Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст опросника «Коммуникативные и организаторские склонности»




ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

«ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Отчет по практическому занятию «Диагностика педагогических способностей» должен содержать следующее:

1. Титульный лист

2. Результаты исследования:

a. Название методики

b. Полученные результаты по данной методике (в цифрах). Аспиранты, не присутствовавшие на данном практическом занятии, предоставляют заполненные бланки и расчеты по каждой методике.

c. Вывод по результатам прохождения данной методики. Выводы формулировать, согласно интерпретациям, представленным в методиках, но от первого лица (т.е. писать о себе).

3.Общий вывод о сформированности педагогических способностей, согласно классификации В.А. Крутецкого. 

Дидактические и академические (согласно самооценке данных качеств), перцептивные, организаторские и коммуникативные, авторитарные, прогностические (согласно результатам тестирования) речевые (согласно самооценке и выступлению с докладом).В выводах можно отразить свое отношение к полученным результатам (согласен/не согласен), к данной работе в целом с точки зрения ее целесообразности и значимости для личностного и профессионального развития.



Методики диагностики педагогических качеств

Успешность реализации педагогической деятельности определяется, в частности, уровнем научно-педагогической подготовки, степенью развития у субъекта этой деятельности – учителя – педагогических способностей. В обобщенном виде педагогические способностиподразделяют на (по В.А. Крутецкому):

–  дидактические – способности преподносить учебный материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, будить у учеников самостоятельную мысль;

–  академические – способности к соответствующей области наук;

–  перцептивные – способности проникать во внутренний мир воспитанника, тонкое понимание личности и временных психических состояний;

–  речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства как с помощью вербальных, так и невербальных средств;

–  организаторские – способности правильно организовать и собственную работу, и воспитательный коллектив, сплотить его, воодушевить на решение определенных задач;

–  авторитарные – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников;

–  прогностические – педагогическое воображение, предвидение последствий своих действий.

Начнем с довольно неожиданной методики. Вы наверное слышали о существовании мнения, что Педагогика ближе к искусству, чем к науке. И, хотя, конечно, все мы знаем, что Педагогика – это наука, в данном мнении есть большая доля правды. Потому что, несмотря на существование незыблемых теоретических основ, принципов, методов обучения и воспитания, эффективность обучения во многом зависит о педагогического мастерства самого учителя. Невозможно стандартизировать решение всех педагогических ситуаций, т.к. их огромное кол-во и всякий раз появляются новые, в новых условиях, с новыми участниками, поэтому успешность их решения зависит не столько от знания законов педагогики, сколько от личностных качеств и педагогических умений учителя.

МЕТОДИКА 1

Опросник для оценки степени артистичности педагога

Отвечайте честно, т.к. эта информация только для вас, для того, чтобы сделать правильные выводы и наметить пути профессионального совершенствования.

1. Часто ли вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?

2. Вам не много надо времени, чтобы "собраться" перед ответственным мероприятием (занятием, выступлением на конференции, это так?

3. Вы не часто испытываете чувство смущения, неловкости, выступая перед большой аудиторией, это так?

4. Нравится ли вам быть в центре внимания?

5. Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?

6. Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?

7. Когда вы слушаете музыку, представляете ли ее цвет, какие-то образы?

8. Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?

9. Можете ли вы представить себя актером?

10. Часто ли вы видите себя со стороны?

11. Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?

12. Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.

 

МЕТОДИКА 2

Тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС)

Инструкция: "Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе".

Бланк для ответов

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

 


Текст опросника «Коммуникативные и организаторские склонности»

 

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли , что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?

28. Верно ли , что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли , что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своихтоварищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Обработка результатов

 

Цель обработки результатов — получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

Дешифратор

Склонности

Ответы

положительные отрицательные
Коммуникативные номера вопросов 1-й строки номера вопросов 3-й строки
Организаторские номера вопросов 2-й строки номера вопросов 4-й строки

Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае — к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие

Кк = Кх/20

Ко = Ох /20, где

Кк — коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко — коэффициент организаторских склонностей;

Кх и Oxколичество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.


Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 588.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...