Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Греческая и финикийская колонизация.




Великая Греческая Колонизация — расселение греков в VII веке до н. э.

Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Как писал греческий комедиограф Аристофан, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота».

Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.

Существовавшее в крито-микенский период политическое единство Греции не было восстановлено. Множество полисов, контролирующих свои территории, имело самые разнообразные способы управления: тирания, олигархия, тимократия и демократия.

Колонии выводились прежде всего из-за нехватки земли в полисах континентальной Греции. В свою очередь, это было связано как с растущим населением полиса, так и с существованием законов, запрещавших дробление земельной собственности между несколькими наследниками[1].

Божественная санкция требовалась для любого серьезного государственного предприятия, но она была особенно необходима при основании нового поселения. Жители полисов, решившие основать колонию, как правило, обращались к дельфийскому оракулу, жрецы которого традиционно указывали место основания будущей колонии, либо давали иные (порой — двусмысленные) указания[2][3]. Таким образом, возможно, что управление направлением колонизации (но не самой колонизацией) имело централизованный характер[4]. В то же время, изменение направления колонизации могло быть связано и с враждой между двумя коалициями полисов в ходе Лелантийской войны: Халкида и Коринф, вытеснив своих противников с арены колонизации в Сицилии, способствовали формированию нового направления древнегреческой колонизации — на северо-восток, в Мраморное и Чёрное море[5]. Известно, что многие ранние колонии в этом направлении выводились именно противниками Халкиды и Коринфа[5].

Новые земли колонизировались постепенно — так, Коринф до установления там тирании сперва вывел несколько колоний по берегам Коринфского залива, затем — на островах Ионического моря и лишь затем основал Сиракузы в Сицилии[6]. В период правления в Коринфе тиранов колонизационная политика определялась стратегическими соображениями: кроме решения традиционных для Греции проблем нехватки земли для обработки и сырья, тираны Коринфа ставили перед собой задачу обеспечить себе стратегическое господство на западном направлении. Исключением на фоне волны колонизации являлась континентальная Спарта. Спартанцы основали единственную колонию — Тарент в южной Италии, однако в дальнейшем предпочли решать проблемы, общие для всех греческих полисов в то время (нехватка земли и перенаселение), путём завоеваний новых земель на Пелопоннесе и изменением устройства своего полиса.

Основными направлениями греческой колонизации были «Великая Греция» (Южная Италия), Сицилия, берега Чёрного моря, Восточное Средиземноморье (Кипр и южной побережье Малой Азии), Кирена, устье Нила в Египте, северо-западная часть Средиземноморья. Эти направления объединяются в три группы направлений: западное (наиболее активное по количеству выведенных колоний), северо-восточное (второе по активности) и юго-восточное и южное[7]. Иногда случалось, что колонистам не удавалось основать колонию в желаемом месте, и им приходилось менять не только место, но и сам регион выведения колонии (например, колонисты из Эретрии, которым не удалось основать колонию на Керкире, основали колонию во Фракии[1]). В случае вражды полисов-метрополий менее сильный полис мог быть вынужден прекратить колонизацию даже при существовании предпосылок для неё (например, Мегары долгое время были вынуждены ограничиться выведением лишь одной колонии из-за противодействия своих противников — Халкиды и Коринфа[8]). В колонизации в VIII—VI веках участвовали и полисы, сами не так давно бывшие колониями, как например Милет, основавший до 90 колоний на берегах Чёрного моря[4]. Кроме того, участвовали в дальнейшей колонизации и полисы, выведенные непосредственно в период Великой греческой колонизации (например, Акрагант, основанный Гелой и колонии Сиракуз).

Большинство колонистов составляли, как правило, обедневшие и малоземельные граждане, младшие сыновья семейств, побеждённые на политической арене, а также жители других полисов[7]. Колонисты, участвовавшие в выведении новой колонии, должны были автоматически получить землю для обработки и гражданство в новом полисе[1]. Организацией выведения колонии занимался выбранный человек — ойкист. При основании колонии из метрополии перевозился огонь священного очага и изображения местных богов[4]. Жители колоний всегда сохраняли тесные связи с метрополией, вплоть до оказания помощи при необходимости. Несмотря на это, колонии изначально выводились как самостоятельные полисы[7], поэтому при столкновении интересов метрополии и колонии оба полиса могли перейти от мирных дружественных и братских отношений к открытым конфликтам друг с другом, как например случилось между Коринфом и Керкирой.

