Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система экспертно-оценочной деятельности в таможенном деле по выявлению контрафактного товара




 

В современных условиях интеграции России в мировое сообщество, увеличения количества участников ВЭД и объемов экспортно-импортных операций повышается значение института экспертизы товаров в таможенных целях. Появление современных технических средств и технологий, использование более изощренных способов совершения и сокрытия правонарушений в области таможенного дела являются неизбежным последствием научно-технического прогресса. На этом фоне проявляется и несовершенство таможенного законодательства, которое препятствует эффективной деятельности таможенных органов.

Экспертиза играет важную роль в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Она проводится экспертами таможенных лабораторий и других соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Основной объем проводимых экспертиз осуществляется Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России.

Экспертизы товаров в таможенном деле можно назвать как экспертизы, назначаемые таможенными органами при проведении таможенного контроля (таможенные экспертизы), так и экспертизы, назначаемые при производстве по административным и уголовным делам. Объединяющим признаком такой группы экспертиз является цель их проведения – разрешение вопросов, возникающих у должностных лиц таможенных органов при осуществлении возложенных на них функций.

Анализ нормативного регулирования свидетельствует об отсутствии нормативного акта, который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это повлечет за собой необходимость кардинальной переработки законодательства, регулирующего рассматриваемые вопросы. 

Еще одной проблемой в рассматриваемой области является отсутствие полноценных критериев оценки эффективности деятельности, что не позволяет провести качественный научный анализ эффективности экспертиз. В настоящее время отсутствует рациональная организация экспертной деятельности в таможенных целях, недостаточно развита кадровая, материально-техническая, информационная и финансовая обеспеченность, не оптимизировано законодательство, на основе которого она функционирует. Эти и другие проблемы требуют немедленного решения и подтверждают актуальность рассматриваемой темы.

Специфичность экспертизы в таможенном деле определяется и тем, что вопросы, связанные с решением основных таможенных задач (контроль достоверности заявленного кода товара ТН ВЭД ЕАЭС, таможенной стоимости, страны происхождения и пр.), практически никогда не ставятся перед экспертами других министерств и ведомств.

В работе отмечено, что экспертизы, проводимые в таможенных целях, назначаются таможенными органами как при проведении таможенного контроля (таможенная экспертиза), так и при производстве по административным и уголовным делам, они могут носить процессуальный характер (судебная экспертиза) и быть ведомственными (несудебная экспертиза на таможне).

Экспертиза в таможенном деле, с одной стороны, выполняет функции специализированного таможенного контроля, обеспечивающего таможенные органы доказательной базой при нарушениях в области таможенного законодательства, с другой – может выполнять функцию внутреннего контроля, позволяющую выявлять проблемы таможенного администрирования. Значимость экспертизы в таможенном деле подтверждает также то, что иногда от заключения эксперта зависят меры, применяемые к нарушителю таможенного законодательства, а также в рамках какого делопроизводства (уголовного или административного) будет рассматриваться дело.

Автор отмечает, что таможенная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания. Использовать специальные познания сведущих лиц в соответствии с таможенным, административным, уголовным законодательствами можно в двух формах: 

- путем их участия в проведении конкретных процессуальных

- действий, консультировании, дачи различных справок. В этом случае данное лицо выступает в качестве специалиста;

- путем проведения экспертиз, когда лицо выступает в качестве эксперта.

Сделан вывод, что экспертизе в таможенном деле присущи определенные признаки: подготовка, назначение и проведение таможенных экспертиз должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента; проведение экспертного исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; дача заключения, которое таможенные органы рассматривают при принятии решения. Правовое регулирование экспертиз в таможенном деле осуществляется на уровне Евразийского экономического союза и на уровне государств - членов ЕАЭС.

Отмечено, что в целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Также таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

При проведении любой разновидности таможенной экспертизы должно выполняться основное условие – соблюдение методик испытаний, которые осуществляются в ходе экспертизы. В работе изучены объективные и эвристические методы экспертизы, объекты и субъекты экспертизы.

Относительно порядка проведения таможенной экспертизы автор отмечает следующее. Экспертиза может быть назначена и проведена только во время проведения таможенного контроля. Сделан вывод, что порядок проведения таможенных экспертиз отличается спецификой, вызванной особенностью предмета, объекта исследования и обстоятельств ее проведения. Это научно-практическое исследование осуществляется экспертами с целью решения задач в таможенной сфере. Во время ее проведения решаются задачи фискального, правоохранительного, статистического и иного характера, требующие проведения самых различных экспертиз.

Автор замечает, что учитывая решения коллегии ФТС России и негативную судебную практику, в которой ставятся под сомнение заключения таможенных экспертов ЦЭКТУ, можно прогнозировать, что ФТС России в рамках выполнения этих решений предпримет ряд мер по урегулированию взаимной экспертной деятельности должностных лиц таможенных органов. Это связано с тем, что обоснованность и правильность заключения эксперта зависит от обоснованности и правильности решения о назначении экспертизы и отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях.

В работе изучена структура выполненных экспертиз и исследований ЦЭКТУ за 2016 год. Сделан вывод, что самыми распространенными видами экспертиз являются товароведческая стоимостная (оценочная), идентификационная и криминалистическая.

Сделан вывод, что Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление формирует современную методологическую и правовую базу, способствующую своевременному выявлению, раскрытию и пресечению правонарушений и преступлений в области таможенного дела. В условиях динамично развивающейся внешнеэкономической сферы России, при существующих интеграционных процессах, экспертно-криминалистическая деятельность таможенных органов должна отвечать вызовам, посягающим на безопасность страны.

Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов должно включать в себя следующие основные направления:

- единый таможенный орган, контролирующий и координирующий экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохраны (Центр таможенной экспертизы);

- единая научно-методическая база для проведения экспертных исследований;

- единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях;

- единая система учета результатов экспертиз.

В работе отмечено, что необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой, в результате которой при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями.

Статус и значение государственной экспертизы, полученной в государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС России, не только уравнивается с доказательством, полученном в частной организации, основной деятельностью которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия недопустимо), но и ставится под сомнение. Суды мотивируют это зависимостью экспертов ЦЭКТУ от Федеральной таможенной службы. 

Автор отмечает, что для повышения эффективности экспертной деятельности таможенных органов также необходимо:

1. создать Центр таможенных экспертиз переподготовки и аттестации экспертов для таможенного дела, с привлечением специалистов Российской таможенной академии и ЦЭКТУ ФТС России;

2. создать единые базы данных, развивать оперативную электронную связь по экспертно-криминалистическому направлению, определить порядок взаимодействия таможенных органов и экспертных служб, разработать единые стандарты для экспертов, выполняющих экспертизы в таможенных целях.

Для решения возникающих перед должностными лицами таможенных органов проблем, по мнению автора, следует расширять практику обмена информацией и опытом, в том числе на совещаниях консультативных советов. Организовывать встречи работников таможенных экспертных служб с целью совершенствования системы контроля за исполнением своей деятельности Экспертно-криминалистических служб и управлений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...