Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные периоды истории культуры Древнего Крита.




Раннеминойский период (XXX—XXII вв. до н.э.)

Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длиной в 2.50 и шириной от 12 до 57 км делится перешейками на три части: восточную, центральную и западную. Последняя часть была мало заселена вплоть до середины I тысячелетия до н. э. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова.

Заселение Крита началось со времён неолита, но тесные связи между жителями различных районов устанавливаются только в конце раннеминойского периода. Вплоть до середины II тысячелетия Крит не знал вторжений иноземных племён, и минойская культура, насколько можно судить по имеющимся данным, на протяжении примерно полутора тысяч лет развивалась самостоятельно. Но внешние связи, несомненно, существовали и оказывали известное воздействие на развитие культуры древнейшего Крита.

Основным занятием жителей были рыбная ловля, скотоводство и частично земледелие. В течение восьми веков, охватывающих раннеминойский период, на Крите постепенно распространяется употребление металлов, в основном меди. Местные жители в то время пользовались медными кинжалами, топорами, ножами. Применение металлических орудий повлекло за собой улучшение техники обработки каменных сосудов и развитие других отраслей ремесла. Значительную эволюцию прошло гончарное дело; улучшается техника обжига, возникает и развивается роспись на керамике, хотя сосуды всё ещё изготовлялись вручную. Под египетским влиянием появляются первые вырезанные из камня печати; на одной из таких печатей имеется изображение ладьи. Из внешних связей—повидимому, довольно редких—удалось проследить лишь связи с Египтом.

Население Крита жило ещё первобытно-общинным строем. Во всяком случае имущественные и общественные различия не были сколько-нибудь существенными. Об этом свидетельствуют единообразие погребений, остатки коллективных домов и коллективные же круглые гробницы диаметром от 4 до 13 м.

Среднеминойскии период (XXI - XVII вв. до н. э.)

В первой половине II тысячелетия экономическое и социальное развитие Крита продвинулось далеко вперёд. Характерной чертой этого времени является распространение бронзы. В различных местностях были найдены бронзовые резцы, много больших и малых топоров и секир, долота, тонкие скобели, кинжалы, наконечники копий, длинные мечи. Широкое применение бронзы открыло ПУТЬ к общему подъёму производства. Развивается строительство крупных зданий, иногда в несколько этажей. Возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте и Маллии;

Кносский дворец в это время трижды перестраивался, в конце периода был построен дворец в Агиа Триаде. Длившаяся около двух столетий борьба за преобладание между отдельными центрами Крита окончилась победой Кносса. Осязаемым результатом этой победы была проложенная с севера на юг и снабжённая сторожевыми постами большая дорога, идущая от Кносса к Фесту и далее до гавани Комо. К началу среднеминойского периода относится находка древнейшей в Европе четырехколёсной повозки (в селении Пале-Кастро). Введённый в то же время гончарный круг на протяжении этого периода по крайней мере дважды подвергался серьёзным усовершенствованиям. Критские мастера овладели также техникой изготовления фаянса, применение которого быстро распространилось.

Больших успехов достигает изобразительное искусство. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства. Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Всё чаще встречаются различные печати и резные камни.

Важнейшим изобретением этого времени является письменность. Она возникла сначала в качестве пиктографического (рисуночного) письма, но вскоре приобрела вид иероглифов, во многом подобных египетским. Древнейшие образцы критского письма представляют собой рисунки, вырезанные на печатях, и метки на каменных блоках, из которых были построены дворцы. Под конец среднеминойского периода в обиход вошли уже чернила. В связи с распространением письменности иероглифы постепенно упрощались. В конце периода появляется уже линейное письмо А, названное так условно в отличие от несколько более позднего, тоже линейного, письма Б. К сожалению, линейное письмо А ещё не расшифровано, и поэтому мы лишены возможности определить конкретно-исторические особенности развития древнего Крита.

Значительный рост производительных сил наряду с усилением имущественного неравенства даёт основание полагать, что именно в среднеминойский период критское общество, по крайней мере в ведущих, «дворцовых», центрах, становится обществом классовым. Кносский и Фестский дворцы, судя по капитальному характеру построек, обилию предметов роскоши, богатству фресок, наконец, применению письменности для учёта продуктов и для нужд управления, несомненно, были местонахождением правителей ранних рабовладельческих государств. Проведение дороги, соединяющей Кносс с Фестом, невидимому, свидетельствует о каком-то политическом объединении этих центров. Отсутствие сколько-нибудь значительного количества ввозных вещей указывает на то, что первые критские государства, несомненно, возникли вследствие постепенного внутреннего социально-экономического развития общества Крита, а не в результате какого-либо внешнего воздействия.