Создание многочисленных колоний содействовало развитию торговли, вплоть до того, что некоторые колонии специально выводились для обеспечения стратегического господства метрополии в данном районе[6]. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени — вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары[4][7]. Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.

Благодаря колониям греческим полисам удалось ликвидировать перенаселение континентальной Греции, значительно увеличить объём торговли и создать предпосылки для господства греческих торговцев в Средиземноморье, а также расширить сферу распространения греческой культуры. Считается, что всего за время колонизации было выведено несколько сотен колоний, общее население которых составляло 1,5 — 2 миллиона человек.

Финикийская колонизация – начало I тыс. до н.э.

В начале I тыс. произошло ослабление Египетской державы периода Нового царства, и финикийские города-государства – Арвад, Библ, Сидон, Тир и др. вновь обретают независимость. Около 950 до н.э. гегемония переходит к Тиру, расцвет которого происходит в правление царя Хирама I. На этот период приходится возвышение финикийских городов и колоний в Северной Африке, Южной Испании, Западной Сицилии, Сардинии. Бурно развиваются ремесло и торговля. Финикийцы активно торгуют сирийской шерстью, окрашенной в знаменитый финикийский пурпур, стеклянными изделиями и ювелирными украшениями. В целом, после распада Египетской державы в IX–VII до н.э., бóльшая часть египетской торговли перешла в руки финикийцев.

При тирском царе Хираме I, согласно разным источникам, финикийцы колонизировали прибрежную средиземноморскую полосу Африканского континента (современный Тунис) и по преданию ок. 815 до н.э. основали знаменитый финикийский Карфаген. Обладая исключительно выгодным географическим положением, Карфаген уже на раннем этапе возникновения превратился в один из крупнейших средиземноморских торговых центров – он вел торговлю с Египтом, греческими государствами, итальянской Этрурией, Сицилией, Сардинией.

По преданию, во второй половине VII в. до н.э. финикийские мореплаватели по просьбе египетского фараона Нехо совершили беспримерное путешествие, начав свой путь от Красного моря и, обогнув Африканский континент, возвратились в Египет через Гибралтарский пролив.

39. Главные святилища греков.Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium) — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Асклепионы являлись не только культовыми строениями, но также и лечебными. Оказали значительное влияние на развитие медицины в Древней Греции.

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир (ил), Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

 

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.

Асклепио́н (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον, тур. BergamaAsklepion) — один из самых знаменитых храмов Пергама и посвящен культу Асклепия — бога врачевания. Колонны асклепиона, украшенные змеями, стали символом медицины.

Де́льфы (др.-греч. Δελφοί) — древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона; в Дельфах происходили общегреческие Пифийские игры.

Раскопками (с 1892) открыты: Храм Аполлона Пифийского (VI — IV века до н. э.), сокровищницы сифносцев (около 525 до н. э.), афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 до н. э.), театр (II век до н. э.), стадион (VI век до н. э.) и другие сооружения. Археологический заповедник Дельфы включен в список Всемирного наследия.

В честь этого города была названа среда разработки Delphi и одноименный язык программирования.

Олимпейо́н, храм Зевса Олимпийского (греч. ΝαόςτουΟλυμπίου Διός) — самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее центра Афин, площади Синтагма.

Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.

Пестум (Paestum), первоначально Посидония (Ποσειδωνία) — сибарийская колония, основанная в первые годы VI века до н. э. на западном берегу Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно), но позднее перенесенная дальше вглубь Великой Греции по причине дурной воды и болотистой почвы.

 

Селинунт (греч. Σελινοΰς, итал. Selinunte) — античный город в Италии, на южном берегу Сицилии (провинция Трапани). Основан греками в 628 году до н. э. Ныне на месте Селинунта находится деревня Маринелла.

На акрополе Селинунта сохранились руины храмов «А» (480 до н. э.), «В» (эллинистического периода), «С» (скульптура метоп — в Археологическом национальном музее, Палермо), «Д» (VI век до н. э.), «О» (480 до н. э.). К востоку от Селинунта — остатки храмов «Е» (1-я четверть V века до н. э.), «F» (конец VI века до н. э.) и «G» (середина VI века до н. э.). Большинство храмов Селинунта — дорические периптеры.

Сунион (греч. Σούνιο(ν)), также Сунио — мыс на южной оконечности Аттики.

Святилище Посейдона было построено на вершине скалы в 490 году до н. э., в год Марафона, и разрушено в 480 до н. э., в год Фермопил и разорения Аттики. Известно, что это был дорический периптер (6 на 13 колонн).

Классический храм Посейдона, развалины которого сохранились до сих пор, был построен к 440 до н. э. и был действующим по крайней мере до I века нашей эры. Архитектуру храма (также дорический периптер) приписывают создателю святилища Гефеста в Афинах и Немезиды в Рамнунте.

40. Культурная политика Александра Македонского на Востоке.Культурная политика к завоёванным государсвам была очень лояльной – он провозглашал себя главным повелителем государства и присоединял государство к македонской империи, а в замен, сохранял культуру, богов и религию захваченных государств. Когда он захватил Персию, он отправился в Египет и зимой 332-331 греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном). Этот шаг был результатом дипломатической подкованности Александра и обеспокоенности изменениями Египетских жрецов, в результате был достигнут консенсус - заключение союза с Египетскими жрецами.

Александр не смог обеспечить создание единого народа «персоэллинов», о котором он мечтал, ни даже обеспечить целостность созданного им государства. Но он содействовал созданию новых, более гибких политических форм на Ближнем Востоке. Первым важным шагом Александра, способствовавшим упрочению центрального правительства, было разделение власти в сатрапиях. Ставя в Иране на первых норах сатрапов-персов. Александр лишал их финансовой и военной власти. Наряду с сатрапом назначался специальный военачальник, а сбор налогов и все другие финансовые вопросы были поручены особому чиновнику, подчинявшемуся не сатрапу, а главному казначею, ответственному только перед царем. Должность главного казначея при Александре занимал Гарпал, не оправдавший царского доверия и при известии о возвращении Александра из восточного похода бежавший на запад со значительной частью казны.

У сатрапов было отнято право чеканить монету, которым они пользовались при Ахеменидах. Лишь Вавилон да некоторые финикийские и киликийские, а также греческие города продолжали еще чеканить монету самостоятельно. Царь не только взял в свои руки чеканку монеты, но и произвел существенную денежную реформу, перейдя целиком на серебряную основу и объединив аттическую денежную систему с ахеменидской. Введенная Александром серебряная драхма привилась на Востоке и с некоторыми видоизменениями просуществовала много столетий. Эти финансовые меры способствовали объединению государства и упрочению экономических, а следовательно, политических и культурных связей между отдельными частями обширного государства. Росту производства содействовало и то, что огромные сокровища Ахемепидов, лежавшие в казпе мертвым капиталом, были при Александре пущены в оборот.

Важной стороной деятельности Александра в покоренных областях было градостроительство. Традиция приписывает ему основание 70 городов, но цифра эта, вероятно, преувеличена (нам сейчас известно об основании им около десятка). Не все основанные Александром «города» были действительно городами — большей частью это были македонские военные поселения, колонии, находившиеся на царской земле, лишь впоследствии получившие полисные права; в ряде случаев мы имеем дело не с основанием нового города, а с расширением старого восточного города с предоставлением ему полисных прав.

41. Идеал человека в Греции классического периода.Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

Обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.

42. Чудеса света. Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. (Ойкуме́на — освоенная человечеством часть мира.)

