Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся и студентов с сильной и слабой нервной системой.




Агентство по управлению государственными учреждениями

Пермского края

Чайковский индустриальный  колледж

Программа профессиональной практики студентов

 по специальности

Преподавание в начальных классах,

дополнительная подготовка в области психологии

 

Чайковский 2012 г.

Содержание психолого-педагогической  практики

Специальность «Преподавание в начальных классах» (дополнительная подготовка в области психологии)

Тематический план

День практики Задачи Содержание работы Отчётность
1 1. Знакомство со школой; работой школьного психолога; классным руководителем; классом; 2. Выбор испытуемого.     1. Беседа со школьным психологом (содержание работы школьного психолога, основные направления работы); работа с основной документацией психолога. 2. Наблюдение за классом на уроках (2 урока): общение учеников друг с другом на уроке и на переменах, эмоциональный климат в классе. 3. Проведение социометрии. 4. Выбор испытуемого из числа отвергнутых  или изолированных (непринимаемых).   1. Записи в дневнике практики о содержании работы школьного психолога, перечисление основной документации. 2. Оформление протокола наблюдения  за классом. 3. Запись о впечатлениях первого знакомства с классом 4. Запись данных социометрии (один экземпляр отдается психологу в школе, один вклеивается в дневник практики) и Фамилия, имя испытуемого, его соц. статус.
2 1. Изучение индивидуальных особенностей учащегося 1. Наблюдение за проявлением свойств нервной системы  выбранного ученика (3 урока). 2. Определение типа темперамента методом наблюдения. 3.  Наблюдение за взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми во время уроков, перемен. 1. Определение типа нервной системы, темперамента и запись в дневнике. 2.Описание наблюдений за взаимоотношениями ученика, его поведением, аккуратностью, степенью активности на уроке, отношением к поручениям.
3 1. Изучение личностных особенностей 1.Проведение методики диагностики для выявления самооценки учащегося. (Любая методика, адекватная возрасту. (К дневнику наблюдений приложить используемую методику диагностики)) 2.Проведение диагностики для выявления личностных особенностей по методике «Несуществующее животное» 3.Подготовка заключения о причинах отвергнутости или непринятия учащегося, подготовка рекомендаций для учителя. 1. Результаты методики изучения самооценки. 2.Описание личностных особенностей учащегося по методике «Несуществующее животное» 3. Заключение о причинах отвергнутости или непринятия учащегося.
4 Апробирование методических рекомендаций для 3 этапа ИГА. 1.Определить «слабые» места методических рекомендаций, наметить, чем дополнить. 1.Описание недоработок методических рекомендаций, способы устранения недочетов.
5 1. Анализ полученных результатов исследования. 2. Окончание практики 1.Беседа со школьным психологом по результатам наблюдения и  методик диагностики . 2.Рекомендации  учителям по повышению социометрическогто статуса ребенка в классном коллективе. Отдать психологу) 3. Представить психологу конкретные мероприятия по повышению социометрического статуса ребенка в классном коллективе, которые может провести учитель. 1.Рекомендации учителю по повышению социометрического статуса ребенка. (рекомендации не только по учету типа нервной системы, но и темперамента, личностных особенностей,т.д) (в печатном варианте, 2 экземплярах, один отдается школьному психологу, второй вклеивается в дневник практики) 2.Два мероприятия, которые может провести учитель по повышению социометрического статуса ребенка. ( в электронном варианте)(отдается психологу школы и руководителю практики) 3. Самоанализ своей деятельности. 4. Анализ школьным психологом работы студентов, оценка за практику.

 

Социометрический эксперимент по определению взаимоотношений в группе и положения каждого ребёнка в ней.

Проведение исследования:

       Исследование проводится с детьми младшего школьного возраста в виде игры «Секрет». Каждого ребёнка «по секрету от остальных» просят письменно ответить на 2 вопроса:  

  1.  Если бы у тебя было 3 красивых картинки, кому бы ты их подарил, если учесть , что у тебя самого были точно такие же?»
  2. Затем говорят «Если бы у тебя было много картинок, но 3 картинки не хватило бы для всех ребят, кому бы из ребят ты не дал бы картинку? Почему?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

       На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся , расположенных в алфавитном порядке по горизонтали - из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

 

№ Ф.И.О. 1 2 3 4 5 ...
1 2 3 4 5 ....            

 

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответ­ствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу мат­рицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов .

 

№ Ф.И.О. 1 2 3 4 5 ...
1 2 3 4 5 ....            

 

Далее можно вычислить социометрический статус каждого ребенка, который определяется по формуле:

С = М/(п-1),

где С - социометрический статус учащегося.; М - общее число по­лученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положи­тельных); п - число испытуемых.

Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

 

 

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звёзды»   «Предпочитаемые»   «Принимаемые» «Непринимаемые» «Отвергнутые» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равняется среднему числу полученных выборов. В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым  

 


 


Наблюдение за учащимися класса

Ситуации наблюдения (этапы урока, перемены, столовая и т.д.). Действия учителя Действия детей Вывод
       

План написания работы «Общее впечатление о классе».

1). Уровень воспитанности учащихся данного класса. ( Подтвердить конкретными примерами ситуаций, где учесть: взаимодействие на уроке и перемене, речевую характеристику, реакцию на студентов-практикантов, приветствие учителей и одноклассников, взаимодействие с учителями и между собой, как здороваются, как разрешают сложные и конфликтные ситуации и т.д.)

 

2). Дисциплинированность. ( Проанализировать конкретные наблюдаемые ситуации на уроках, на перемене, в столовой, в раздевалке, сравнить эти характеристики у разных учителей и сделать соответствующий вывод).

 

3). Характеристика учебной деятельности. (Интерес к учёбе, отношение к школьному обучению. Через что проявляется данный интерес? Сравнить отношение к учёбе на разных этапах урока и на разных предметах и сделать вывод).

 

4). Взаимоотношения учащихся с классным руководителем и учителями предметниками.

 

5). Сплочённость классного коллектива. (Выводы сделать, исходя из наблюдений взаимодействия на уроке, на перемене, взаимоотношения в классе между собой).

 

6). Атмосфера в классе. (Собственные выводы о благоприятном или нет психологическом климате в классе. Их аргументация.)

 

Общий вывод о классе:

 

Типы нервной системы - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения.

                                    Слабая нервная система.

       Чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго уча­ствовать в шумных подвижных играх, что связано с его неболь­шим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам про­цесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлитель­ностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может быть для такого человека стать сверхсильным раздражите­лем. В таких случаях он может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб.

       Из-за своей повышенной чувствительности такие люди отли­чаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реп­лика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвы­чайно чувствительны к недовольству окружающих, которые часто удивляются тому, на­сколько неадекватно резкой может быть реакция людей на внешне мало значимое событие, как часты у них перепады настроения.

       Нередко таким людям не хватает уверенности в себе, им свой­ственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху значительно осложняется для них.

       Из-за своей неуверенности и болезненного отношения к неуда­чам люди любят, как бы заранее под­страховываясь, планировать свою работу, тщательно ее организо­вывать. Они предпочитают составлять расписание своих занятий на каждый день, продумывать их последовательность и основные этапы. Тем самым они как бы готовят те внешние опоры, которые помогают им в ограниченное время выполнить ту деятельность, которая от них требуется. Такая же скрупулезность и продуман­ность отличают у школьников и студентов их домашнюю подготовку к устным ответам: со­ставляются схемы ответов, краткие изложения, планы.

                      Сильная нервная система.

        Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в жизни и деятельности, поражающий легкостью, с которой он идет по жизни. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практи­чески нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он спосо­бен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься какой-либо интересной для себя деятельностью. Вклю­чаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем до­полнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельно­сти. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим оче­редным занятием.

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся и студентов с сильной и слабой нервной системой.

Цель наблюдения:     Шкала оценок: Оценка проявления силы – слабости нервной системы в критериальных учебных ситуациях. +2 балла –проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем; +1 балл –проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера(слабой нервной системы) проявляется очень редко; 0 баллов –проявления сильной и слабой нервной системы выражены не резко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер; - 1 балл –проявление слабой нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; проявление характерное для сильной нервной системы, встречается редко; - 2 балла –проявление слабой нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем.