Позднеминоиский период (XVI - XII вв. до н. э.)

Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский) характеризуется максимальным развитием критской культуры; он охватывает также время её постепенного упадка вплоть до окончательного крушения. В XVI в. население Крита было, вероятно, более многочисленным, чем когда-либо в последующий период древности. По всему острову прокладывается сеть дорог со сторожевыми постами. Одновременно расширяются и дворцы, украшенные с небывалой до того времени роскошью. К этому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры и искусства, такие, как «тронный зал», рельеф «царя-жреца», фрески, изображающие процессии, статуэтки, изображающие борьбу с быками, и др. Характерной чертой этого времени является рост богатства знати. Раскопанный частный дом кносского богача, так называемый «Южный дом», был двухэтажным. Это было здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой, в которой найдены различные бронзовые орудия. В этот период семейные гробницы знати, сделанные в скалах, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц. Изображённые на фресках одежды знатных лиц и жрецов отличаются нарядностью.

Всё это было обусловлено прежде всего дальнейшим подъёмом производства, особенно заметным в кораблестроении. Если судить по изображениям на печатях, прежние ладьи превращаются теперь в относительно большие палубные корабли; на одной из печатей показана перевозка лошади, погруженной на корабль. В это время устанавливаются оживлённые связи Крита с Египтом, Сирией и особенно микенской Грецией. В ряде мест на Крите найдены медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры, служившие, может быть, деньгами. Их вес (29 кг} соответствует более поздней греческой единице веса — таланту.

В это время появляется новое линейное письмо,так называемое линейное письмо Б. Повидимому, в первой половине XV в. до н. э. Крит был завоёван греческим племенем ахейцев. Документы из Кносса, написанные линейным письмом Б, составлены на греческом языке. Однако в других областях Крита вплоть до конца позднеминойского периода продолжает употребляться явно негреческое линейное письмо А. Ко времени господства ахейцев относится, очевидно, и купольная гробница в АгиосТеодорос, построенная по образцу купольных гробниц, известных нам по раскопкам в Малой Азии и в Микенах.

В XIV—XII вв. до н. э. заметен постепенный упадок критской культуры, просуществовавшей ещё вплоть до нового, дорийского завоевания Крита, которое произошло, повидимому, на рубеже XII и XI вв. К этому времени почти полностью прерываются внешние связи, угасает торговля, ремесленных изделий при раскопках встречается всё меньше. В орнаментации глиняных сосудов вместо ярких реалистических изображений теперь появляются сильно стилизованные образы растений и морских животных.

34. Основные школы древнегреческой философии.Древнегре́ческаяфилосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Классическая философия родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной.

Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций.

Основные философские идеи и принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавили что-то новое.

Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие от своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил. Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и умирал.

В то время философия не была достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь быть философами.

ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов.

Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим.

В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, - школы его учеников.

Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения.

В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до Сократа),антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской античной философии, которая будет продолжать и разовьет многие из греческих учений.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.

Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В этом они близки к своим предшественникам - орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.

Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?"

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Сократ

Мифический образ Сократа был сформирован благодаря дошедшим до нас диалогам Платона и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академии Платона.

Суть собственной философии Сократ объяснял одной фразой: "Я знаю только одно, что я ничего не знаю."

В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искуссно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот казалось бы близок к ней, Сократ находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.

В этом подходе Сократ являлся противником софистов, пытавшихся приобретать знания и умения в результате обучения.

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Платон и Академия

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников:Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы.

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

 

Аристотель

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

На развалинах Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

Эллинистические школы. Эпикуреизм

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикуро богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Эллинистические школы. Стоицизм

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."

Эллинистические школы.

Скептицизм

Философия скептицизма - это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

 

35. Архитектурный ордер. Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — вДревнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо диДжорджо,Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), АндреаПалладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям.

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры —колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

1.    карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.

2.    фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.

3.    архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ - верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА - (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен - лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью я лепниной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС - утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН - средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

36. Периодизация греческой истории. I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III—II тысячелетие до н. э.). А.

1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.): разложение родовых отношений и социальная стратификация критского общества, появление первых государственных образований.

3. Позднеминойский период (середина XVIII—XII вв. до н. э.): объединение Крита, расцвет критской государственности и культуры, создание критской морской державы, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита. Б. История раннеклассовых обществ и государств материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв. до н. э.): господство первобытных отношений, появление первых крупных поселков, догреческое население.

2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.): расселение греко-ахейцев в южной части Балканского полуострова, разложение родоплеменных отношений, формирование элементов социальной стратификации ахейского общества.

3. Позднеэлладский (или микенский) период (XVI—XII вв. до н. э.): раннеклассовые общества и первые государственные образования ахейских греков, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II. Формирование и расцвет греческих полисов. Система классического рабства. Зрелость греческой цивилизации (XI—IV вв. до н. э.):

1. Гомеровский (предполисный) период (XI—IX вв. до н. э.): племенные перемещения в южной части Балканского полуострова, разрушение микенских государств, реанимация родоплеменных отношений, формирование первых элементов полисного устройства.

2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.): формирование общества и государства в форме полисов. Великая греческая колонизация и освоение греками Эгеиды, прибрежных территорий Средиземного и Черного морей.

3. Классический период (V—IV вв. до н. э.): расцвет полисного строя и греческой цивилизации.

III. Древняя Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма (30-е годы IV в. до н. э.— 30 г. I в. до н. э.):

1. Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н. э.—80-е годы III в. до н. э.).

2. Функционирование эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н. э.— середина II в. до н. э.).

3. Кризис эллинистической системы, завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией на востоке.

37. Политическое устройство Древней Греции. Главные центры. В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители" демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).

АФИНЫ

Предположительно, Афины были основаны древним доиндоевропейским населением Балканского полуострова – пеласгами. Вероятно, на их языке название города обозначало «возвышенность» или «холм». Но с приходом греков оно поменяло свой смысл и стало ассоциироваться с именем древнегреческой богини Афины.

Уже в эпоху Микен (1600-1200 гг. до н.э.) Афины были известным городом в древней Элладе. Своего расцвета город достиг в золотой век древнегреческой культуры – к.6-к.4 вв. до н.э. Тогда Афины стали одним из главных культурных и политических центров Греции.

Свое культурное значение город не утратил и после завоевания римлянами (146 год до н.э.) и даже во времена расцвета Римской империи. Город славился на весь античный мир своими Философскими школами, откуда вышли такие великие умы древности как Платон и Аристотель.

Афинские школы прекратили свое существование во времена Византийской империи, при императоре Юстиниане I ( 6 в. н.э.). После этого Афины потеряли свое культурное значение и стали провинциальным городом.

МИКЕНЫ

Микены были основаны в 3 тысячелетии до н. э. в южной Греции, в области Арглоида, и сначала являлись небольшим поселением. На политическую арену Микены вышли в 17 веке до н. э., когда стали столицей раннеклассового государства ахейцев. Период 14 – 12 веков до н. э. стал расцветом для Микен. За этот период в Микенах были построены новые стены вокруг акрополя со знаменитыми Львиными воротами, роскошные круглые купольные усыпальницы - толосы, а в 13 веке из укрепленного акрополя была пробита галерея ступенчатой системы к водному источнику. Пожар 1200 года до н. э. практически полностью уничтожил Микены. Они были восстановлены, но уже не играли большой роли в политической жизни страны, а в 470 году до н. э. были окончательно уничтожены войсками Аргоса.

СПАРТА

Спарта была основана примерно в 12 веке до н. э. в южной части полуострова Пелопоннес и сначала представляла из себя разбросанные усадьбы, центром которых был небольшой холм, ставший позже акрополем. Спарта не была окружена стенами вплоть до 2 века до н. э. Вероятнее всего, это было связанно с тем что спартанцы считали себя великими непобедимыми воинами и расценивали как трусость прятаться за стенами. В городе был построен театр из белого мрамора,а также знаменитые храмы, посвященные Афине Меднодомной и Артемиде Орфине. Спарта имела естественную западную границу в виде горы Тайгет высотой 2406 метра, которая сильно выделялась на общем равнинном фоне. С 8 века до н. э. Спарта начинает вести завоевательные войны. Мессенские войны, которые Спарта вела в период с 725 года до н. э. по 600 год до н. э., закончились покорением Мессении. Постепенно Спарта превратилась в могучую военную машину Греции, во много благодаря которой были отбиты вторгнувшиеся персидские армии (480-479 года до н. э.). После неудавшегося персидского вторжения начали накаляться отношения между двумя самыми влиятельным городами Греции – Спартой и Афинами. В итоге началась Пелопонесская война (431-404 года до н. э.), которая закончилась капитуляцией Афин. Славная история Спарты завершилась в 4 веке н. э. В 396 году н. э. город был разгромлен готами под предводительством Алариха.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...