Пирамида Хеопса (Гиза, 2550 г. до н. э.),

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.),

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г. до н. э.),

Храм Артемиды в Эфесе (Эфес, 550 г. до н. э.),

Мавзолей в Галикарнасе (Галикарнас, 351 г. до н. э.),

Колосс Родосский (Родос, между 292 и 280 гг. до н. э.),

Александрийский маяк (Александрия, III век до н. э.).

43. Основные периоды истории культуры Древнего Рима.Периоды развития культуры Древнего Рима. Особенности культуры, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами. История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский период (VIII-VI вв. до н.э.), период республики (V-I вв. до н.э.), период империи (I-V вв. н.э.). Эта культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была очень сложным, синтетическим явлением, положившим начало цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Если греческий гений был художественным и эллинскую историю творили художники, то римский гений - политика и патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Римляне считали главными три занятия: воевать, править и строить.

Царский период. Царь обладал высшей религиозной, судебной и военной властью. Он распоряжался государственной казной и владел значительной частью земли. Власть царя ограничивалась волей сената и народного собрания. В сенат, совещательный орган при царе, входили представители 300 родов, составлявших римскую гражданскую общину. Законодательным органом власти, в функции которого входили вопросы войны и мира и избрание царя, было народное собрание.

Римскими гражданами считались только члены родов. Они называли себя патриции. Родичи сообща владели землей, имели родовые кладбища. Члены рода вели происхождение от общего предка и носили одну фамилию.

Остальное население Рима составляли клиенты, плебеи и рабы. Клиенты -- лично свободные люди, не имевшие римского гражданства. Обычно это были бедняки, искавшие покровительства какого-нибудь «отца семейства».

Плебеи были также лично свободны. Они не обладали правами гражданства, хотя иногда были богаты, даже знатны. Плебеи по происхождению были «чужаки» -- представители покоренных народов, переселенцы, рабы, отпущенные на свободу.

Рабами были пленники, должники и преступники. Рабство было патриархальным. Рабы принадлежали отцам семей, и работали вместе с другими домочадцами.

Легенда о Ромуле и Реме.Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои - города на северо-западном побережье Малой Азии - некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея - Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём.

Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.

Религия.Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры - души непогребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

Период Республики. Республиканские органы власти были представлены народным собранием, магистратурой и сенатом.

Магистратура формировалась по принципу выборности, коллегиальности, временности и безвозмездности. Это были должностные лица, избиравшиеся народным собранием обычно на год. Платы за службу государству они не получали (в противоположность политической системе Греции, где платили за отправление должности, чтобы ее мог занимать человек из любого социального слоя граждан). Магистраты обладали властью законодательной, исполнительной и судебной.

Сенат из 300 человек -- утверждал законы, и результаты выборов. Он контролировал деятельность магистратов, давал им рекомендации, советы. Сенат определял внешнюю политику, ведал финансами и отправлением культа -- организацией религиозных церемоний. Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания. Формировался сенат цензором из бывших магистратов. Они включались в состав сената пожизненно.

Всадники также формировались цензором. Необходимыми условиями для включения в сословие всадников были высокий имущественный ценз -- не менее 400000 сестерциев -- и участие в нескольких военных походах.

Великие завоевания имели для Рима ряд следствий, приведших к кризису республики. Огромный приток в Италию дешевой рабочей силы вызвал массовое разорение мелких землевладельцев. Они превратились в неимущих, пролетариев, и наводнили итальянские города, прежде всего Рим. Исчезновение мелкого крестьянства подрывало социальную основу римского гражданства, основанного на владении землей равноправными членами общины.

Период Империи.Новый период гражданской войны, начавшийся после смерти Цезаря, привел к власти родственника Цезаря -- Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. почетный титул Августа («священный», «величественный»). Форма правления, установившаяся при Августе, получила название принципата. Республиканские органы власти формально сохранились, но фактически вся полнота власти принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов). Август, как и Цезарь, совмещал высшие должности. Как консул, он был главнокомандующим. Как цензор, формировал угодный ему сенат. Параллельно республиканским органам власти возникли императорские. Это был Совет Августа, сформированный из его сторонников. К нему фактически полностью перешла власть сената. Выборные магистраты делили власть с чиновниками, назначаемыми самим Августом.

С 14 г. н.э. (год смерти Августа) перестало созываться народное собрание. Империя в республиканских одеждах принципата просуществовала до 284 г. н.э., когда при императоре Диоклетиане она и формально и по существу стала неограниченной монархией доминатом (от лат. dominatus -«господство»).

Римская держава достигла максимальных размеров при императоре Траяне в начале II в. н.э. Со второй половины этого века античная цивилизация, расцветшая на принципах полисного земледелия и народовластия, втиснутая в рамки имперских институтов, стала заметно клониться к упадку. Кризис проявлялся в частой смене императоров, военных неудачах, потере значительных территорий, упадке городского самоуправления и разрушении античного типа хозяйства.

В 395 г., после смерти императора Феодосия, произошло разделение Римской империи на Западную, со столицей Римом, и Восточную, со столицей в Константинополе. Нашествия так называемых «варварских» племен -- гуннов, готов, вандалов и др. -- закончились падением Западной Римской империи.

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.

Но сходство отнюдь не означает тождества -- Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей -- мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев -- первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой -- способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом -- если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.

44. Культура Рима в период империи.Новый период гражданской войны, начавшийся после смерти Цезаря, привел к власти родственника Цезаря -- Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. почетный титул Августа («священный», «величественный»). Форма правления, установившаяся при Августе, получила название принципата. Республиканские органы власти формально сохранились, но фактически вся полнота власти принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов). Август, как и Цезарь, совмещал высшие должности. Как консул, он был главнокомандующим. Как цензор, формировал угодный ему сенат. Параллельно республиканским органам власти возникли императорские. Это был Совет Августа, сформированный из его сторонников. К нему фактически полностью перешла власть сената. Выборные магистраты делили власть с чиновниками, назначаемыми самим Августом.

С 14 г. н.э. (год смерти Августа) перестало созываться народное собрание. Империя в республиканских одеждах принципата просуществовала до 284 г. н.э., когда при императоре Диоклетиане она и формально и по существу стала неограниченной монархией доминатом (от лат. dominatus -«господство»).

Римская держава достигла максимальных размеров при императоре Траяне в начале II в. н.э. Со второй половины этого века античная цивилизация, расцветшая на принципах полисного земледелия и народовластия, втиснутая в рамки имперских институтов, стала заметно клониться к упадку. Кризис проявлялся в частой смене императоров, военных неудачах, потере значительных территорий, упадке городского самоуправления и разрушении античного типа хозяйства.

В 395 г., после смерти императора Феодосия, произошло разделение Римской империи на Западную, со столицей Римом, и Восточную, со столицей в Константинополе. Нашествия так называемых «варварских» племен -- гуннов, готов, вандалов и др. -- закончились падением Западной Римской империи.

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.

Но сходство отнюдь не означает тождества -- Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей -- мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев -- первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой -- способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом -- если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.

45. Храм святой Софии в Константинополе.Главный храм Византии и всего восточного славянства. Выдающийся памятник византийской архитектуры, построенный зодчими Анфимием и Исидором.

Дата основания 324 год. Строительство 532—537 годы

Основные даты:

324 год — Базилика Константина
415 год — Базилика Феодосия
537 год — Юстинианова базилика (современное здание)
1453 год — преобразование в мечеть.

 

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата городаосманами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефнаябазилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

Внешне этот храм отличают строгость, стройность и великолепие форм, а внутри он поражает своими размерами и кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создают прежде всего находящийся на высоте 55м огромный купол диаметром 31м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное простанство. Этот эффект обеспечивается ещё и тем, что четыре мощных столба, несущие, остаются почти незаметными, так как искусно замаскированы лёгкими перегородками и воспринимаются как простенки. Купол храма имеет 40 продольных окон, и , когда солнечный свет заливает подкупольноепростанство, возникает ощущение его парения в воздухе. Всё это придаёт конструкции удивительную лёгкость, изящество и свободу.

