Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон убывающей отдачи (предельной производительности)




Наиболее важная особенность производства в краткосрочном периоде состоит в том, что производительность ресурсов подвержена убывающей отдаче. По мере наращивания одного переменного ресурса при фиксированных остальных проявляется тенденция, которая в экономической теории получила название закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи).

Закон убывающей отдачи (производительности)– если к фиксированным по размеру ресурсам добавлять дополнительные единицы переменного ресурса, то наступает момент, когда каждая последующая единица переменного ресурса начнет прибавлять к валовому продукту меньше, чем его предыдущая единица. То есть предельный (дополнительный) продукт, полученный от единицы переменного ресурса, имеет тенденцию к понижению в краткосрочном периоде.

Предельный продукт ресурса – это дополнительный продукт, получаемый от применения еще одной дополнительной единицы ресурса.

Падение предельной производительности – характерная черта любого производства. В процессе производства обязательно наступает момент, когда при росте количества переменного ресурса объем производства перестает расти или даже начинает падать. Истинность этого закона очевидна. Иначе реальной могла бы быть такая абсурдная картина: давая одной корове (постоянный ресурс) все больше сена (переменный ресурс), можно было бы получить удой, достаточный для снабжения молоком населения целой страны. Или на одном гектаре пашни, внося больше семян и удобрений, можно было бы получить урожай, достаточный для населения целой страны.

Издержки производства в долгосрочном периоде

В краткосрочном периоде объем производства жестко лимитирован соотношением постоянных и переменных ресурсов. Поэтому перед каждой успешно функционирующей фирмой рано или поздно встает проблема расширения производства, т.е. перехода к деятельности в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период – период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства. Таким образом, в долгосрочном периоде нет постоянных издержек. Все издержки являются переменными. Поэтому в долгосрочном периоде используется только понятие «средних издержек».

Фирма для приспособления к рыночному спросу может пропорционально изменять все используемые ресурсы, т.е. изменять масштаб производства. Естественно, при увеличении масштаба производства объем производства (а значит суммарные издержки) растет. Однако характер процесса может быть неодинаков. Различие в соотношении роста объема производства и количества использованных ресурсов в экономической теории получило название «эффект масштаба».

Эффект масштаба - это соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. Поэтому фирма стремится расширить объем выпуска так, чтобы издержки на единицу продукции были минимальными.

В долгосрочном периоде фирма, расширяя объем производства и таким образом меняя размеры фирмы, последовательно проходит три этапа:

· Положительный эффект масштаба – объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов (средние издержки уменьшаются).

· Постоянный эффект масштаба – объем производства растет в той же степени, что и количество ресурсов (средние издержки постоянны).

· Отрицательный эффект масштаба – объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов (средние издержки растут).

   

Рис. 12. График долгосрочных средних издержек

 

Таким образом, в долгосрочном периоде фирма определяет минимальный эффективный размер – наименьший объем производства, при котором фирма в состоянии минимизировать долгосрочные средние издержки.  

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику каждой из организационно-правовых форм предприятий.

2. Охарактеризуйте издержки производства в краткосрочном периоде.

3. В чем заключается основное отличие бухгалтерского и экономического подхода в оценке затрат ресурсов фирмы?

4. Определить принципиальное отличие краткосрочного и долгосрочного периода.

5. В чем заключается содержание закона убывающей отдачи (предельной производительности ресурса? В каком периоде действует данный закон и почему?

6. Дать определение положительного, отрицательного и постоянного эффекта масштаба.

 

ТЕМА 7. Совершенная и несовершенная конкуренция

1. Чисто конкурентная фирма

2. Монополия

3. Преимущества и недостатки монополии. Антимонопольное регулирование.

4. Олигополия

5. Монополистическая конкуренция

 

Чисто конкурентная фирма

Совершенная конкуренция – это модель рынка, на котором множество небольших производителей предлагают стандартизированный продукт, покупаемый множеством потребителей.

Конкурентная фирмафирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции.

Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично, у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.

Признаки совершенной конкуренции

1. Стандартизированный продукт – продукция конкурентных фирм однородна с точки зрения покупателя (зерно, нефть, сталь, кофе, валюта). Поэтому потребителю безразлично, у какой фирмы купить то или иное количество данного товара.

2. Фирмы не влияют на уровень рыночной цены. Причина невозможности влиять на цену заключается в том, что каждая фирма производит незначительную долю рыночного объема. Поэтому конкурентные фирмы являются ценополучателями, т.е., входя в рынок данного товара, вливаясь в большую армию мелких производителей и являясь одной из них, фирма принимает рыночную цену как данность. В противном случае попытка фирмы продать производимую продукцию по цене выше рыночной хотя бы на незначительно малую величину приведет к снижению индивидуального объема фирмы до нуля. Продавать по цене ниже равновесной мелкому производителю нецелесообразно, т.к. весь свой небольшой объем производства фирма может продать по рыночной цене.

