Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика 1.Тестовая карта оценки психолого-педагогических




 способностей учителя (себя)

 

Цель: определение особенностей развития психолого-педагогических способностей учителя.

Инструкция:Определите объект исследования, понаблюдайте за деятельностью и дайте оценку психолого-педагогическим способностям по трехбалльной системе, исходя из типологических особенностей и возможностей объекта. Возможна ли корректировка?

Психолого-педагогические способности Баллы  1 2 3 Что говорят об обратном или отсутствии ситуации для анализа
1. Склонность к работе с детьми (любовь, удовлетворенность от обучения, внимательность, доброжелательность, чуткость, справедливость, искренность, простота в общении)   Черствость, грубость, раздражительность, нежелание общаться, общение тяготит, вызывает чувство неудовлетворенности
2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (уровень знаний, эрудиция, свободное владение материалом)   Наличие фактических ошибок, уход от вопросов обучаемых, отсутствие взаимосвязи, логики в изложении, изучении вопросов, межсистемных связей. Невидение целесообразности изучения данного вопроса в профессиональной подготовке, ограниченность знаний.
3. Дидактические способности – способность передавать обучаемым материал, преподносить проблему ясно и понятно, возбуждать активную самостоятельную мысль.   Владение традиционной и современной методикой преподавания, отсутствие умения кодировать учебную информацию, активизировать учебную деятельность через разнообразные приемы деятельности, дифференцировать обучение, использовать разные уровни проверки ЗУН и т.д.
4. Перцептивные способности – способность проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических   Слабая ориентация в педагогических ситуациях, напряженная психологическая атмосфера, моменты назревающих конфликтов, неумение выйти из них, неадекватная реакция на действия, грубость.
5. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, содержательные и внешние ее особенности.   Однообразная, тягучая, монотонная речь, торопливость или замедленность, чрезмерная громкость, отсутствие четкой дикции, логики, мысли и последовательности, выразительности и интонационности логической, суетливые резкие жесты.
6.Организаторские способности –умение организовать коллектив, группы и индивидов на работу, способность оптимально организовать собственную деятельность.   Неподчинение учителю, шум, несвоевременное выполнение указания и требований коллектива, групп, отдельных учащихся, собственная растерянность, обилие замечаний и т.д.
7. Коммуникативные способности –способность к общению с детьми, умение найти правильный подход, установить целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта.   Резкие, грубые требования, чрезмерная придирчивость, преднамеренное нарушение дисциплины отдельными учащимися, несправедливость в оценке деятельности учащихся, неумение пользоваться невербальными средствами обучения и т.д.
8. способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности, обучаемыми   Не видит всех учащихся, не слышит ответы и не вносит коррективы, не может распределить внимание между собственной информацией и восприятием ее учащимися и т.д.
9. Креативные способности – способность к творчеству, внесение собственного, нестандартного в учебную деятельность и процесс.   Стандартные, традиционные методы обучения, отбор содержания, приемов и средств, неумение использовать новые идеи согласно собственным возможностям
10. Педагогическое воображение – способность, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном проектировании личности учащихся.   Неумение видеть последующие действия ученика, вопросы, реакции, поступки, соответственно контролировать собственное поведение, отсутствие представлений о качестве активности предстоящей деятельности обучаемых.

 

 

Вывод:

 

Методика 2.Самооценка профессиональных качеств педагога.

Цель: самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога.

Инструкция: прочтите приведение утверждения и уясните, оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

Текст опросника:

  1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
  2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
  3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
  4. Во время занятий воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
  5. Стараюсь чутко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.
  6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
  7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
  8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.
  9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
  10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
  11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
  12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
  13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
  14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

 

Обработка: количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7 баллов, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.

       Сравните полученные данные со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Сделайте вывод об уровне развития профессиональных качеств.

       Среднестатистические показатели:

  1. ординарность – увлеченность – 5, 88 балла
  2. зависимость – самостоятельность – 5, 83
  3. самоуверенность – самокритичность – 5, 95
  4. профессиональная ригидность-профессиональная гибкость – 6, 05
  5. экстрапунктивность – рефлексивность – 6, 20
  6. импровизация- стереотипность – 4, 55
  7. профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание – 5, 13
  8. заниженная самооценка – высокая самооценка – 6, 15
  9. упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей – 5, 98
  10. односторонний подход – целостный подход к детям – 6, 18
  11. самообладание – невыдержанность – 2, 80
  12. недостаточная коммуникативность – контактность – 5, 78
  13. удовлетворенность знаниями – познавательные потребности – 6, 43
  14. стандартный подход – творческая направленность – 5, 98

Вывод:

Методика 3.Стили педагогического общения

Цель: определение стиля общения педагога.

Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

Текст опросника

  1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

б) говорить вам только то, что сам захочет

в) оставлять свои мысли и переживания при себе

  1. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без решения игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

  1. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажите его работу

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»

  1. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами

б) не обратите на это внимание

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.

  1. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута, что предпочитаете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются

б) кому-то поможете, сделаете замечание

в) займетесь своими делами

  1. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит обращать внимания

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать

в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

  1. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитывать его

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину

  1. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание

В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом

  1. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

А) сказали бы: «Ну и не надо!»

Б) заставили бы выполнять работу

В) предложили бы другое задание

  1. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:

Общая сумма, характеризуется стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:

25-30 – предпочтение демократического стиля

20-24 – склонность к авторитарному стилю

10-19 – выраженность либерального стиля общения

Сделайте выводы, сравнив со среднестатистическими показателями.

Среднестатистические показатели:

1) восприятие отношения ребенка к учителю – 2,71 балла

2) 2) выбор профессионального воздействия – 2,14

3) Реакция на удачное, успешное действие ребенка – 2,07

4) Реакция на ошибку – 2,57

5) Включенность в деятельность детей -2,36

6) Отношение к чувствам детей – 2,57

7) Отношение к сотрудничеству с детьми – 2,79

8) Восприятие активности детей -2,5

9) Учет потребностей детей – 3

10) Отношение к детям в целом – 2,14

Вариант ответа

Вопросы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

Вывод:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...