Собор потрясал современников богатым внутренним убранством. Ко времени строительства храма византийское изобразительное искусство представляло собой целустную систему видов и жанров, которые художественно отражали теологическую картину мироздания. В храмовой архитектуре каждый элемент здания имел сокральное символическое значение, а фрески и иконы размещались согласно требованиям канона а соответствии с иерархическим строением мироздания: в верхнем регистре храмового интерьера – силы, несущие божественный «свет» (Христос Пантократор, пророки, евагелисты, апостолы), в верхней части апсиды – Богоматерь Оранта; в среднем регистре на стенах храма – сцены, поясняющие догматы веры( праздники Благовещения, Рождества и др.), а также сцены из земной жизни Христа; в нижнем регистре – люди, постигшие божью «благодать» (канонизированные святые). В соответствии с этой иерархией из-под купола храма св. Софии на молящихся взирал Христос, вооседающий на радуге; на «парусах» помещались огромное фигуры херувимов; на откосах купольных окон – изображения святых епископов, мучеников, пророков. Все эти изображения оттенялись мраморной облицовкой стен и роскошной мозаикой на золотом поле.

В храме св. Софии византийские художники сотворили непревзойдённые шедевры мозаики.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.

 

 

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II.

46. Основные этапы истории Византии.Христианская церковь в 313г. императором Константином была признана официальной и законной. Однако новая религия уже не могла спасти римскую культуру, т.к. её кризис был слишком глубоким и необратимым. В 395г. римская империя распалась на восточную и западную, а в 476г. – после поражения римлян от германских племён – перестала существовать Зап. Римская империя. Отправной точкой в формировании новой культуры стал перенос в 330г. столицы Римской империи в древнегреч. поселение Византий, которое впоследиствии было переименовано в Константинополь.

В истории Византии обычно выделяют пять этапов:

1)5-7вв., когда в империи завершился переход от рабовладения к феодальному строю.

Определяющим фактором развития в этот период были гос. власть и система административного управления империей. Сильная гос. власть , сосредоточившая с помощью церкви в своих руках всю полноту управления экономикой и культурой, сыграла роль централизующей силы в становлении основ византийской культуры.

Искусство книги появляется именно в это время. В Византии появился так называемый пергаментный кодекс(обработанная особым образом кожа телят и ягнят), который угрожал затмить кол-вом материалов Александрийскую библиотеку.

Архитектурные формы христианских церквей сильно отличались от античных храмов. Культовое назначение христианской церки – это не обиталище бога, а место, где собиралась община верующих. Это требовало принципиально иной организации внутреннего пространства. Возникает новый тип храма – купольная базилика, гармонично объединившая крестово-купольный и базиликальный типы построек при преобладающем значении купола. Этот стиль стал широко распространённым. (например, собор св. Софии).

Распространяются в этот период первые иконы.

Литература, в первую очередь жанры патриотической литературы и литургической поэзии, получили развитие также в первые столетия существования Византийский империи. Патриотический жанр нашёл своё выражение в трудах Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, которые закладывали фундамент средневекового христианского богословия. Жанр литургической христианской поэтики – Роман Сладкопевец. Он создал кондаки – поэмы-гимны, икосы – песнопение, прославляющее святого.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей греко-римской культурой.

Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:
* Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
* Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

2)вторая половина 7в. – первая половина 9в., когда византийское об-во переживало смутные времена, связанные с борьбой за власть между столичной и провинциальной и отражением нашествия арабов и славян. «Тёмное время». Особенно значимым событием для византийской культуры в этот период явилось иконоборчество.

3)Вторая половина 9в. – сер. 9в. – время очередного подъёма и расцвета культуры («золотой век» культуры Византии).

4)Вторая половина 11в. – нач. 13в. – время нового подъёма византийской культуры, когда была ослаблена часть турок и они оказались оттеснёнными от границ империи.

5)1261 – 1453 – начался с освобождения Константинополя от латинян(1204-1261). Но после этого империя не смогла возродиться в своем былом великолепии, хотя не только сохранила свою культуру, но добавила к достигнутому новые ценности в области философии. (Палеологовский ренессанс).

 

 

47. Государственный идеал Византии.Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...