со специалистами.

беседы о профессиях,

приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,

проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление

стенды и витрины «Профессии».

посещения школьниками предприятий и учреждений.

создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.

выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации.

организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,

вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.

развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.

занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.

консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.

профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.

рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.

издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.

создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.

профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.

Методы профессиональной ориентации.

Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы:

профессиограммы (краткие описания профессий);

 компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;

профессиональная реклама и агитация;

дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;

выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);

лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;

учебные фильмы и видеофильмы;

выставки вооружений и военной техники.

Методы профессионального воспитания:

- методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

- методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);

- методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);

- методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.

Для формирования профессиональной направленности граждан необходимо широко использовать метод убеждения.

 

БИЛЕТ №15. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ: ПРОШЛЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
Теории трудовой мотивации обычно разбивались на две группы категорий.

· теории, ориентированные на содержание

· теории, ориентированные на процесс.

Первая группа теорий изучает такие центральные человеческие потребности и мотивы, как базисные (первичные) потребности основного уровня или потребности более высокого порядка, человеческие потребности в поддержании бытия, в социальных связях и развитии, мотивационные и гигиенические факторы, внутреннюю или внешнюю мотивацию, соотносимую с определенными аспектами работы типа обратной связи или автономии, которые, как предполагается, имеют отношение к мотивации.

Вторая группа теорий имеет дело с переменными процесса, которые лежат в основе определения познавательного выбора того или иного действия. Процессуальные теории, например, модель ценность-инструментальность-ожидание (ЦИО) или теории мотивации достижения, концентрируются на процессе выбора линии поведения и подчеркивают два детерминанта выбора: ожидания индивидуумов и субъективная оценка ими ожидаемых последствий, связанных с альтернативными действиями на рабочем месте.

Применение обеих групп теорий трудовой мотивации имеет существенные ограничения. В части содержательных теорий представляется невозможным выявить универсальные потребности и мотивы, т. е. наиболее важные и эффективные для каждого, независимо от времени и места. Кроме того, воздействие конструктивных элементов содержательных теорий на поведение и результаты выполнения работы часто видится иллюзорным и непрямым. Недостает подробного изложения механизмов того, как определенные потребности и мотивы ведут к определенному поведению. Однако, предполагая, что эти механизмы являются предметом, элементом процессуальных теорий, сами теории фактически почти исключительно сосредоточиваются на познавательных процессах, лежащих в основе выбора, игнорируя любую другую часть мотивационного процесса. Так, вычисляя ожидание (субъективная вероятность) различных возможных результатов (например, хорошее или плохое качество) некоего трудового поведения, инструментальность или способность содействовать (субъективная корреляция) этих результатов достижению последующих результатов (например, с одной стороны, сокращения дохода из-за более медленной, но высококачественной работы, но, с другой, положительного отклика супервизора типа бригадира или мастера на уменьшение количества погрешностей и ошибок), и, наконец, валентность (субъективная ценность) этих результатов второго порядка в терминах модели ЦИО Врума (Vroom), нельзя ожидать прогнозирования фактического поведения. Дело в том, что модель ЦИО способна определять мотивационные состояния только для совершенно определенного поведения или делать наиболее вероятный выбор для совершенно определенного усилия. [2] Следовательно, процессуальные теории, которые доминировали в публикациях индустриальной/организационной литературы в течение 1960-1970-х гг., ставят в основу почти исключительно модели познавательного (когнитивного) выбора или познавательного оценивания, основанные на теории ожидания или теории справедливости/несправедливости.

Удовлетверенность трудом. Для воздействия на мотивацию работников и для повышения их готовности напряженно работать в интересах организации необходи­мо не только исключить те внешние факторы, которые могут снижать удовлетворенность работников, но и создавать условия для повыше­ния внутренней мотивации работников (признание достижений, воз­можности профессионального и должностного роста, предложение пер­спективной и содержательной работы и т.п.).

Учитывая влияние удовлетворенности трудом на рабочее поведе­ние человека, для руководителя важно знать основные источники удов­летворенности,то есть факторы, оказывающие влияние на степень удовлетворенности трудом его подчиненных, и, следовательно, выбрать оптимальные направления мотивации трудовой деятельности.

