Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соборы, признаваемые только Католической церковью




1. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт.

2. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру).

3. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского).

4. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского).

5. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции).

6. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена).

7. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью).

8. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров).

9. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа).

10.1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище).

11. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа).

12. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа).

13. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали).

14.1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).

ЕРЕСИ:

1) Иконоборчество. Основание – мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения бога, утверждая, что духовное невозможно выразить через материальное. Выступали против культа святых, не были против символов. В 730г.император Лев 3 Исав издал предписание, запрещавшее иконы. Он просуществовал более100 лет и нанёс существенный урон художественной культуре Византии в 8-9вв. было осуждено в 787г. на Вселенском соборе.

2) Монофизитство. Утверждали, что божественная природа Христа полностью поглотила человеческую. 451г. – Халкидонский собор осудил монофизитство.

3) Ареане. Утверждали, что человеческая природа Христа сильнее.

4) Несториане. Утверждали, что Богородица сначала родила просто человека, а потом он стал божественен.(Богородица у них – человекородица).

 

 

50. Икона в византийской культуре. Иконы в качестве декоративного украшения храмов получили широкое распространение в ранний период византийской культуры. Первые христиане называли иконами всякое изображение святого, противопоставляя его идолу – языческому изображению. С 6в. Так стали называть только изображения святых, выполненные на досках, что отличало их от мозаик и фресок. Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в 4в.до н.э. к этому времени искусство мумифицирования утратило своё значение, и портреты стали рисовать с живых на дощечках красками.

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

В художественном отношении икону не следует считать тождественным божеству изображением, она – его символ, на ней изображено не лицо, а лик. Основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате 6в. Белый и красный занимали исключительное положение по сравнению с другими – белый означал чистоту Христа и сияние его божественной славы, а красный был знаком императорского сана и крови мучеников и Христа.   

Иконоборчество. Основание – мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения бога, утверждая, что духовное невозможно выразить через материальное. Выступали против культа святых, не были против символов. В 730г.император Лев 3 Исав издал предписание, запрещавшее иконы. Он просуществовал более100 лет и нанёс существенный урон художественной культуре Византии в 8-9вв. было осуждено в 787г. на Вселенском соборе.

В сер. 9в. Иконопочитание было вновь восстановлено.

 

51. Типология христианской граммовой архитектуры( базилика и крестокупольный храм)Архитектурные формы христианских церквей сильно отличались от античных храмов. Культовое назначение христианской церки – это не обиталище бога, а место, где собиралась община верующих. Это требовало принципиально иной организации внутреннего пространства.

В ранней византийской архитектуре получили распространение центрические постройки, важную роль в создании которых сыграли сирийская строительная школа и уже сложившийся ритуал христианского богослужения. Раннехристианские храмы можно считать первыми образцами крестово-купольной архитектуры. Новый архитектурный тип храмов получил распространение в Константинополе и в восточных районах империи, в то время как в западных районах строились в основном базиликальные храмы. Возникает новый тип храма – купольная базилика, гармонично объединившая крестово-купольный и базиликальный типы построек при преобладающем значении купола. Этот стиль стал широко распространённым. (например, собор св. Софии).

 

52. Исихазм и гуманизм в культуре Византии 14 века. До возвращения греков в Константинополь в 1261 году, на фоне государственной разрухи, нищеты, эпидемий, гражданских войн (три войны на одно поколение) и новой игры с унией (Лионская уния в 1274 году), продолжаемой Михаилом Палеологом, наступает новый расцвет церковного искусства, последний для Византии, условно называемый палеологовским.

В обстановке трагического умирания некогда могущественной империи, зажатой в кольце внешних врагов и сотрясаемая внутренними социальными конфликтами, происходит чёткая поляризация двух основных течений в византийской культуре – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического, нашедшего выражение в учении исихастов.

Гуманистическая тенденция в худож. творчестве выразилась в появлении многофигурных сцен, где архитектура и ландшафт играли не столько роль фона, сколько ограничивали пространство, в котором располагались герои, и акцентировали внимание зрителя на том или ином персонаже. Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов»(14в.). изображённые на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, держатся свободно и раскованно, беседуя между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объёмны благодаря использованию тонких ликов. В 15в. В иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона « Сошествие Христа в ад»(15в.).

Одновременно с развитием гуманистической тенденции в культуре Византии необычайно расцвёл мистицизм. Сформировалось убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения – исихии, в самоуглублённом экстазе, дарующем мистическое слияние с богом и озарение божественным светом. Под влиянием исихазма на рубеже 14-15вв. в византийской живописи утвердился суровый, отвлечённый от всего мирского, аскетический образ святого.

 

53. Византия и Древняя Русь. Прежде всего следует отметить, что Византия была "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существования, но не осталась в забытьи самобытная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...