Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. Современная система образования лицСтр 1 из 55Следующая ⇒
Сурдопедагогика Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика»
Москва 2004 УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90 Авторы: И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов, Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова, Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина Рецензенты: декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ им. М.А. Шолохова, доцент Е.А. Малхасьян, профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01320-3. Агентство CIP РГБ. В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха. УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 © Коллектив авторов, 2004 © Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 ISBN 5-691-01320-3
Оглавление От научного редактора…………………………………..………….…………9 Раздел I. Общие основы сурдопедагогики…..….…………………………….. Глава 1. Сурдопедагогика как наука…………………………………... ……. Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков)…………………12 Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков)………………………………27 Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов)………………………………………………………………………… ……41 Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)……… ……….….44 Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога (Е.Г. Речицкая)………………………….……………………………………….49 Глава 2. История развития сурдопедагогики(Н.В. Покровский)………….. Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. ………………......66 Развитие российской сурдопедагогики………………………………………..74 Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха………………………………………………….……….. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .............................................................................................. 85 Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина)………………………………………………………………………………..101 Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)……………………………..109 Глава 4. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха………………………… Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121 Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138 Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141 Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154 Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167 Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха (ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина) .................................................................171 Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182 Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха (Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194 Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ………………………………………………………......... Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..…… Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207 Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания (ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215 Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220 Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха (Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252 Глава 2. Современная система образования лиц с нарушениями слуха ......................................................................................... Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе (Е.Г. Речицкая)……………………………………….....................................264 Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.Л. Плуталова) ……......................................268 Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) …………………………………………………………………….277 Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (ЛЛ. Черкасова) ……………………………………………..285 Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………… 301 Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ………………………………….………………………….307 Раздел III. Дидактика школы глухих............................................................... Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ………………………………………………………………………... Предмет и задачи дидактики………………………………………………….317 Процесс обучения в школе глухих …………………………………………..318 Функции процесса обучения………………………………………………….322 Сущность процесса обучения …………………………………………………326 Особенности овладения знаниями глухими учащимися ……………………332 Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………. Структура учебной деятельности……………………………………………..339 Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности……...341 Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………….....345 Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова)….. Роль образования в развитии личности глухого школьника……………….355 Учебный план специальной школы для глухих детей ……………………..359 Содержание основных компонентов учебного плана .................................. 362 Учебные программы школы глухих……………………………………….…377 Учебники для школы глухих………………………………………………... 380 Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ............................ Общие принципы обучения (К.И. Туджанова)………………………………385 Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова)………………….....395 Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая)………………… 408 Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………..416 Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая)…………………………… 424 Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова)…....... Формы организации обучения………………………………………………...437 Урок — основная форма организации обучения…………………………….443 Условия организации урока…………………………………………………...445 Структура урока………………………………………………………………..447 Типы уроков…………………………………………………………………… 453 Анализ урока……………………………………………………………………455 Формы организации обучения в старших классах…………………………..458 Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей….. Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметно-практической деятельности (Е.Г. Речицкая) ………………………………...464 Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..467 Использование проблемных ситуаций (Е.Т. Речицкая)……………………..473 Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая)…………………….475 Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) …………477 Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..479 Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)………………………………………………………………...482 Проверка и оценка результатов обучения (М Л. Зыкова)…………………...488 Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П .Носкова) ……………………………..……………. Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку……………..497 Принципы системы обучения………………………………………………... 502 Характеристика структурной организации системы обучения языку……...507 Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (ЕЛ. Кузьмичева, Е.З. Яхнина)………………………………………………………..…………………........ Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ………………. 516 Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе………………………………………………………………………..517 Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида……………………………………………...523 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников……………………………………………………………………..533 Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников…………………………………………………………….538 Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих……………………………… Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова)…………………….. Проблемы дифференцированного обучения…………………………………548 Процесс обучения слабослышащих …………………………………………..554 Дидактические принципы обучения слабослышащих детей ……………….557 Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ……………..563 Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку…………………………………………………………………………573 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |