Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Количественный контент-анализ




Контент-анализ – это методика изучения текстов, основанная на комплексной интерпретации текста и построении его коммуникативной модели. Методика количественного контент-анализа основывается на статистической выборке определенных единиц текста и выявлении содержательно-лингвистических характеристик текста. Частота использования той или иной единицы текста рассматривается как индикатор коммуникативного действия. В самом упрощенном варианте речь идет о вычислении, сколько раз то или иное слово встречается в документе (поэтому при применении метода контент-анализа целесообразно работать с электронным текстом). Но по своей сути контент-анализ направлен не на сами слова и грамматические конструкции, а на построение целостной системы репрезентации тех или иных смыслов, проблем, «месседжей». Поэтому базовым объектом количественного контент-анализа считаются категории, объединяющие используемые в текста документа слова и смысловые конструкции по тому или иному признаку (например, категория «агрессивность» – термины «наступать», «вражда», «противник», «противостояние», «жесткость» и т.п.; категория «справедливость» – термины «сочувствие», «равноправие», «помощь», «участие», «гарантии» и т.п.). Категории – это опорные понятийно-тематические единицы текста, которые в совокупности и формируют коммуникативную модель текста. Они могут быть выражены отдельными словами (терминами, понятиями, именами, названиям) и словосочетаниями, которые непосредственно встречаются в тексте, либо сформулированы самим исследователем, который проводит анализ документа (как отраженные в тексте темы, проблемы, ситуации, действия, намерения, оценки и т.п.).

Количественный контент-анализ проводится в несколько этапов:

1) Формулировка темы, задач и гипотезы исследования. Тема исследования в рамках данного задания определяется выбором документа (она может быть сформулирована как название документа), а вот задачи должны быть связаны с проблемным полем и целью диссертации. То есть, задачи показывают, что в какой исследовательской плоскости будет предпринят анализ данного документа (например, будет ли это выявление отраженных в документе идеологем, или характеристика документа в контексте «интеллектуальной биографии» автора, или анализ с точки зрения отражения в документе политической или научной полемики и т.п.). Исходя из поставленных задач и формируется общая гипотеза исследования – в каком смысловом контексте будет предпринят анализ документа, как соотносится происхождение, тип, коммуникативная направленность источника с поставленными задачами контент-анализа.

2) Первичный анализ эмпирического материала и создание аналитической матрицы (таблицы). На этом этапе происходит ознакомление с текстом источника. Сформировав общее представление о содержательной специфике и коммуникативной направленности изучаемого документа необходимо сформировать перечень категорий, которые будут служить основой контент-анализа. Как указывалось выше, категории – это опорные понятийно-тематические единицы текста, с помощью которых исследователь формирует коммуникативную модель изучаемого текста. Как правило, для формулировок категорий используются отдельные понятия или устойчивые словосочетания, имеющие смысловую «насыщенность» и в комплексе показывающие содержательную направленность изучаемого текста. Формирование перечня категорий подчиняется определенным правилам: 1) категории должны быть исчерпывающими (охватывать все основные содержательные линии текста, связанные с задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же единицы текста не должны принадлежать различным категориям – исключения из этого правила, конечно, возможны, но они не должны быть частными), непротиворечивыми (не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории), уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При окончательном формировании перечня категорий следует избегать слишком многочисленных и дробных, равно как и слишком абстрактных, «укрупненных» формулировок. Рекомендуемое количество категорий в рамках данного задания – примерно 8-10.

На основе перечня категорий создается таблица контент-анализа. Строки этой таблицы образуются категориями, а столбцы – единицами счета (то есть типовыми единицами текста, которые характеризуют каждую из категорий). В рамках данного задания перечень единиц счета уже изначально сформулирован. Он включает 10 единиц: термины, персоналии, названия, ситуации, явления, процессы, действия, темы, намерения, оценки:

 

  термины персоналии названия ситуации явления процессы действия темы намерения оценки
Категория 1 «…»                    
Категория 2 «…»                    
                     

 

3) Контент-мониторинг. На этом этапе происходит соотнесение категорий и единиц текста. Для этого в изучаемом документе нужно выявить те единицы текста (термины, персоналии, названия, ситуации и т.д.), которые соответствуют каждой из указанных в таблице категорий. Например, если категория 1 сформулирована как «демократия», то в документе необходимо отыскать термины, персоналии, названия, ситуации и т.п., сопряженные с раскрытием понятия «демократия». Для удобства оформления таблицы рекомендуется пронумеровать все абзацы изучаемого текста. Тогда в таблицу вводятся не сами единицы текста, а только номера абзацев, где они находятся. Если в одном абзаце находится две и более единицы текста определенного типа, то номер это абзаца указывается в соответствующей ячейке два или более раз. 

Одновременно проводится дополнительный аспект контент-мониторинга – шкалирование обнаруженных текстовых единиц по характеру коммуникативного воздействия на аудиторию. Для каждой обнаруженной единицы текста нужно определить преобладающий характер ее воздействия на предполагаемую аудиторию и отобразить эту информацию определенным значком рядом с номером абзаца. Возможны пять критериев: эмоциональное воздействие ☺, интеллектуальное воздействие ☻, символическое воздействие ☼, деятельностно-мотивационное воздействие Ä, оценочно-рефлексивное воздействие ۞). Значки рекомендуется копировать через буфер обмена (если используются другие символы, то необходимо указать их значения в примечании).

4) Итоговый анализ – составление заключения и оформление отчета. В заключении указывается какие из категорий, изначально избранных для анализа, оказались в наибольшей степени представлены в документе, показывается иерархия их значимости (на основе суммарного количества представляющих их единиц текста), показываются доминирующие типы единиц текста в рамках каждой из категорий и в документе в целом, дается оценка характеру коммуникативного воздействия в рамках каждой из категорий и в документе в целом, указываются структурные и содержательные связи между единицами текста, отражающими разные категории (то есть логика их раскрытия в документе).

.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...