Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Современная система образования лиц




Сурдопедагогика

Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших педагогических

учебных заведений, обучающихся по специальности

031600 «Сурдопедагогика»

 

Москва

2004

УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90

Авторы:

И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов,

Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова,

Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова,

И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина

Рецензенты: декан дефектологического факультета МПГУ,

профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ

им. М.А. Шолохова,

доцент Е.А. Малхасьян,

профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).

ISBN 5-691-01320-3.

Агентство CIP РГБ.

В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентирован­ного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специ­ального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагоги­ческих вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедаго­гика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нару­шения слуха.

УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73

© Коллектив авторов, 2004

© Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и се­рийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

ISBN 5-691-01320-3

 

Оглавление

От научного редактора…………………………………..………….…………9

Раздел I. Общие основы сурдопедагогики…..….……………………………..

Глава 1. Сурдопедагогика как наука…………………………………... …….

Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков)…………………12

Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков)………………………………27

Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов)………………………………………………………………………… ……41

Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)……… ……….….44

Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога

(Е.Г. Речицкая)………………………….……………………………………….49

Глава 2. История развития сурдопедагогики(Н.В. Покровский)…………..

Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. ………………......66

Развитие российской сурдопедагогики………………………………………..74

Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями слуха………………………………………………….………..

Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .............................................................................................. 85

Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина)………………………………………………………………………………..101

Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)……………………………..109

Глава 4. Современные теории, тенденции и системы

обучения и воспитания детей с нарушениями слуха…………………………

Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая)  ……………………………..121

Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138

Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике

(Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141

Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154

Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167

Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха

(ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина) .................................................................171

Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182

Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха

(Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194

Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ……………………………………………………….........

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха    ……………………..……

Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)    ……………………………………………………………………..207

Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания

(ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215

Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220

Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236

Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха

(Е.В. Пархалина)    ………………………………………………………………252

Глава 2. Современная система образования лиц

с нарушениями слуха .........................................................................................

Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе

 (Е.Г. Речицкая)……………………………………….....................................264

Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.Л. Плуталова) ……......................................268

Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)    …………………………………………………………………….277

Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (ЛЛ. Черкасова) ……………………………………………..285

Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………… 301

Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха

(Е.Г. Речицкая) ………………………………….………………………….307

Раздел III. Дидактика школы глухих...............................................................

Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова)    ………………………………………………………………………...

Предмет и задачи дидактики………………………………………………….317

Процесс обучения в школе глухих …………………………………………..318

Функции процесса обучения………………………………………………….322

Сущность процесса обучения   …………………………………………………326

Особенности овладения знаниями глухими учащимися ……………………332

Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………………….

Структура учебной деятельности……………………………………………..339

Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности……...341

Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………….....345

Глава 3. Содержание образования в школе глухих  (К.И. Туджанова)…..

Роль образования в развитии личности глухого школьника……………….355

Учебный план специальной школы для глухих детей  ……………………..359

Содержание основных компонентов учебного плана .................................. 362

Учебные программы школы глухих……………………………………….…377

Учебники для школы глухих………………………………………………... 380

Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ............................

Общие принципы обучения (К.И. Туджанова)………………………………385

Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова)………………….....395

Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая)………………… 408

Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………..416

Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая)…………………………… 424

Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова)….......

Формы организации обучения………………………………………………...437

Урок — основная форма организации обучения…………………………….443

Условия организации урока…………………………………………………...445

Структура урока………………………………………………………………..447

Типы уроков…………………………………………………………………… 453

Анализ урока……………………………………………………………………455

Формы организации обучения в старших классах…………………………..458

Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей…..

Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметно-практической деятельности (Е.Г. Речицкая) ………………………………...464

Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..467

Использование проблемных ситуаций (Е.Т. Речицкая)……………………..473

Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая)…………………….475

Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая)  …………477

Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..479

Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)………………………………………………………………...482

Проверка и оценка результатов обучения (М Л. Зыкова)…………………...488

Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П .Носкова) ……………………………..…………….

Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку……………..497

Принципы системы обучения………………………………………………... 502

Характеристика структурной организации системы обучения языку……...507

Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (ЕЛ. Кузьмичева, Е.З. Яхнина)………………………………………………………..…………………........

Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ………………. 516

Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе………………………………………………………………………..517

Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида……………………………………………...523

Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников……………………………………………………………………..533

Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников…………………………………………………………….538

Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих………………………………

Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова)……………………..

Проблемы дифференцированного обучения…………………………………548

Процесс обучения слабослышащих  …………………………………………..554

Дидактические принципы обучения слабослышащих детей  ……………….557

Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ……………..563

Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку…………………………………………………………………………573










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...