Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка




 

Характеристики Родитель Взрослый Ребенок
1. Характерные слова и выражения Все знают что …; Ты не должен никогда ; Я не понимаю, как это допускают … Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно, возможно Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
2. Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пересекающие. Связанные с реальностью Очень эмоциональные.
3. Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
4. Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
5. Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

 

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

 

 

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию друг друга в процессе общения.

Функции перцепции:

· формирование содержания межличностного восприятия

· содействие установлению взаимопонимания

· обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга

 

Перцептивная сторона включает:

· познание себя в процессе общения

· познание и понимание собеседника

· прогнозирование поведения партнера

 

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

Особенности субъекта

· половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства, недостатки; мужчины – уровень интеллекта

· возраст

· темперамент: экстраверты точнее воспринимают; интроверты – оценивают

· социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, чем точнее оценка при восприятии

· психическое состояние

· состояние здоровья

· установки – предшествующая оценка объектов восприятия

· ценностные ориентации

· уровень социально-психологической компетентности и т.д.

 

Особенности объекта

· физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т.д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза, походка), паралингвистические (мимика, жесты, телодвижения), особенности личности

· социальный облик: социальная роль, внешний вид, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся) и т.д.

· отношение между субъектом и объектом общения

· ситуация, в которой происходит перцепция

 

ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

 

При формировании образа партнера по общению человек зачастую сталкивается с недостаточной информацией о нем и оценивает ее пристрастно, с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

 

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

 

2. Эффект ореола проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. При этом ореол может быть положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, какое первое впечатление о человеке доминировало.

 

3. Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически видеть у партнера по общению те же качества, что и у себя, или, наоборот, противоположные, даже если они объективно отсутствуют.

 

4. Эффект первичности проявляется в том, что мнение, сложившееся в начале, очень часто надолго определяет наше отношение к человеку и событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Поэтому очень важно при встрече с новым человеком сразу произвести благоприятное впечатление. По мнению американского психолога Э. Берна, основное внимание следует обратить на первые 10 секунд общения, потому что человек не выбрал соответствующей обстоятельствам социальной роли и является тем, кто он есть на самом деле.

 

5. Фактор привлекательности. Привлекательным внешне людям, на наш взгляд, мы приписываем разные достоинства, которыми он может и не обладать; непривлекательный человек, на наш взгляд, не может обладать достоинствами.

 

6. Фактор отношения к нам со стороны окружающих. Люди, которые хорошо к нам относятся, оцениваются нами гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо.

 

Многие специалисты уверены в существовании некоего качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. К. Лебон назвал это качество "обаянием"" В. Вебер – "харизмой". По мнению В.М. Шепеля, слагаемые человеческого обаяние следующие:

· склонность к общению и лидерству

· легкая адаптация к новым условиям

· умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей

· терпимость к инакомыслию

· психологическая андрогиния (наличие у человека психолого-гигиенических качеств, присутствующих противоположному полу).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...