Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативные данные проявление силы – слабости нервной системы




  Проявления сильной н.с. Проявление средней по силе – слабости н.с. Проявление слабости н.с.
    Баллы От +20 до +15 От +14 до - 14 От -20 до -15

 

         Примерный педагогических рекомендаций по индивидуализации учебной деятельности с различными типами нервной системы

По отношению к учащимся со слабой нервной системой реко­мендуется соблюдать такие правила:

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письмен­ной форме;

4) не заставлять отвечать новый, только что изученный мате­риал, лучше отложить опрос на следующий урок;

5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не толь­ко оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «моло­дец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

10) важно научить школьника умению пережить неудачу. Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу — это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуниже­ния и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста во­влекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются.

       Особо нужно обратить внимание на детей со слабой нервной системой, посещающих группу продленного дня. Из-за своих при­родных особенностей они не могут готовить уроки, особенно уст­ные, в группе вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются и т.д. Поэтому кроме классных комнат можно использовать библиотеку, игровые комнаты, рекреации и другие свободные помещения. Во время самоподготовки нужно раз­решить детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковремен­ный отдых, причем в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы.

Тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой.

Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональ­ных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора, у «сильных» на­ступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение заня­тиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной систе­мой непродолжительные перерывы, смену видов деятельности, если, конечно, это возможно. В ситуации монотонности учитель дол­жен уметь в определенной степени разнообразить деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий ученики могут выбрать другие способы работы, отличные от применяемой схе­мы; чередовать задания разных типов и т.д.

Учебных ситуаций, в которых ученики с сильной нервной системой испытывают трудности из-за своих типологических осо­бенностей, не так много; в целом «сильные» школьники хоро­шо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато соб­ственно усвоение учебного материала (восприятие, запомина­ние, осмысление, систематизация и т.д.) требуют от них в зна­чительной мере перестройки индивидуальных, привычных спо­собов работы. Так, «сильные» не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения; пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усваивают учебный материал бес­системно и поверхностно, «наскоком», не замечая важных от­тенков, деталей, не вникая глубоко в его суть. Они не склонны к повторению пройденного (которое, как известно, «мать уче­ния»), позволяющему развить главные мысли, поднять понима­ние на более высокий уровень, установить взаимосвязи в усво­енном материале.

Собственно усвоению учебного материала, по-видимому, в боль­шей степени отвечают индивидуальные особенности «слабых», ко­торые по глубине, систематичности, правильности понимания и применения знаний чаще всего превосходят «сильных». Психологи заметили, что ученик со слабой нервной системой, склонный по­долгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разоб­раться в материале, открыть в известном новые грани, в пройден­ном — зачатки нового знания.

Н.С. Лейтес, характеризуя эту сторону индивидуально-типо­логических различий, так описал двух школьников — «сильного» Арсения и «слабого» Павла: «Арсений сразу же "с места" выяв­ляет максимум своих возможностей: сколько бы дней ни дать ему на раздумье, его понимание останется, в сущности, на том же уровне глубины и остроумия, что и в первый день; от него нельзя ожидать чего-нибудь качественно иного по сравнению с тем, что может дать сразу. Павел же, медленно и робко продвигающийся к решению встающих перед ним проблем, по многу раз возвращаю­щийся к одной и той же начатой мысли, длительно задерживаю­щийся на несложных вопросах, способен, однако, все яснее и тоньше, все более полно и правильно разобраться в проблеме».

Что может сделать учитель, чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрали­зовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учеников следует обращать особое внимание, по возможности конт­ролировать выполнение ими требований постепенности, последо­вательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает.

То же самое можно сказать и в отношении работы, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Учи­тель должен не только сам контролировать «сильных» при выпол­нении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно. Тем более что, как отмечают психологи, люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми ка­чествами, для того чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача учителя — убедить их в необходимо­сти этого и постараться заставить это сделать.

 

 


 


Изучение темперамента школьника методом наблюдения

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

 

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в)молча длительно решает;
  • г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым

 

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

План.

1. Ваши общие впечатления о психологической практике (одобрение, критика, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.).

2. О каких функциях и видах деятельности педагога - психолога вы узнали в ходе прохождения практики?

3. Какие основные документы являются наиболее важными в работе педагога - психолога? В каких случаях их необходимо использовать?

4. Что вас наиболее заинтересовало в этой профессии? Что настораживает?

5. С какими трудностями сталкивается школьный психолог в процессе своей профессиональной деятельности?

6. Как вы лично оцениваете уровень проведения вами исследования?

7.  В чём вы испытывали трудности? Ваше видение преодоления этих трудностей. Над чем вам необходимо работать в плане профессионального роста? (Каких знаний и умений вам ещё не хватает на данный момент? Над какими качествами своей личности необходимо работать?)

8. Как, на Ваш взгляд, должно осуществляться взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...