 

БИЛЕТ №16.Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко предлагают следующую классификацию способностей: 1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь, специфические человеческие способности подразделяются на способности:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Таким образом, выделяются: общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный, технико-практический интеллект); специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные, технические, артистические, педагогические способности и пр.); частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни; среда, воспитание активно формируют их.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами(ПВК). В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

ПВК представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Понятие ПВК вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Контекст практической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых ПВК, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха.

В психограммах психотехников 1930-х гг. выделялись еще два вида ПВК (или характеристик психических функций), которые могли быть целью при составлении модели успешного профессионала. Так, при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления. Еще один вид ПВК – это тренируемые психические функции, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Современные исследования ПВК (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов) проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК, а во-вторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Сама система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы ПВК. Поэтому с внутренней – собственно психологической стороны – процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию).

Формирование подсистемы ПВК – достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных ПВК, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, «в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности».

Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности – когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем ПВК.

Существуют две важнейшие категории ПВК. Во-первых, ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих ПВК. Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых ПВК. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто – более – важны для ее реализации. «Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов). Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

 

БИЛЕТ №17.В трудовой деятельности могут найти применение практи­чески все виды чувствительности—от зрительной и слуховой до вскусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к ин­дивиду как к случайному набору различных видов чувствитель­ности, игнорируя структурный характер его сенсорной органи­зации.

Б. Г. Ананьев предлагает рассматривать в качестве ос­новной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сен­сорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особен­ностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражи­телей.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на об­щий характер чувствительности всех его анализаторов. Ско­рость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормоз­ного) . Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процес­сов— большая у слабого типа, наименьшая — у инертного.

Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к та­ким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эф­фективности деятельности специалистов является профессио­нальный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности,— уровень чувствительности анализато­ров. Для развития разных видов чувствительности в общей сен­сорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувстви­тельность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате дли­тельного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобла­дание того или иного вида представлений в воображении, памя­ти, образном мышлении.

Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность реше­ния сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной трени­ровки. Л. И. Селецкая исследовала зрительные дифференциаль­ные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувстви­тельность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В. И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяю­щих на слух состояние двигателя. Н. К- Гусев отмечал повы­шение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов.

Опытные сталевары умеют быстро и точно определять тем­пературу печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала из­меняется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттен­ков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован при­бор, еще более точно воспроизводящий оттенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно ко­роткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт.

Аналогичные результаты многочисленных исследований в об­ласти других анализаторов приводит в своей монографии Б. Г. Ананьев. Однако вывод об изменении порогов чувстви­тельности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравне­ние новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с боль­шим стажем может быть следствием стихийного отсева работ­ников с более низкой чувствительностью анализаторов и соот­ветственно меньшей профессиональной успешностью. В дру­гих случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, заме­ры чувствительности до и после тренировки не производи­лись, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов толь­ко на основании улучшения результатов, что может быть след­ствием овладения сенсорными навыками.

Изучение сенсорных навыков показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интере­сен факт,: подмеченный Я- К- Пономарем: если опытный специа­лист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппара­туре, он обращается к такому же, но заведомо исправному при­бору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов.

Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков («технического слуха») для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и диагностических приемов извлечения информации о неисправ­ности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышен­ной чувствительностью. (Хотя среди профессионалов, самостоя­тельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессио­нально-важной зоне.)

Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изме­нения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успеш­ности решения сенсорных задач остается открытым. По-види­мому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс фор­мирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализа­ция процесса восприятия приводят к повышению чувствитель­ности.

Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцеп­тивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой дея­тельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности». В структуре этой, сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятель­ности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к опе­рации.

Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А..В,. Филиппов считает конкретную матери­альную среду, с преобразованием которой связана профессио­нальная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного упра1вления. (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целена­правленное формирование сенсорной основы трудовой деятель­ности. Одним из перспективных направлений такого формирова­ния автор считает (и экспериментально это доказывает) расши­рение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включе­ния тактильного, кинестетического и других анализаторов. Закономерности ощущения и воприятия.Ощущение и восприятие обычно рассматриваются вместе как процессы, обеспечивающие «непосредственное» чувственное познание отдельных свойств (ощущение) и совокупности свойств (восприятие) предметов окружающего мира.

Ощущения это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. На основании локализации рецепторов можно выделить экстероцептивные (от рецепторов, расположенных на поверхности организма), интероцептивные (от рецепторов внутренных органов) и проприоцептивные (мышцы и сухожилия) ощущения. Ощущения обладают такими свойствами, как качество (специфическая особенность в рамках модальности), интенсивностью, длительностью и пространственной локализацией.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, сенсорная адаптация, взаимодействие ощущений.

Пороги чувствительности. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Этот эффект изучен С.В. Кравковым и по его данным, распространяется на все виды ощущений. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Еще Ломоносов отмечал, что на морозе цвета воспринимаются ярче.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. «Бархатный звук», «режущий звук», «холодный цвет».

Восприятие (перцепция) – это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Отличие восприятия от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство, в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В зависимости от того, какой из анализаторов работает активнее получает наиболее значимые признаки воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. И.П. Павлов раскрыл рефлекторную природу восприятия и показал, что при воздействии раздражителя в коре образуются временные нервные связи.

Предметность, целостность, константность и категориальностъ— это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

Общую закономерность восприятия различных объектов отражает так называемый закон перцепции, открытый Николаем Николаевичем Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным.

БИЛЕТ №18. .Значение внимания, памяти и психомоторных качеств для трудовой деятельность

Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.                                                 По характеру психической активности в структуру памяти входят: двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека; эмоциональная память хранит пережитые чувства, ко-горые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;                                                                    образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах. Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс, не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции), в результате которого что-то сажается в сознании более отчетливо, а другое - менее отчетливо. Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, Направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз -«отсутствующий взор». Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании (торможении) несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция внимания - это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания - регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание, установка, апперцепция и др. В психологии принято выделять следующие критерии внимания: 1.внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;2.сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;3.увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;4.избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;5.ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания. Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:непроизвольное; произвольное;послепроизвольное. К основным психомоторным качествам человека и животных обычно относят силу, быстроту, ловкость и выносливость. Как пишет Е. П. Ильин в своих указаниях к изучению психомоторики, «такая классификация, существующая уже более трех десятилетий, приведена во всех учебниках по физиологии и теории физического воспитания». Однако он тут же указывает на то, что многие исследователи считают, что подобных единых качеств не существует и правильнее говорить не о них, а о группах качеств соответствующего вида: группе силовых качеств; группе качеств, характеризующих быстродействие человека; группе качеств, характеризующих его выносливость или ловкость. Но тогда встает вопрос о выделении «простых» качеств, входящих в соответствующие группы, а также дополняющих их неких «сложных» качеств, понимаемых как интегрированные (межанализаторные) качественные особенности двигательных действий . Но, к сожалению, эта работа пока в науке далека от завершения.

 

БИЛЕТ № 19. Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хранением и переработкой информации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.

Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позволяющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществляется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положение исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.

С. Л. Рубинштейн показывает, что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имеющихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в конце концов закрепляются лишь те ходы мысли, те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося проблемными, решаются сразу, без развернутой цепи суждений и умозаключений [90, с. 462].

Автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи требуют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации знаний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, являются в этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач и использования тренажеров является вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории тренажеров заключается в том, что деятельность на тренажере дол-жна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности. Весь вопрос заключается в том, чтобы это вычленение делать сознательно и обоснованно [78].Для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо создание базы отработанных сенсорных и аттенционных навыков, на основе которых только и возможно формирование интеллектуальных умений и навыков. Процесс решения проблемных задач в любой деятельности всегда строится на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементный характер, поступает по различным каналам, по-разному закодирована.

Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевантного сигнала из шумового фона, различения сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, формирующей мыслительные, имажинитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.

Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала процесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.

Все сказанное относится в равной степени к навыкам распределения, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навыков должен предшествовать этапу формирования интеллектуальных навыков.

Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть ускорен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используемые опытными специалистами, сформулировать принципы редукции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель — найти совращенные способы решения задачи,— будучи поставлена перед обучаемым, должна способствовать более успешной редукции.

Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированнах навыков, необходима постановка более общей цели, вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способам выполнения нового действия, соответствующего новой цели. Это общее положение относится и к интеллектуальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий контекст

 

БИЛЕТ №21. Профессиональный отбор -- это специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В профессиональном отборе выделяются четыре стороны, или компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический…

Таким образом, по своей сути и критериям оценка эффективности П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам -- медико-биологическим и психолого-педагогическим. Для отбора персонала рекомендуется использовать следующие инструменты оценки:

А)Тесты способностей; Б) Профессиональные личностные Опросники; В) групповая дискуссия, аналитические презентационные упражнение, индивидуальное деловое упражнение, ролевая игра (взаимодействие с подчиненным или коллегой), ролевая игра (взаимодействие с клиентом); Г)Интервью по компетенциям.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.

Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.

Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «Профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основными этапами процесса психологического отбора являются: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов. Подбор персонала на работу является рядом действий, предпринимаемых для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата. Если требования, предъявляемые организацией, и квалификация кандидата хотя бы частично совпадают, проводится их сопоставление. Процесс приема на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон.

Основная цель отбора - набрать работников с нужной квалификацией, необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные задачи максимально эффективно.

 

БИЛЕТ №22.Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — передним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятель­ности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описание социально-экономических, производ­ственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Принципы профессиографии сформулированы К. К. Плато­новым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип (надежности (тре­бования к помехоустойчивости личности); принцип дифферен­циации, предусматривающий различные специальности, входя­щие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, прин­ципы перспективности и реальности.

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает:

— производственную характеристику профессии и ее специ­альностей;

— указание на экономическое значение профессии;

— социологическую и социально-психологическую характе­ристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);

— перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

— гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

— перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по дан­ной профессии;— составление психограммы.

Эта программа детализирована в методических рекоменда­циях ВНИИ профтехобразования [48], в соответствии с кото­рыми подготовлены сборники профеосиограмм для профессио­нального просвещения молодежи.

Содержание и объем психограммы зависят от цели, с кото­рой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчи­вых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффек­тивности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре опособностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широ­кое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным 'представ­лениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомленсируемые свой­ства и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определя­ющие возможность достижения высокого уровня профессиональ­ного мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей ква­лификации. Рекомендуется также давать в професеиограмме перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной про­фессии.

Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсулътации, отличается большой широтой содержания, доступ­ностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основ­ной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методиче­ской части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуе­мой для лучшего ознакомления с данной профессией.

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда иссле­дование организуется в целях рационализации процесса профес­сиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профес­сионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профес­сиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффек­тивного обучения специалистов будет спообствовать сравни­тельный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соот­ветствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с боль­шим опытом работы. На основе такой профессиограммы в даль­нейшем намечаются мероприятия, направленные на рационали­зацию обучения.

Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психи­ческих функций, динамика которых служит показателем наибо­лее слабых мест в организации труда [15, с. 15]. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рацио­нализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. п. Изменение картины динамики психических функ­ций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индвидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключе­нии внимания.

Особым случаем профессиограммы, направленной на опти­мизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработ­ки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых про­текает изучаемая деятельность, позволяют формулировать тре­бования к техническим средствам, в частности к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной. Обобщенное представле­ние о возможностях человека, принятое в инженерной психоло-гии, не должно 'подменяться образом обобщенного оператора, работающего в системе вообще.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Примером современной профессиографической схемы может служить схема, разрабо­танная В. Л. Марищуком [62]. Модифицированный вариант этой схемы опубликован в «Методологии исследований по инже­нерной психологии и психологии труда» [69].

Разработка профессиограммы и психограммы — первый, опи­сательный этап психологического изучения профессиональной деятельности. Высокого уровня в описании профессий достигли еще психотехники. В Приложении 1 приведена психограмма практикующего врача, опубликованная доктором философии Франциской Баумгартен в 1922 г. Несмотря на устаревшую во многом терминологию и на большие изменения аз самой вра­чебной деятельности, психограмма эта может служить приме­ром детальной разработки требований профессии к специалисту и обоснования этих требований конкретными задачами деятель­ности. Психограмма разметчика (Приложение 2) разработана В. Г. Местниковым, выпускником факультета психологии ЛГУ, который в течение нескольких лет работал на кораблестрои­тельном заводе в качестве разметчика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...