Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Демократическое государство




Демократическая (греч. Demos - народ и kratos - власть ) государство -основана на принципах народовластия государство, способствует широкому участию граждан врешении государственных дел и обеспечивает права и свободы человека и гражданина.

Вообще, д емократия является многоплановым по содержанию понятием, которое используют для обозначения:

- Типа государства и политической системы общества, определенного порядка, определяет формы отношений общества и государства, власти и человека;

- Формы организования общества, его государственно-политического устройства, основанного на признании народа выше (единственным) источником власти, выборности основных органов государства, обеспечении прав и свобод человека и гражданина, последовательном осуществлении принципа равенства и свободы людей, их реального участия в управлении делами государства и общества (Н. Пронюк)

- Формы устройства любой организации (государства), которая основана на принципах равноправия его членов, периодичности выборов органов управления, принятии решений большинством голосов и т.д. (А. Сухарев и др.).

Таким образом, термин "демократия" используют, в частности, для обозначения качественного состояния общества, политической системы и государства. Демократическое государство имеет определенные признаки:

1. Д емократична государство, основанное на народовластии. Основой народовластия является концепция народного суверенитета. ее механизм охватывает народ, власть и законодательство: народ определяет на избирательной основе власть, власть создает адекватные законы и обеспечивает их выполнение, обязана создать на принципах законности политические, экономические, организационные, государственно-правовые и другие предпосылки утверждения демократии. Например, политическими предпосылками становления демократического государства является официальное признание народа субъектом государственной власти, наличие механизмов, через которые граждане участвуют в формировании органов власти, осуществлении контроля за их деятельностью, управлении государством путем непосредственного участия в принятии политических решений.

2. Организация и деятельность государственного механизма демократического государства основывается на демократических принципах. К ним относятся: гласность, разнообразие (плюрализм), привлечение населения к управлению государственными делами, разделение властей, единство, равенство и гарантированность демократических прав и обязанностей и др .:

1) П ринцип гласности требует обеспечения открытости государственной и общественной жизни, источников информации, возможности ее свободного поиска, получения и распространения всеми субъектами общественных отношений в соответствии с их потребностями. Гласность возлагает на компетентные государственные органы обязанность систематического информирования населения о событиях государственной и общественной жизни, принятых этими органами решений, их обсуждение и исполнения. Необходимым условием действия принципа гласности является запрет цензуры, свобода слова и печати, учета общественного мнения при принятии государственных решений;

2) П ринцип разнообразия (плюрализма) распространяется на все сферы жизни общества. В экономической сфере это проявляется в существовании и равноправия различных форм собственности, в политике - в наличии многих политических центров, деятельность которых связана с их борьбой и взаимодействием на основе поддержания контактов между ними и государством. Политический плюрализм предполагает одинаковое отношение государства к проявлениям воли большинства и меньшинства, делает невозможным любую дискриминацию этнических, религиозных, политических меньшинств. Государственные решения в условиях развитой демократии нельзя принимать механической большинством голосов, без предварительного изучения и учета интересов меньшинства, проведение открытых дискуссий. Большинство не имеет давить на меньшинство, права которого не могут быть отменены. Учет прав меньшинства является важным средством усиления ответственности большинства при подготовке, принятии и выполнении собственных решений. Идеологический плюрализм - это непосредственное продолжение плюрализма политического. Категорически отвергая любую идеологическую монополию, он предусматривает сосуществование различных идей, мнений, подходов, свободное их выражение, разная трактовка явлений общественной жизни. Открытое провозглашение информации, отражающей определенную идеологию, может быть ограничено только в случае, когда о запрете ее объявления Указано в законе в интересах защиты прав граждан, общественной морали и безопасности;

3) П ринцип привлечения населения к управлению государственными делами может происходить в пределах непосредственной и представительной форм осуществления народовластия.

Непосредственное народовластие заключается во властной деятельности граждан, направленной на решение тех или иных вопросов государственного и общественного значения, принятия соответствующих решений, их воплощение в жизнь. Это предполагает обсуждение и решение общественно значимых проблем гражданами, способствует повышению их политической активности, позволяет им осуществлять свою власть без посредников. Историческими формами проявления прямого народовластия было народное собрание в Афинах, советы и вече республик периода средневековья, казацкие сборы в Украине. На современном этапе институты прямого народовластия создают благоприятные условия для использования гражданами своих демократических прав. Конституция Украины закрепляет среди основных форм осуществления народовластия выборы и референдумы, предоставляет возможность осуществления народного волеизъявления и через другие формы непосредственной демократии, в частности опроса, народные обсуждения, органы самоорганизации населения.

Сущность представительной (непрямой) формы осуществления народовластия заключается в том, что граждане избирают представителей, которым от своего имени поручают решать большинство вопросов, имеющих общее значение: через парламент, другие выборные органы государственной власти и местного самоуправления, институт присяжных. На практике эффективным является сочетание представительной и непосредственной форм осуществления народовластия, является свидетельством взаимосвязи и взаимодействия этих форм народовластия. их развитие и совершенство (от реальной к квази- и псевдодемократии) существенно зависит от духовно-нравственного фактора, доминирует в общественном сознании, традиций народа, национальной идеи и тому подобное;

4) П ринцип построения власти на основе разделения на разные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Власть осуществляют специально уполномоченные государственные органы при условии невмешательства каждой из ветвей власти в сферу деятельности другой. Учитывая существование системы сдержек и противовесов между ветвями власти, исключается ее узурпация определенным органом или лицом. Итак, создаются благоприятные условия для обеспечения реальных прав человека, его привлечение к решению государственных дел;

5) П ринцип равенства прав и обязанностей человека и их гарантированность. Права каждого человека органично дополняются соответствующими обязанностями, являются гарантиями реализации и защиты этих прав. Например, право на тайну переписки обеспечиваются установкой для государственных органов запрета просмотра ними почтовых отправлений и правом лица обращаться в случае нарушения этих обязанностей в компетентные государственные органы, включая судебные. Равенство прав и свобод личности связана с целенаправленной деятельностью государства на обеспечение сочетания свободы одного человека со свободой всех и каждого. Ни одно право лица нельзя подарить ей государством, конституционные права неотчуждаемы, не могут быть сужены, отменены (ст. 22 Конституции Украины), равны и гарантированными, ограничивают государственную власть. Главными направлениями обеспечения прав является возможность обращения человека в компетентные органы для их обновления, возмещений ущерба и т.д., в том числе в судебные органы, включая Конституционный Суд, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, в органы прокуратуры, адвокатов и т. Построение государства на основе этих принципов является залогом успешного применения других принципов - приоритета прав человека, учета общественного мнения, взаимодействия различных политических сил, согласование их интересов, взаимоконтроля органов различных ветвей государственной власти, подотчетности и подконтрольности органов и должностных лиц перед представительными органами и населением и т.д. (М. Цвик и др.).

3 . Демократическойявляется государство, где конкретные формы и пути осуществления демократии проявляются в ее институтах - юридически оформленных самостоятельных структурных или функциональных элементах организования государственной власти для решения определенных задач политической жизни. В одних институтах превалируют структурные элементы (сессии представительных органов, их постоянные комитеты, депутатские фракции, коалиции и т.д.), в других - функциональные (депутатский запрос, правотворческий начинание, социально-экономические, политические, социально-культурные, личные права граждан, выборы, общественная мнение и т.д.). Возможно и существования структурно-функциональных институтов (например, территориальной или национальной автономии). В современных условиях повышается значение процедурного регламентирование порядка реализации институтов демократии, обусловливает эффективность их действия. Речь идет о выборах, референдумах, деятельность представительных органов, принятия законов и т.д.

Институты демократии различаются по сферам деятельности на экономические (декларирование доходов), политические (президентское вето), социальные (оплачиваемые отпуска). По формам государственной деятельности существуют институты, действующие в сфере принятия государственных решений (законодательная инициатива, чтения законопроектов), обеспечение охраны прав и свобод граждан, выполнение ими обязанностей (Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека) в сфере осуществления правосудия и контроля за законностью (адвокатура, обращение в Конституционный Суд). Институты демократии могут иметь императивный (свобода прессы, свободное голосование на выборах) и консультативный (всенародное обсуждение, опросы населения) характер.

 

Демократическое государство конкретизируют следующие признаки:

- Источником государственной власти является народ, о чем свидетельствует то, что органы государственной власти формируются на основе его волеизъявления путем выборов;

- Властные полномочия распределены между государственными органами, отношения которых строятся на принципе разделения властей и системе сдержек и противовесов;

- Представительные органы власти занимают ведущее место в системе органов власти, ведь формируются народом и могут выступить от его имени;

- Права и свободы личности гарантируются и реализуются;

- Меньшинство подчиняется интересам большинства, в то же время власть большинства над меньшинством ограничена конституцией;

- Право имеет верховенство в государственных делах и в общественной жизни;

- Армия, полиция и другие "силовые" структуры функционируют в четко определенных правовых рамках, а их деятельность направлена ​​на охрану личности и страны от посягательств, обеспечение общественной безопасности и общественного порядка;

- Судебная власть независима, осуществляет справедливое правосудие;

- Граждане и их объединения участвуют в государственном и общественно-политической жизни, территориальным общинам обеспечено широкое самоуправление, партийно-политическим силам - плюрализм;

-позадержавни и неполитические (нелегитимные) соке ные силы отстранении от процесса осуществления политической власти;

- Основные способы решения соке альных и политических конфликтов в обществе - компромисс и переговоры; принуждение и насилие могут применяться в исключительных и определенных законом случаях.

П оширення демократии обусловило необходимость либерализации политической жизни, совершенствование института народовластия, повышения уровня правовой культуры, укрепление законности, осуществления конституционной реформы, проведения других мероприятий, в комплексе позволит воплотить самые важные постулаты данной концепции в практику государственного строительства Украины.

-------------------------------------------------- ------------------------------------------------










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...