Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию друг друга в процессе общения. Функции перцепции: · формирование содержания межличностного восприятия · содействие установлению взаимопонимания · обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга
Перцептивная сторона включает: · познание себя в процессе общения · познание и понимание собеседника · прогнозирование поведения партнера
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия: Особенности субъекта · половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства, недостатки; мужчины – уровень интеллекта · возраст · темперамент: экстраверты точнее воспринимают; интроверты – оценивают · социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, чем точнее оценка при восприятии · психическое состояние · состояние здоровья · установки – предшествующая оценка объектов восприятия · ценностные ориентации · уровень социально-психологической компетентности и т.д.
Особенности объекта · физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т.д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза, походка), паралингвистические (мимика, жесты, телодвижения), особенности личности · социальный облик: социальная роль, внешний вид, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся) и т.д. · отношение между субъектом и объектом общения · ситуация, в которой происходит перцепция
ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
При формировании образа партнера по общению человек зачастую сталкивается с недостаточной информацией о нем и оценивает ее пристрастно, с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Эффект ореола проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. При этом ореол может быть положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, какое первое впечатление о человеке доминировало.
3. Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически видеть у партнера по общению те же качества, что и у себя, или, наоборот, противоположные, даже если они объективно отсутствуют.
4. Эффект первичности проявляется в том, что мнение, сложившееся в начале, очень часто надолго определяет наше отношение к человеку и событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Поэтому очень важно при встрече с новым человеком сразу произвести благоприятное впечатление. По мнению американского психолога Э. Берна, основное внимание следует обратить на первые 10 секунд общения, потому что человек не выбрал соответствующей обстоятельствам социальной роли и является тем, кто он есть на самом деле.
5. Фактор привлекательности. Привлекательным внешне людям, на наш взгляд, мы приписываем разные достоинства, которыми он может и не обладать; непривлекательный человек, на наш взгляд, не может обладать достоинствами.
6. Фактор отношения к нам со стороны окружающих. Люди, которые хорошо к нам относятся, оцениваются нами гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо.
Многие специалисты уверены в существовании некоего качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. К. Лебон назвал это качество "обаянием"" В. Вебер – "харизмой". По мнению В.М. Шепеля, слагаемые человеческого обаяние следующие: · склонность к общению и лидерству · легкая адаптация к новым условиям · умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей · терпимость к инакомыслию · психологическая андрогиния (наличие у человека психолого-гигиенических качеств, присутствующих противоположному полу).
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |