Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой Бычков В.И.    

  

31.08.2015г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Организация работы родильного дома. Акушерская терминология.

Биомеханизм родов при затылочных предлежаниях.

 

Факультет педиатрический

Курс 4

 

                                                                                           Автор (ы):

Зав. каф., проф. Бычков В.И.

Доц. Шамарин С.В.

Тема №1: “Организация работы родильного дома. Размеры женского таза. Плод как объект родов. Акушерская терминология. Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочных предлежаний”(Родильное отделение, учебная комната).

Цель занятия:

•     Ознакомление обучающихся с акушерским стациона­ром, организацией и характером работы в нем; ме­тодиками клинического и лабораторного обследования и лечения в акушерстве, принципами ведения беременных, рожениц, родильниц в условиях стационара; оформле­нием истории родов.

•     Формирование компетенций у обучающихся на основе знания особенностей течения беременности, родов и послеродового периода, патологии в области акушерства.

•     Воспитание навыков обследования беременных, рожениц, родильниц, постановки диагноза и выработки алгоритма лечения, акушерской тактики.

Компетенции:

ОК-5 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

Знать: способы и методы саморазвития, самореализации, самообразования.

Уметь:использовать творческий потенциал в работе будущего врача.

Владеть:методами самообучения и развития творческого потенциала.

ОПК-6 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением.  

Знать: оформление и ведение медицинской документации.

Уметь: оформлять и вести медицинскую документацию.

Владеть: навыками ведению медицинской документации.

ПК-12.  Способность и готовность проводить с профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными.  

Знать: ведение физиологической беременности, прием родов.

Уметь: определить тактику ведения пациенток с физиологической беременностью.

Владеть: навыками ведения физиологической беременности, приема родов.

 

ПК-17.   Способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях

Знать: сновные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Уметь: применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

 Владеть: навыками организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Мотивация темы занятия. На скелетированных тазах и фантомах с куклами обучающиеся изучают моменты биомеханизмов родов при указанных выше предлежаниях. Обучающиеся учатся диагностике положения головки в малом тазу, определению высоты стояния головки по отношению к плоскостям малого таза, изучают характеристику “сегментов” головки.

Обучающиеся знакомятся с деонтологическими и психологическими основами акушерской науки, с основными принципами работы женской консультации, в том числе с участковостью и диспансеризацией, а также с задачами этого лечебного учреждения. Обучаются методике собирания акушерского анамнеза, общего и наружного акушерского обследования беременных; узнают акушерскую терминологию.

Контрольные вопросы:

1.Структура акушерского стационара.

2.Что входит в состав родового блока?

3.Основные правила работы в родовом блоке.

4.В чем заключается санитарно-гигиенический режим в отделении новорожденных?

5.Показания для госпитализации во 2 родильное (обсервационное) отделение.

6.Особенноси строения женского таза, его отличие от мужского.

7.Что входит в понятие “родовые пути”?

8.Понятие о “большом” и “малом” костных тазах. Наружные размеры большого таза.   

9.Малый таз, его плоскости, размеры.

10.Проводная ось таза, угол наклонения его. Измерение диагональной конъюгаты.

11.Размеры головки.

12.Из каких костей состоит головка? Швы, роднички.

13.Акушерская терминология.

14.Какие конфигурации головки Вы знаете?

15.Что называется «биомеханизмом» родов.

16.Назовите последовательно все моменты биомеханизма родов при переднем виде затылочного предлежания.

17.Назовите последовательно моменты биомеханизма родов при переднем виде затылочного предлежания.

18.Теория механизма родов по С.Д.Михнову.

19.Теория биомеханизмов родов по Г.М.Савельевой.

20.Понятие о «сегментах» головки.

21.Назовите моменты биомеханизма родов при заднем виде затылочного предлежания.

22.Отличие в биомеханизме родов при переднем и заднем виде.

23.Назовите ведущую точку и точку фиксации при переднем виде затылочного предлежания.

24.Назовите ведущую точку и точку фиксации при заднем виде затылочного предлежания.

25.Каково состояние плода и новорожденного при биомеханизме родов в переднем и заднем виде затылочного предлежания?

 

План занятия (примерный):

Продолжительность занятия (3,0 учебных часа):

- работа с теоретическим материалом            –1,0 час,

- контроль исходного уровня знаний             – 0,5 часа,

- решение ситуационных задач по теме занятия – 0,5 часа,

- работа с электронными библиотеками     – 0,5 часа,

- написание реферата или презентации       – 0,5 часа,

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы, и полученных на предшествующих дисциплинах и предыдущих темах данной дисциплины (модуля).

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу обучающихся, и коррекция усвоенного материала (устный опрос).

· Практическая работа обучающихся с детальным алгоритмом ее выполнения и оформления ее результатов (прилагается образец оформления работы). Обсуждение результатов.

· Заслушивание рефератов, подготовленных обучающихся по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу обучающихся по данной теме.

·  Решение профессиональных задач (комплект задач прилагается, см. Приложение)

· Контроль остаточного уровня знаний по данной теме проводится через несколько месяцев (например, в конце семестра), в составе раздела (комплекса пройденных тем) без специальной подготовки Обучающийсяов (!) с применением тестовых заданий остаточного уровня знаний

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

 

Список основной и дополнительной литературыпо теме занятия (оформленный по ГОСТу)

Основная литература:

1. Акушерство: учебник для вузов / Савельева Г.М., Шалина Р.И., Сичинава Л.Г., Панина О.Б., Курцер М.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 656 с. (Электронная библиотека).

2. Акушерство: учебник для мед вузов - Айламазян Э.К. - СПб: Спецлит, 2007г. (Фонд библиотеки)

Б) дополнительная литература

1. Акушерство. Курс лекций: учебное пособие // Под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 456 с. : ил. (Электронная библиотека)

2. Акушерство. Клинические лекции : учебное пособие / Под ред. проф. О.В. Макарова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 640 с. : ил. (Электронная библиотека)

3. Клинические лекции по акушерству и гинекологии: [руководство] / [Ю.Э. Доброхотова и др.]; под ред. Ю.Э. Доброхотовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 312 с. - (Библиотека врача-специалиста). (Электронная библиотека)

4. Руководство к практическим занятиям по акушерству / Под ред. В.Е. Радзинского - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 (Электр. библиотека)

5. Руководство к практическим занятиям по гинекологии: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Радзинского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 600 с. : ил. (Электронная библиотека)

6. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие // Под ред. В.И.Бычкова, М.В.Фролова, С.В.Шамарина. - Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко”, 2012г. - 186 с. (Электронная библиотека,

фонд библиотеки)

7. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.1. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 65с. (Электронная библиотека)

8. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.2. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 77с. (Электронная библиотека)

9. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.3. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 83с. (Электронная библиотека)

10. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.4. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 75с. (Электронная библиотека)

11. Учебно-методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся педиатрических факультетов медицинских ВУЗов по акушерству и гинекологии/ В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко”, 2014г. - 79с.

12.Тестовый контроль знаний по акушерству и гинекологии. (Учебно-практическое издание) / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко”, 2014г. - 434с.

 

в)   программное обеспечение: Fetal Monitor, ADC

г)   базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы -

medExplorer, MedHunt, PubMed,

д)   Интернет-ресурсы, www. google.com/bookswww.nlm.mih.gov

www.medicum-consilium.ru и др.

е) журналы

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет

имени Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра акушерства и гинекологии №2

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой Бычков В.И.    

  

31.08.2015г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

 Диагностика беременности.

Роль женской консультации в охране здоровья матери и ребенка.

 

Факультет педиатрический

Курс 4

 

                                                                                           Автор (ы):

Зав.Каф., проф. Бычков В.И.

Доц. Шамарин С.В.

Тема №2:“Диагностика беременности. Роль женской консультации в охране здоровья матери и ребенка.”(Женская консультация, ДАКЦ).

Цель занятия:

•     Ознакомление обучающихся с принципами работы женской консультации, основные методы акушерского и гинекологического исследования.

 •    Ознакомление обучающихся с методикой обследования беременной женщины во 2-й половине беременности, определением достоверных признаков беременности, выдачей дородового декретного отпуска, определением даты родов. Познакомить обучающихся с физиопсихопрофилактическим методом подготовки беременных к родам.

•     Формирование компетенций у обучающихся на основе знания особенностей течения беременности, родов и послеродового периода, патологии в области акушерства.

•     Воспитание навыков обследования беременных, рожениц, родильниц, постановки диагноза и выработки алгоритма лечения, акушерской тактики.

Компетенции:

ОПК-1 Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

Знать: библиографические ресурсы, медико-биологической терминологию, информационно-коммуникационных технологии для решения професионнальных задач.

Уметь: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

Владеть: библиографическими ресурсами, медико-биологической терминологией, информационно-коммуникационных технологиями для решения професионнальных задач.

 

ОПК-8 Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач  

Знать: лекарственные препараты в медицинской практике.

Уметь: применять лекарственные препараты и иные вещества и их комбинации при решении профессиональных задач

Владеть: навыками применения лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач.

 

ОПК-9. Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач

Знать: морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека.

Уметь: оценить морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач.

Владеть:способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

 

 

ПК-2 Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями

Знать: структуру профилактических медицинских осмотров, диспансеризацию.

Уметь: проводить профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию среди пациентов.

Владеть: навыками, способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения.

 

ПК-12   Готовность к ведению физиологической беременности, приему родов

Знать: ведение физиологической беременности, прием родов.

Уметь: определить тактику ведения пациенток с физиологической беременностью. Владеть: навыками ведения физиологической беременности, приема родов

 

ПК-16 Готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

Знать: просветительскую деятельность по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

Уметь: проводить просветительскую деятельность по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

Владеть: навыками просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

 

ПК-20 Готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины.

Знать: представление о медицинской информации на основе доказательной медицины.

Уметь: анализировать медицинскую информацию на основе доказательной медицины.

Владеть: навыками анализа и публичного представления медицинской информации на основе доказательной медицины

Мотивация темы занятия. Преподаватель знакомит обучающихся с работой кабинета по физиопсихопрофилактической подготовке беременных к родам. Обучающиеся, присутствуя на занятиях, усваивают содержание основных приемов.

Женская консультация является основным звеном акушерской службы. Каждый врач должен знать принципы работы женской консультации, задачи ее, уметь владеть методами акушерского иссле­дования, заполнить учетные формы 111,113,25, самостоятельно произвести общий и специальный осмотр беременной, установить срок беременности.

В процессе подготовки к занятию Обучающиеся должны усвоить: лечебно-профилактическую помощь женщинам во время беременности и послеродового периода (профилактика материнской смертности, родового травматизма, токсикозов беременных, перинатальной смертности). Методику обследования беременной женщины. Признаки беременности ран­них и поздних сроков. Антенатальную охрану плода.

Контрольные вопросы:

1. Задачи, стоящие перед женской консультацией и принципы работы женской консультации.

2. Профилактика материнской смертности и мертворождаемости в женской консультации.

3. Профилактика родового травматизма.

4. Профилактика токсикозов беременных.

5. Методика обследования беременной женщины в ранние сроки беременности.

6. Сомнительные признаки беременности.

7. Вероятные признаки беременности.

8. Биологические методы определения беременности.

9. Иммунологические методы определения беременности.

10. Деонтология в акушерстве.

11. Назовите наружные половые органы женщины.

12. Назовите внутренние половые органы женщины

13. Достоверные признаки беременности

14. Методика обследования беременной во 2 половине беременности

15. Назовите 4 приема наружного акушерского обследования.

16. Определение беременности 30 недель

17. На каком основании выдается дородовый декретный отпуска?

18. Что входит в таблицы Фигурного К.Н.?

19. Как определить предстоящий срок родов у первобеременной?

20. Как определить предстоящий срок родов у повторнобеременной?

21. Когда заполняется обменная карта беременной?

22. Гигиена и диететика беременной.

23. Показания к дородовой госпитализации у беременной 2 пол. беременности.

24. Какие льготы для беременной женщины предусмотрены законодательством?

План занятия (примерный):

Продолжительность занятия (3,0 учебных часа):

- работа с теоретическим материалом            –1,0 час,

- контроль исходного уровня знаний             – 0,5 часа,

- решение ситуационных задач по теме занятия – 0,5 часа,

- работа с электронными библиотеками     – 0,5 часа,

- написание реферата или презентации       – 0,5 часа,

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы, и полученных на предшествующих дисциплинах и предыдущих темах данной дисциплины (модуля).

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу обучающихся, и коррекция усвоенного материала (устный опрос).

· Практическая работа обучающихся с детальным алгоритмом ее выполнения и оформления ее результатов (прилагается образец оформления работы). Обсуждение результатов.

· Заслушивание рефератов, подготовленных обучающихся по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу обучающихся по данной теме.

·  Решение профессиональных задач (комплект задач прилагается, см. Приложение)

· Контроль остаточного уровня знаний по данной теме проводится через несколько месяцев (например, в конце семестра), в составе раздела (комплекса пройденных тем) без специальной подготовки Обучающийсяов (!) с применением тестовых заданий остаточного уровня знаний

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Список основной и дополнительной литературыпо теме занятия (оформленный по ГОСТу)

Основная литература:

1. Акушерство: учебник для вузов / Савельева Г.М., Шалина Р.И., Сичинава Л.Г., Панина О.Б., Курцер М.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 656 с. (Электронная библиотека).

2. Акушерство: учебник для мед вузов - Айламазян Э.К. - СПб: Спецлит, 2007г. (Фонд библиотеки)

Б) дополнительная литература

1. Акушерство. Курс лекций: учебное пособие // Под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 456 с. : ил. (Электронная библиотека)

2. Акушерство. Клинические лекции : учебное пособие / Под ред. проф. О.В. Макарова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 640 с. : ил. (Электронная библиотека)

3. Клинические лекции по акушерству и гинекологии: [руководство] / [Ю.Э. Доброхотова и др.]; под ред. Ю.Э. Доброхотовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 312 с. - (Библиотека врача-специалиста). (Электронная библиотека)

4. Руководство к практическим занятиям по акушерству / Под ред. В.Е. Радзинского - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 (Электр. библиотека)

5. Руководство к практическим занятиям по гинекологии: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Радзинского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 600 с. : ил. (Электронная библиотека)

6. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие // Под ред. В.И.Бычкова, М.В.Фролова, С.В.Шамарина. - Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко”, 2012г. - 186 с. (Электронная библиотека,

фонд библиотеки)

7. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.1. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 65с. (Электронная библиотека)

8. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.2. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 77с. (Электронная библиотека)

9. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.3. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 83с. (Электронная библиотека)

10. Сборник ситуационных задач по акушерству. Т.4. : учебно-практическое издание / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж : ВГМА, 2013. - 75с. (Электронная библиотека)

11. Учебно-методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся педиатрических факультетов медицинских ВУЗов по акушерству и гинекологии/ В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко”, 2014г. - 79с.

12.Тестовый контроль знаний по акушерству и гинекологии. (Учебно-практическое издание) / В.И. Бычков [и др.]. – Воронеж: ГБОУ ВПО “Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко”, 2014г. - 434с.

 

в)   программное обеспечение: Fetal Monitor, ADC

г)   базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы -

medExplorer, MedHunt, PubMed,

д)   Интернет-ресурсы, www. google.com/bookswww.nlm.mih.gov

www.medicum-consilium.ru и др.

е) журналы

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет

имени Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра акушерства и гинекологии №2

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой Бычков В.И.    

 

31.08.2015г.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...