Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренинговое задание по источниковедческому анализу




(первая половина апреля)

В рамках данного задания необходимо апробировать три методики источниковедческого анализа: классический, количественный контент-анализ и качественный контент анализ. Для всех типов анализа рекомендуется использовать один и тот же источник. Источник должен быть использован для анализа в полном объеме (не фрагмент!), поэтому рекомендуется подбирать небольшие по объему текстовые материалы. Используемый источник должен быть связан с проблемным полем ВКР (возможно с объектом, а не только предметом исследования).

Отчет оформляется отдельно для каждой методики анализа (строго по пунктам, указанным в рекомендациях), а в итоговом резюме необходимо суммировать свои впечатления о положительных и негативных особенностях апробированных методик.

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 4» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 30 марта.

Классический источниковедческий анализ

Этот тип исследования направлен на установление информационных возможностей исторического источника (полноты, достоверности, новизны содержащихся в нем сведений об историческом прошлом). Источник рассматривается как исторический артефакт, обладающий целостностью природы, происхождения, содержания, формы (хотя формат публикации может существенно скорректировать логику источниковедческого анализа исторического документа). Схема анализа включает следующие этапы:

1) Установление авторства и статуса документа: с помощью внешних признаков текста, указанной в нем идентификационной информации и дополнительных источников (справочная, учебная и научная литература, поисковые системы и специализированные ресурсы Интернета) устанавливается авторство, место и время создания документа, формальный статус (тип источника), а также цели (характер) используемой исследователем публикации документа (если речь идет не об архивном документе), полнота или степень фрагментарности этой публикации, уровень ее достоверности.

2) Установление текста: в ходе прочтения и осмысления текста выявляются его основные содержательные линии, проблемно-тематические блоки, значимые структурные и стилистические особенности, наличие «темных мест» – требующих пояснения сокращений, названий, имен, специальной терминологии, упоминаний тех или иных неизвестных фактов или явлений (для поиска уточняющей информации используется дополнительная литература и справочные издания).

3) Внешняя критика: на основе анализа текста, а также с учетом «внешней» информации (из дополнительной литературы) устанавливается взаимосвязь между авторством, датой, местом создания источника и историческими обстоятельствами его создания, делается вывод о внешних факторах, оказавшие влияние на автора (специфике исторической эпохи, социального окружения, событийного контекста), о потенциальной аудитории документа, степени его дальнейшего распространения, известности и т.п.

4) Внутренняя критика: на основе аналитической и герменевтической интерпретации текста определяются мотивы и цели автора, выявляется специфика авторской субъективности с точки зрения мировоззренческих, идеологических, политических, методологических и иных позиций, проводится разграничение между мировоззренческими установками автора (его картиной мира) и теми конкретными задачами, которые он ставил при создании данного документа, определяется влияние цензуры и самоцензуры, гипотетически оценивается степень искренности автора, возможность искажения им информации.

5) Источниковедческий синтез: делается итоговый вывод о соответствии (или противоречии) между внешними и внутренними характеристиками текста, его содержанием и статусом, коммуникативными задачами и стилистикой и т.п.; определяется эффективность использования данного документа в качестве исторического источника, предполагаются проблемные направления и тематика исследований, в рамках которых этот источник может быть использован.

Формой отчета о выполнении задания является описание каждого из пяти этапов (по первому – формализованный перечень установленной информации по авторству и статусу документа, а также по характеру его публикации; по второму – характеристика значимых структурных, содержательных и стилистических особенностей, поясняющая информация по «темным местам» текста; по третьему и четвертому – аналитический обзор внешней и внутренней критики; по пятому – итоговый вывод, в том числе с конкретными предложениями по введению источника в научный оборот). Цитаты из документа оформляются без сносок. Список литературы, использованной для «внешней критики», не требуется.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...