Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ




В ОНТОГЕНЕЗЕ

Самая простая модель онтогенеза принадлежит советскому педагогу П.П.Блонскому, который выделял четыре стадии процесса освоения слова: 1) за словом следует слово; 2) за действием следует слово; 3) за словом следует действие; 4) слово заменяет действие. Сходную теорию выдвигал и Л.Блумфильд.

Н.Хомский полагал, что ребенок обладает врожденными языковыми структурами, которые словно просыпаются, когда ребенок слышит вокруг себя речь.

Пиаже полагал, что ребенок проходит в своем развитии два этапа. На стадии сенсомоторной логики у ребенка развивается сенсомоторный интеллект, который помогает освоить ему некоторую логику — логику действий. Она позволяет ему сформировать способность к генерализации действий. Второй этап развития сознания ребенка — переход от логики действий к концептуальной логике. На втором году жизни ребенок начинает осваивать язык как семиотическое средство. Ребенок имитирует жесты взрослых, начинает представлять схемы действий и у него развивается семиотическая функция.

Суть гипотезы Пиаже в том, что "условия возникновения языка составляют часть более широкой совокупности (условий), подготовленной различными стадиями сенсомоторного интеллекта". Отечественные ученые также говорили о высокой организованности мозга и его неспециализированности. Именно исходная неопределенность функционирования мозга, создаваемая отсутствием жёсткого генетического программирования и открывает перед индивидуальным развитием огромные возможности.

По мнению А.Н.Леонтьева, биологически унаследованные свойства психики являются лишь одним, хотя важнейшим условием ее формирования. Процесс овладения языком осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь.

По мнению А.Р.Лурии, важнейшими "образующими сознания являются значения, поскольку именно "в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой". Ребенок усваивает значения, точнее интериоризирует их, делает их внутренними символами своего мышления. Ребенок усваивает принятые в данном обществе способы действия с социально-функционирующими предметами, усваивает познавательные нормы и эталоны, объективированные в этих процессах, и через деятельность с этими предметами формирует свою психику и свое языковое сознание.

 

Тема 4. ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ

 

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

В психолингвистике накоплен огромный материал, связанный с ошибками в производстве и восприятии речи (speech errors).

К числу речевых ошибок относятся паузы (они составляют до 40-50% речи), колебания, исправления, повторы и замещения, а также оговорки. Различают следующие типы оговорок: подстановка, перестановка, опущение, добавление.

Оговорки на фонологическом уровне связаны преимущественно с заменой первых и последних звуков находящихся рядом слов (1) (причем первые меняются на первые, последние на последние), с заменой гласных и согласных; с предвосхищением, пропуском и повтором слогов.

(1) молодой человек > челодой моловек

Нередко также происходит оглушение или озвончение согласных, появление или пропадание фонологических признаков, характерных для определенного языка (например, назальности). Например, вместо словосочетания clear blue sky может прозвучать glear plue sky, где перестановке подверглись различительные признаки (-звонкий) в слове clear и (+звонкий) в слове blue. При этом каждая ошибка проявляется только в фонологически возможном для данного языка контексте с учетом грамматики данного языка.

Часто в речи встречается пропуск и замена слогов, неправильное ударение, а также перестановка слов (2); 87% ошибок происходит в одних и тех же частях речи.

(2) Нельзя ли у вокзала трамвай остановить? > Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

Повторы в 90% случаев приходятся на служебные части речи вроде предлогов, союзов и местоимений; исправлениям же подвергаются в основном знаменательные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия.

На появление ошибок в речи влияют и экстралингвистические факторы. Так, человеку, начавшему говорить, может попасться на глаза название книги:

(3) Target: "Are you trying to send me a message, Dog?"

Situation: "A novel of intrigue and menace"

Output: "Are you trying to send me a menace, Dog?"

Описки, отличающиеся от орфографических ошибок, понимаются как нестандартные ошибки, возникающие при письме. На принципе фонологического озвучивания пишущегося слова основано 20% описок (there / their). Значительно меньше ошибок, вызванных графическим сходством букв (there / theme). Встречаются также пропуски (vsual < visual), перестановки (colsed < closed) и добавления (bothe < both) букв. Описки на морфемном уровне также содержат в себе пропуски (went to <the> room) и добавления (saw the the movement).

Ослышки могут быть связаны с недослышкой как звуков в пределах одного слова (икра > игра), так и сочетаний звуков между словами и переразложением слов.

Оговорки и ослышки часто лежат в основе шуток и анекдотов (4).

(4) — Ты кто такой?Я прозаик.Про каких таких заек?

Ошибки речи подтверждают правомерность выделения таких уровней языка, как фонологический, морфологический, просодический, семантический, синтаксический и доказывают тот факт, что при порождении речи человек оперирует единицами этих уровней.

СТОХАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ

Дж.Миллер и Н.Хомский исходили из того, что язык может быть описан как конечное число состояний. И, следовательно, речь можно описывать как такую последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. Согласно этой теории, чтобы обучиться порождать речь последовательно ("слева направо"), ребенок должен прослушать огромное количество — 2.100 предложений на родном языке, прежде чем сам сможет порождать высказывания. Но очевидно, что для этого не хватит и десяти жизней.

 

МОДЕЛЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО СОСТАВЛЯЮЩИХ

В рамках этой модели предполагается, что речь человека строится на основании ядерных предложений, которые в свою очередь состоят из непосредственно составляющих ее элементов. Так, фраза (9) строится из следующих элементов:

(5) (the thief) (was) (clever)

(6) (the thief) (was) (young)

(7) (the judge) (was) (rather grim-faced)

(8) (the judge) (sentenced severely) (the thief).

(9) The clever young thief was severely sentenced by the rather grim-faced judge.

В совокупности эти простые, ядерные предложения и составляют сложное предложение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...