 

 

Ситуации и проявления силы (слабости) нервной системы Уровни проявлений силы – слабости нервной системы         +2 +1 0 -1 -2
1.Длительное умственное напряжение (например, трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. д.) Проявления сильной н.с. – характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва Проявления слабой н.с. – быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха             +2 +1 0   0 -1 -2
2.Продолжительный учебный день Проявления сильной н.с. – усталость не наблюдается к концу учебного дня Проявления слабой н.с. – продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление +2 +1 0   0 -1 -2
3.Ответственная, эмоционально-напряженная ситуация (лимит времени, экзамен и т.д.) Проявления сильной н.с. – умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях  Проявления слабой н.с. – возникают очень большие затруднения, дискомфорт, снижается качество работы       +2 +1 0     0 -1 -2
4.Неудачный ответ, порицание Проявления сильной н.с. – отношение к данной ситуации спокойное, на дальнейшей работе это мало отражается Проявления слабой н.с. – повышенная чувствительность к такой ситуации; дальнейшая работа не клеится   +2 +1 0     0 -1 -2  
5.Необходимость постоянно распределять внимание Проявления сильной н.с. – распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых затруднений Проявления слабой н.с. – наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает   +2 +1 0     0 -1 -2
6.Работа в шумной, беспокойной обстановке Проявления сильной н.с. – отвлекающие факторы не мешают; эффективность работы не снижается Проявления слабой н.с. – эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, быстро возникает усталость, утомление   +2 +1 0     0 -1 -2
7.Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока Проявления сильной н.с. – наблюдаются очень большие затруднения, особенно к концу, возникают раздражение, неудовольствие; активное избегание такой работы; частые отвлечения на другие занятия, на разговоры с соседями Низкая продуктивность выполнения однообразной работы Проявления слабой н.с. – работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок   +2 +1 0   0 -1 -2  
8.Выполнение работы по алгоритму Проявления сильной н.с. – наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, шаблону; часто возникают пропуски, забывание выполнить ту или иную операцию Проявления слабой н.с. – действия по шаблону, алгоритму, единой схеме осуществляется с высокой эффективностью и с большим удовольствием; характерно обстоятельное, шаг за шагом выполнение заданий, в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую   +2 +1 0     0 -1 -2  
9.Выполнение работы, требующей систематизации, планирования Проявления сильной н.с. – отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, к планированию своей деятельности Проявления слабой н.с. – ярко выражена склонность к планированию предстоящей деятельности, к составлению планов в письменной работе, а также склонность к работе, требующей систематизации. Отдается предпочтение внешним опорам   +2 +1 0     0 -1 -2  
10.Самоконтроль Проявления сильной н.с. – игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания проверке не подвергаются, по этой причине успешность работы в ряде случаев может быть невысокая Проявления слабой н.с. – склонность к тщательному контролю выполнения заданий и к проверке полученных результатов     +2 +1 0   0 -1 -2  

 

Подсчет баллов по результатам наблюдений проводится следующим образом: отдельно суммируются баллы со знаком «+» и отдельно – со знаком «-». Затем из большей суммы вычитается меньшая. Полученный результат и является показателем силы нервной системы.

Например, один учащийся заработал баллов со знаком плюс 16 (+16), а со знаком минус 4 (-4). Следовательно, из +16 вычитаем -4 и получаем окончательный результат, равный +12. Другой учащийся, наоборот, получил 16 баллов со знаком минус (-16) и 4 балла со знаком плюс (+4); его окончательный результат будет равен -12. Теперь, для того чтобы сделать вывод о том, каким типам нервной системы (сильным, средним или слабым) обладают наши учащиеся, следует сравнить баллы полученные по результатам наблюдений, с теми нормативными данными (полученными эмпирическим путем), которые приведены в таблице 1. В результате такого сравнения можно увидеть, что оба учащихся по проявлениям силы нервной системы оцениваются как средние. Однако стоит обратить внимание на знак, который стоит перед цифрой. Он указывает на то, что в первом случае(когда балл +12) учащийся средний, но ближе к сильному, а во втором случае (когда балл -12) – средний, но ближе к слабому. Из этого следует, что если предполагается в дальнейшем использовать индивидуальный подход к этим ученикам, то он не может быть для них одинаковым.

                                                                                                        Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...