Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нормативные данные проявление силы – слабости нервной системы
Примерный педагогических рекомендаций по индивидуализации учебной деятельности с различными типами нервной системы По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: 1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; 2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; 3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме; 4) не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок; 5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах; 6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого; 7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; 8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку; 9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня; 10) важно научить школьника умению пережить неудачу. Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу — это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоунижения и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они проявляются. Особо нужно обратить внимание на детей со слабой нервной системой, посещающих группу продленного дня. Из-за своих природных особенностей они не могут готовить уроки, особенно устные, в группе вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются и т.д. Поэтому кроме классных комнат можно использовать библиотеку, игровые комнаты, рекреации и другие свободные помещения. Во время самоподготовки нужно разрешить детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковременный отдых, причем в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы. Тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой. Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора, у «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной системой непродолжительные перерывы, смену видов деятельности, если, конечно, это возможно. В ситуации монотонности учитель должен уметь в определенной степени разнообразить деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий ученики могут выбрать другие способы работы, отличные от применяемой схемы; чередовать задания разных типов и т.д. Учебных ситуаций, в которых ученики с сильной нервной системой испытывают трудности из-за своих типологических особенностей, не так много; в целом «сильные» школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато собственно усвоение учебного материала (восприятие, запоминание, осмысление, систематизация и т.д.) требуют от них в значительной мере перестройки индивидуальных, привычных способов работы. Так, «сильные» не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения; пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усваивают учебный материал бессистемно и поверхностно, «наскоком», не замечая важных оттенков, деталей, не вникая глубоко в его суть. Они не склонны к повторению пройденного (которое, как известно, «мать учения»), позволяющему развить главные мысли, поднять понимание на более высокий уровень, установить взаимосвязи в усвоенном материале. Собственно усвоению учебного материала, по-видимому, в большей степени отвечают индивидуальные особенности «слабых», которые по глубине, систематичности, правильности понимания и применения знаний чаще всего превосходят «сильных». Психологи заметили, что ученик со слабой нервной системой, склонный подолгу размышлять над одним вопросом, способен лучше разобраться в материале, открыть в известном новые грани, в пройденном — зачатки нового знания. Н.С. Лейтес, характеризуя эту сторону индивидуально-типологических различий, так описал двух школьников — «сильного» Арсения и «слабого» Павла: «Арсений сразу же "с места" выявляет максимум своих возможностей: сколько бы дней ни дать ему на раздумье, его понимание останется, в сущности, на том же уровне глубины и остроумия, что и в первый день; от него нельзя ожидать чего-нибудь качественно иного по сравнению с тем, что может дать сразу. Павел же, медленно и робко продвигающийся к решению встающих перед ним проблем, по многу раз возвращающийся к одной и той же начатой мысли, длительно задерживающийся на несложных вопросах, способен, однако, все яснее и тоньше, все более полно и правильно разобраться в проблеме». Что может сделать учитель, чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению? Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учеников следует обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает. То же самое можно сказать и в отношении работы, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Учитель должен не только сам контролировать «сильных» при выполнении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно. Тем более что, как отмечают психологи, люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами, для того чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача учителя — убедить их в необходимости этого и постараться заставить это сделать.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения План наблюдений 1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
2. Как реагирует на замечания учителя:
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана. Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым
САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. План. 1. Ваши общие впечатления о психологической практике (одобрение, критика, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.). 2. О каких функциях и видах деятельности педагога - психолога вы узнали в ходе прохождения практики? 3. Какие основные документы являются наиболее важными в работе педагога - психолога? В каких случаях их необходимо использовать? 4. Что вас наиболее заинтересовало в этой профессии? Что настораживает? 5. С какими трудностями сталкивается школьный психолог в процессе своей профессиональной деятельности? 6. Как вы лично оцениваете уровень проведения вами исследования? 7. В чём вы испытывали трудности? Ваше видение преодоления этих трудностей. Над чем вам необходимо работать в плане профессионального роста? (Каких знаний и умений вам ещё не хватает на данный момент? Над какими качествами своей личности необходимо работать?) 8. Как, на Ваш взгляд, должно осуществляться взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |