Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Методика 1.Тестовая карта оценки психолого-педагогических
способностей учителя (себя)
Цель: определение особенностей развития психолого-педагогических способностей учителя.
Инструкция:Определите объект исследования, понаблюдайте за деятельностью и дайте оценку психолого-педагогическим способностям по трехбалльной системе, исходя из типологических особенностей и возможностей объекта. Возможна ли корректировка?
Психолого-педагогические способности
| Баллы
1 2 3
| Что говорят об обратном или отсутствии ситуации для анализа
| 1. Склонность к работе с детьми (любовь, удовлетворенность от обучения, внимательность, доброжелательность, чуткость, справедливость, искренность, простота в общении)
|
| Черствость, грубость, раздражительность, нежелание общаться, общение тяготит, вызывает чувство неудовлетворенности
| 2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (уровень знаний, эрудиция, свободное владение материалом)
|
| Наличие фактических ошибок, уход от вопросов обучаемых, отсутствие взаимосвязи, логики в изложении, изучении вопросов, межсистемных связей. Невидение целесообразности изучения данного вопроса в профессиональной подготовке, ограниченность знаний.
| 3. Дидактические способности – способность передавать обучаемым материал, преподносить проблему ясно и понятно, возбуждать активную самостоятельную мысль.
|
| Владение традиционной и современной методикой преподавания, отсутствие умения кодировать учебную информацию, активизировать учебную деятельность через разнообразные приемы деятельности, дифференцировать обучение, использовать разные уровни проверки ЗУН и т.д.
| 4. Перцептивные способности – способность проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических
|
| Слабая ориентация в педагогических ситуациях, напряженная психологическая атмосфера, моменты назревающих конфликтов, неумение выйти из них, неадекватная реакция на действия, грубость.
| 5. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, содержательные и внешние ее особенности.
|
| Однообразная, тягучая, монотонная речь, торопливость или замедленность, чрезмерная громкость, отсутствие четкой дикции, логики, мысли и последовательности, выразительности и интонационности логической, суетливые резкие жесты.
| 6.Организаторские способности –умение организовать коллектив, группы и индивидов на работу, способность оптимально организовать собственную деятельность.
|
| Неподчинение учителю, шум, несвоевременное выполнение указания и требований коллектива, групп, отдельных учащихся, собственная растерянность, обилие замечаний и т.д.
| 7. Коммуникативные способности –способность к общению с детьми, умение найти правильный подход, установить целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта.
|
| Резкие, грубые требования, чрезмерная придирчивость, преднамеренное нарушение дисциплины отдельными учащимися, несправедливость в оценке деятельности учащихся, неумение пользоваться невербальными средствами обучения и т.д.
| 8. способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности, обучаемыми
|
| Не видит всех учащихся, не слышит ответы и не вносит коррективы, не может распределить внимание между собственной информацией и восприятием ее учащимися и т.д.
| 9. Креативные способности – способность к творчеству, внесение собственного, нестандартного в учебную деятельность и процесс.
|
| Стандартные, традиционные методы обучения, отбор содержания, приемов и средств, неумение использовать новые идеи согласно собственным возможностям
| 10. Педагогическое воображение – способность, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном проектировании личности учащихся.
|
| Неумение видеть последующие действия ученика, вопросы, реакции, поступки, соответственно контролировать собственное поведение, отсутствие представлений о качестве активности предстоящей деятельности обучаемых.
|
Вывод:
Методика 2.Самооценка профессиональных качеств педагога.
Цель: самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога.
Инструкция: прочтите приведение утверждения и уясните, оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.
Текст опросника:
- Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
- В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
- Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
- Во время занятий воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
- Стараюсь чутко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.
- Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
- Считаю все свои действия профессионально оправданными.
- Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.
- Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
- Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
- На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
- С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
- Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
- Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Обработка: количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7 баллов, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.
Сравните полученные данные со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Сделайте вывод об уровне развития профессиональных качеств.
Среднестатистические показатели:
- ординарность – увлеченность – 5, 88 балла
- зависимость – самостоятельность – 5, 83
- самоуверенность – самокритичность – 5, 95
- профессиональная ригидность-профессиональная гибкость – 6, 05
- экстрапунктивность – рефлексивность – 6, 20
- импровизация- стереотипность – 4, 55
- профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание – 5, 13
- заниженная самооценка – высокая самооценка – 6, 15
- упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей – 5, 98
- односторонний подход – целостный подход к детям – 6, 18
- самообладание – невыдержанность – 2, 80
- недостаточная коммуникативность – контактность – 5, 78
- удовлетворенность знаниями – познавательные потребности – 6, 43
- стандартный подход – творческая направленность – 5, 98
Вывод:
Методика 3.Стили педагогического общения
Цель: определение стиля общения педагога.
Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
Текст опросника
- Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.
б) говорить вам только то, что сам захочет
в) оставлять свои мысли и переживания при себе
- Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без решения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
- Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажите его работу
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»
- Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами
б) не обратите на это внимание
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.
- Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута, что предпочитаете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются
б) кому-то поможете, сделаете замечание
в) займетесь своими делами
- Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит обращать внимания
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать
в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
- Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитывать его
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину
- Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие
Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание
В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом
- Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
А) сказали бы: «Ну и не надо!»
Б) заставили бы выполнять работу
В) предложили бы другое задание
- Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем
Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:
Общая сумма, характеризуется стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:
25-30 – предпочтение демократического стиля
20-24 – склонность к авторитарному стилю
10-19 – выраженность либерального стиля общения
Сделайте выводы, сравнив со среднестатистическими показателями.
Среднестатистические показатели:
1) восприятие отношения ребенка к учителю – 2,71 балла
2) 2) выбор профессионального воздействия – 2,14
3) Реакция на удачное, успешное действие ребенка – 2,07
4) Реакция на ошибку – 2,57
5) Включенность в деятельность детей -2,36
6) Отношение к чувствам детей – 2,57
7) Отношение к сотрудничеству с детьми – 2,79
8) Восприятие активности детей -2,5
9) Учет потребностей детей – 3
10) Отношение к детям в целом – 2,14
Вариант ответа
| Вопросы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| А
| 2
| 3
| 2
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| Б
| 3
| 1
| 3
| 1
| 2
| 2
| 3
| 1
| 2
| 1
| В
| 1
| 2
| 1
| 3
| 1
| 3
| 1
| 2
| 3
| 3
| Вывод:
|