Это означает, что спрос на продукцию конкурентной фирмы является совершенно эластичным.

3. Свободный доступ к экономической информации о рынке данного товара для фирм и потребителей. Конкурентный рынок экономисты называют рынком с симметричной информацией. Это означает, что все производители в условиях совершенной конкуренции обладают всей необходимой информацией об используемой технологии, размерах получаемой прибыли, а все потребители одинаково осведомлены о качестве товара.

4. Неограниченные возможности для вхождения конкурентной фирмы в данную отрасль и выхода из нее. Причина свободы входа и выхода заключается в отсутствии каких-либо ограничений и препятствий в виде патентов, лицензий на производимую продукцию, существенных первоначальных инвестиций и других барьеров. Отсутствие препятствий означает неограниченную мобильность экономических ресурсов в долгосрочном периоде.

Таким образом, информация о росте прибыли в конкурентной отрасли является сигналом для вхождения фирм в данный рынок и, наоборот, убытки фирм означают свободный перелив ресурсов в другие более благополучные отрасли.

В реальной экономике рынков, полностью удовлетворяющих рассмотренным условиям, нет.

В соответствии с принципом максимизации прибылифирма выбирает такой объем производства, при котором MR=MC. Это правило является универсальным независимо от модели рынка. В условиях совершенной конкуренции фирма увеличивает объем производства до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции дает дополнительную прибыль (MPF – marginal profit), определяемую как разность предельного дохода и предельных издержек:

 

MPF = MR – MC (10)  

В соответствии со вторым принципом максимизации прибыли фирма выбирает такой объем производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками (TR и TC) будет максимальной.

В долгосрочном периоде фирма может менять все производственные факторы, включая размеры предприятия (производственную мощность).

Если фирма в какой-либо отрасли получает положительную экономическую прибыль, это побуждает других потенциальных производителей вступить в отрасль (напомним, что в условиях совершенной конкуренции рыночные барьеры отсутствуют), а потенциальных инвесторов – вкладывать капитал в прибыльную отрасль.

В результате в отрасли появляются новые производители, расширяются производственные мощности действующих производителей. Кривая рыночного предложения смещается вправо. Как следствие роста предложения (при постоянной кривой спроса) рыночная цена падает. Эта ситуация продолжается до тех пор, пока цена не снизится до уровня, при котором ни одна из фирм отрасли не будет получать экономическую прибыль. Когда фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль, у них нет стимулов выходить из отрасли, а для других фирм – входить в эту отрасль.

Монополия

 

Чистая монополия (греч. «моно» - один, «полис» - продаю) - это  модель рынка, на котором единственный производитель предлагает уникальный продукт, покупаемый множеством потребителей.  Понятие чистой монополии является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Признаки монополии

1. Монополист является и фирмой и отраслью, так как является единственным производителем товара.

2. Уникальный продукт – продукция фирмы-монополиста не имеет заменителей (бриллианты, электроэнергия, железные дороги). Перекрестная эластичность спроса по цене стремится к нулю. Поэтому потребители вынуждены покупать безальтернативную (незаменимую) продукцию и соглашаться на условия монополиста.

3. Абсолютный контроль над рыночной ценой - с целью максимизации прибыли монополист сознательно устанавливает уровень рыночной цены в соответствии с отраслевой кривой спроса. Таким образом, фирма-монополист является «ценоискателем» (price seeker), а кривая спроса на продукции монополиста имеет отрицательный наклон.

4. Доступ в отрасль закрыт с помощью системы непреодолимых барьеров.

Основные барьеры для вступления в монополизированную отрасль:

А) патенты и лицензии, дающие право на данное производство одной фирме (например, компания «Ксерокс»);

Б) собственность на редкие ресурсы закрывает отрасль для конкурентов (например, компания «De Birs» - производство бриллиантов);

В) экономия на массовом производстве (эффект масштаба) – производство в монополизированной отрасли, как правило, сопряжено с высокими первоначальными инвестициями, необходимостью использования высоких капиталоемких технологий. Это означает, что эта отрасль закрыта для мелких и средних фирм.

    Если средние отраслевые издержки снижаются и достигают минимального значения, достигая отраслевого объема производства, то это означает, что в данной отрасли экономически целесообразно существование одной фирмы, которая в экономической науке получила название «естественная монополия» – это отрасль, в которой экономически целесообразно функционирование одной фирмы по причине длительного действия положительного эффекта масштаба по мере роста объема производства вплоть до отраслевого объема. Примеры естественных монополий в российской экономике - ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром»

Г) Полнота владения информацией фирмой-монополистом об издержках, возможной прибыли, объемах продаж, цене.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...