Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы построения программы.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Утверждаю Директор ИЕНиМ ____________ Карпухина И. В. «___»____________ 20___ г.
Производственная практика (педагогика и психология) (индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Рабочая программа дисциплины для направления подготовки (специальности, специализации) «050104-безопасность жизнедеятельности», «050101-химия», «050201-математика», «050203-физика» (код и наименование направления подготовки, специальности, специализации)
Курс__5__ Учебный план набора __200____ года Форма обучения ___ очная (заочная)___________
Абакан 1.Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности
(код и наименование) утвержденного_______________________
2. Разработчики рабочей программы
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры
(наименование кафедры) __________28.06.10______ протокол № __10___ (дата)
(подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой: СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану
(подпись) (ФИО) (дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (наименование кафедры) ___________________________ протокол № ___ (дата)
(подпись) (ФИО)
___________________________ протокол № ___ (дата)
(подпись) (ФИО) ___________________________ протокол № ___ (дата)
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка Педагогическая практика является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, одной из форм учебной деятельности и средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, а также развития личностных качеств будущего специалиста. Содержание педагогической практики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным решениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике. Критическое осмысление педагогической деятельности позволит студентам ориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать опыт в преодолении трудностей общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательных и воспитательных целях, жизненных ситуациях, быть готовым к образованию и воспитанию себя и своих детей.
Основная цель педпрактики – приобретение студентами опыта профессиональной педагогической деятельности на основе включения студента в целостный педагогический процесс образовательного учреждения как учителя-воспитателя. Задачи педагогической практики: - формирование профессионально – педагогических, профессионально-психологических умений учителя; - практическое и теоретическое применение знаний, полученных в процессе обучения; - завершение у студентов процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности; - совершенствование опыта самостоятельной педагогической деятельности; - совершенствование и развитие творческого подхода к выбранной профессии. - углубление навыков интроспекции и рефлексии; - совершенствование опыта психолого – педагогической аутодиагностики личностных особенностей;
Рабочая программа по педагогической практике составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Согласно ГОС студент должен быть готовым: - осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; - использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; - обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС; - осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; должен знать: - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; - педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподаваемого предмета и воспитательную работу; - основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; - приемы планирования всех видов деятельности, - функциональные обязанности специалистов и регламент работы, должен уметь: - организовывать внеучебную деятельность учащихся; - организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; - использовать знания о закономерностях и принципах образовательного процесса в своей профессиональной деятельности; - проектировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении на основе современных педагогических технологий; - интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; - строить свои отношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; - изучать, обобщать передовой педагогический опыт; - проводить анализ собственной деятельности (учебной, воспитательной, научно-исследовательской); - пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы в соответствии с меняющимися условиями работы. Должен владеть: - умениями психолого-педагогической диагностики; - умениями проектирования, конструирования, реализации, коррекции и оценивания образовательного процесса; - умениями педагогического общения; - умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
Базы практики В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы. В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.
Организация практики Организация и проведение производственной практики обеспечивается деятельностью руководителя практики по специальности, группового руководителя по специальности, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.
. Групповой руководитель производственной практики по педагогике: · участвует в проведении установочной и итоговой конференций; · выдает студентам задания по педагогике; · согласует индивидуальные планы работы студентов на период практики в части воспитательной и исследовательской работы; · в течение практики проводит консультирование студентов по вопросам методики организации и проведения воспитательных мероприятий, их анализа и самоанализа; · руководит проведением студентами воспитательных мероприятий, и контролирует их выполнение студентом, выборочно посещая мероприятия; · проводит анализ воспитательных мероприятий, проведенных студентами; · проверяет отчётную документацию студентов-практикантов по педагогике, и выставляет дифференцированную оценку за выполнение заданий индивидуального плана; · составляет отчёт о качестве выполнения студентами заданий по педагогике, включающий предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации практики и представляет его руководителю производственной практике по специальности в 6-дневный срок по окончании практики.
Классный руководитель: · организует совместно с вузовскими руководителями прохождение производственной практики закреплённых за ним студентов-практикантов на рабочем месте (помощник классного руководителя); · знакомит студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте; · проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, обеспечивает соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности; · осуществляет постоянный контроль за производственной воспитательной работой студентов-практикантов, помогает им правильно выполнить работу, предусмотренную индивидуальным планом; · составляет производственную характеристику на воспитательную работу студента с указанием дифференцированной оценки; · вносит предложения руководству учреждения – базы практики и руководителю практики по специальности института (факультета) по совершенствованию организации производственной практики студентов.
