Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль государства в экономике




Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма (рынок терпит «фиаско»). Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, транспортная система обслуживания инфраструктуры и др.)

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться.

Рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

 Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна. Объективно необходимо государственное вмешательство в рыночную экономику.

Экономические функции государства

· создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

· антимонопольное регулирование;

· проведение политики макроэкономической стабилизации (борьба с безработицей и инфляцией;

· перераспределение ресурсов (производство общественных благ и минимизация отрицательных внешних эффектов);

· деятельность в сфере распределения доходов.

Главные формы вмешательства государства в экономику: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Меры косвенного вмешательства государства: фискальная и кредитно-денежная политика. Фискальная политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего, налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные преимущества рынка.

2. В чем заключается фиаско рынка?

3. Что такое общественные и квазиобщественные блага? Приведите примеры.

4. Дайте определение понятия «внешние эффекты». Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

5. Назовите основные экономические функции государства.

 

ТЕМА 13. Макроэкономическая политика

Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика)

Денежно-кредитная политика

Деньги и их функции

Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Социальная политика государства

Фискальная политика

Фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Основные инструменты фискальной политики: налоги, государственные расходы, трансфертные платежи.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционный.

Дискреционная фискальная политика (discretion лат. – действующий по своему усмотрению; дискреция – решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по своему усмотрению) – управление налогами и государственными расходами по усмотрению правительства.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго.

    Увеличение совокупных расходов за счет включения государственных расходов ведет к росту национального производства. При этом проявляется эффект мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов:

 

Mg = ∆Y/ ∆G = 1 / (1 – МРС) (30)

 

где Mg – мультипликатор государственных расходов;

∆Y – прирост совокупного дохода (прирост национального продукта);

∆G – прирост государственных расходов;

МРС – предельная склонность к потреблению.

Недискреционная фискальная политика – это политика, противоположная дискреционной политике. Это политика встроенных стабилизаторов, способствующая стабилизации экономики.

Встроенный стабилизаторэто любое изменение в налогово-бюджетной политике, которое увеличивает бюджетный дефицит в период спада и увеличивают профицит бюджета в период подъема без каких-либо специальных политических решений. Это любое изменение, способствующее стабилизации экономики.

Важнейший автоматический стабилизатор – сама финансово-бюджетная система. Когда экономика входит в фазу спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, т.к. их величина находится в прямой зависимости от результатов экономической деятельности. Подоходный налог зависит от доходов населения, налог на прибыль – от прибыли фирм, НДС – от     выручки от продажи, социальный налог – от заработной платы. Автоматическое сокращение налоговых поступлений стимулирует совокупный спрос и, таким образом, уменьшает величину экономических колебаний.

Роль автоматического стабилизатора выполняют и государственные расходы. В частности, во время спада, когда увеличивается безработица, увеличиваются расходы государства на выплату пособий по безработице. Автоматическое увеличение государственных расходов стимулирует совокупный спрос именно тогда, когда он недостаточен для сохранения полной занятости. Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают амплитуду экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объеме национального производства, что необходимо учитывать при формировании фискальной политики.

Деньги и их функции

Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают внутреннее содержание денег. Основные фунции денег:

· Средство обращения;

· Средство платежа;

· Мера стоимости;

· Средство сбережения;

· Мировые деньги

Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа – оплата налогов, получение и возврат кредита, выплата зарплаты, пособий, оплата коммунальных услуг. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. В современной экономической литературе эти две функции денег обычно объединяются в одну.

Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.

В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Для осуществления товарно-денежных операций используются различные денежные единицы – рубли, доллары, евро и т. Д. В этих единицах измеряют и сопоставляют товарные стоимости. Эту функцию счетных денег иногда называют масштабом цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и ведения записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий.

Важной функцией денег является функция средства накопления, предполагающая образование некоего актива или запаса, оставшихся после продажи товаров и потребления доходов. Деньги выступают здесь в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности. Деньги могут выполнять эту функцию, поскольку наделены “совершенной ликвидностью”, т. Е. способностью в любое время исполнить роль платежного средства.

Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов и т.п. Сегодня мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...