Студент-практикант: · участвует в работе установочной конференции; · соблюдает правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, требования по охране труда; · выполняет распоряжения руководителей практики, администрации учреждения базы-практики; · по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращается к руководителям практики; · находится в школе ежедневно в течение не менее 4 часов и своевременно выполняет все виды работы, предусмотренные программой практики; · имеет право посещать все уроки и все виды внеклассных мероприятий в закрепленном классе (по предварительному согласованию с учителем) и все массовые воспитательные мероприятия в учреждении; · пользуется библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями учреждения-базы практики; · проявляет интерес к педагогической профессии и целеустремленно овладевает педагогическими умениями, показывает пример дисциплинированности, организованности, педагогического такта; · осуществляет учебно-воспитательный процесс (в соответствии с индивидуальным планом-заданием практики) в различных формах, использует педагогические технологии или их отдельные элементы; · присутствует на заседаниях педагогического совета, методического объединения, на собраниях родителей и учащихся, вносит свои предложения об улучшении учебно-воспитательной работы учреждения; · занимается самовоспитанием; · развивает культуру общения и культуру речи; · соблюдает требования, предъявляемые к внешнему виду учителя; · своевременно готовит требуемую отчетную документацию по всем видам заданий и представляет ее надлежащим руководителям не позднее дня окончания практики; · защищает свой отчет по педагогической практике на итоговой конференции. Принципы построения программы. Основными принципами программы являются:
Задания по педагогике Содержание практической деятельности студентов
За время практики студент должен провести 5 зачетныхмероприятий, разных по форме, в том числе, обязательно – работа с родителями (форма по выбору студента или по рекомендации классного руководителя: родительское собрание, беседа с родителями, индивидуальная работа, выступление по результатам диагностики и т.п.), а также работа по профориентации учащихся (беседа, классный час, ктд и др.).
Отчетная документация:
5. Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента (схема 5) Примечание: По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику деятельности студента с рекомендуемой оценкой за проведенную воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае, если студент не выполнил всю программу практики, или по неуважительной причине не уложился в сроки практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Общая итоговая оценка за воспитательную работу выставляется с учетом оценки классного руководителя и представленной в срок отчетной документации.
Список литературы 1 Битинас Б.И., Катаева ЛИ. Педагогическая диагностика, сущность, функции, перспектива // Педагогика -1993, №2. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Серия: Учебник нового века,- Санкт-Петербург, 2000. 3. Голубев Н.К., Битинас Б.И. Введение в диагностику воспитания. - М, Педагогика, 1989. 4. Кан К.X. Педагогический эксперимент в школе.- Абакан, «Роса», 2002. 5. Кобзарь Б.С, Макарова Л М Обучение студентов диагностике воспитательной работы //Педагогика. -1993, №1. 6. Кочетов АИ Педагогическая диагностика в школе - Минск, 1987. 7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М., «Ноосфера», 1999. 8. Настольная книга классного руководителя. - М., Центр «Педагогический поиск», 2000. 9. Проблемы формирования личности школьника. Сборник научно-практической конференции школы-лаборатории №20. - Абакан «Роса», 2000. 10. Психолого-педагогическая диагностика в школьном эксперименте. Методические рекомендации. Абакан, изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2002 . 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. 12. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Методические рекомендации для учителя. - Херсон, 1988. 13.Сергеева В.И. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие 4-е изд., дополн. -МЦГЛ, 2002. 14. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Методическое пособие. - М., 1999. 15.Спутник классного руководителя. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2002. 16. Шилова М.И.Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. - 2001, №5. 17. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1987. Примечание. Студентам рекомендуется работать с журналами «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и др.
Приложение Схема 1. Анализ воспитательной работы в классе.
1) ориентация целей на результаты в воспитании учащихся; 2) соответствие целей, задач и основных направлений деятельности особенностям классного коллектива и необходимости решения имеющихся проблем воспитания в конкретном классе; 3) соотносятся цели, задачи и основные направления деятельности классного руководителя с целями и задачами воспитательной работы школы.
1) связь с социальной средой (учреждениями дополнительного и профессионального образования, неформальными детскими объединениями, клубами по интересам) 2) уровень сформированности детского коллектива. 3) имеющиеся проблемы в воспитательной работе с учащимися и способы их решения.
Схема 2. План воспитательной работы студента на период практики. Образец
Примечание: 1) выбирается не менее 2-х направлений в работе с данным классом. Направления должны соответствовать проблемам, выявленным в результате анализа состояния воспитательной работы в классе; 2) определяются формы, адекватные поставленным задачам. Воспитательная работа должна включать разнообразные формы (классный час, устный журнал, проведение конкурсов и т.д.); 3) Обязательно должно быть отражено участие учащихся.
Схема 3. Анализ посещенного воспитательного мероприятия.
- уровень компетентности и эрудиции воспитателя. - степень его заинтересованности в проводимом мероприятии, уровень содействия и помощи воспитанникам. - внешний вид, культура речи, мимика, жесты.
- активность и заинтересованность воспитанников в ходе мероприятия. - степень самостоятельности, инициативности и творчества воспитанников - эмоциональность воспитанников и их реакция на происходящее
- Научность и мировоззренческая направленность содержания. - доступность и посильность содержания для данного возраста - степень актуальности и связи содержания с жизнью - целесообразность и познавательная ценность содержания - новизна и оригинальность содержания
- рациональность и эффективность использования отведенного времени - эстетичность и действенность оформления - общий стиль и культура общения всех участников мероприятия - выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений - степень участия воспитанников
- социальная и воспитательная значимость цели, ее конкретность и четкость - реальность и достижимость поставленной цели в конкретных условиях - степень эмоционального, обучающего и развивающего воздействия данного мероприятия на учащихся.
Схема 4. Анализ результатов педагогической практики.
Схема 5. Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента (необходимо поставить знак «+» в соответствующую колонку)
Приложение 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |