Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Избрание двенадцати апостолов




Мф. 10, 1-4; Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16

 

События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам лю­бимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых привер­женцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению новозаветного учения о Царстве Небесном.

Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и светом миру и положить начало новозаветному человечеству.

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капер­науму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в мо­литве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делате­лей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос про­сил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спа­сительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.

С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Ан­дрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфо­ломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозван­ный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот... » (Мф. 10, 2-4).

Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел две­надцать духовных родоначальников, или патриархов.

Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Хрис­тос, но самых простых людей, все достоинство которых заключа­лось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияния­ми душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знани­ями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты преду­беждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учено­сти и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины ново­го Откровения.

Правда, и двенадцать избранных не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его са­мую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Чест­ные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли вос­принять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книж­никам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой при­слушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства.

Нагорная проповедь

Мф. 5, 1-7, 29; Лк. 6, 20-49

 

Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповедни-ческой деятельности Господа нашего Иисуса Хрис­та. До этого Он еще не делал такого подробного изложения ново­заветного учения, которое должно было прийти на смену ветхоза­ветному. Теперь же, с избранием преданных учеников и последо­вателей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного сре­ди народов, Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.

Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми на­родами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали пони­мать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.

Они ждали Его как могучего царя, который не только освобо­дит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он на­конец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с та­кими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.

Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам челове­ческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и прино­сит на землю законы Неба.

Царство Божие – это не новый общественный строй, а в пер­вую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди лю­дей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каж­дого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, ра­дость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот Божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, но­сить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, до­стигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она рас­крывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловечес­кого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре ко­торого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духов­ными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо ду­ховно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик. «Если... глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоя­щего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на зем­ле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о сво­их грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды; но сми­ренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь со­вершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближ­ним, будет созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушу­ющем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, не­смотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем ис­полнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, при­мет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло сози­дать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову.

«Вы соль земли, ¾ сказал Христос Своим ученикам, ¾ Осоляй­те мир Моим учением, предохраняя его от нравственной порчи. По­мните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон... Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей...

Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного!»

Заповеди блаженства были настолько необычны для слуша­телей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушаю­щими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духов­ная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить за­кон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближ­ним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они пре­вратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Ес­ли праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фа­рисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Исцеление слуги сотника

Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 1-10

 

Окончив проповедь, Господь от горы Блаженств направился в Капернаум. Как мы уже отмечали, город Капернаум был боль­шим торговым центром Галилеи, в котором стоял римский воен­ный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был благочестивым человеком, хорошо относился к евреям и даже по­строил им в городе синагогу. И вот у этого капернаумского сотни­ка заболел и лежал при смерти его любимый слуга. Услышав о Христе, сотник сначала послал к Спасителю иудейских старей­шин, потом своих друзей, а затем и сам пришел к Нему, прося Ии­суса исцелить его любимого слугу.

Господь согласился и направился в дом сотника. И вот здесь-то язычник проявил такую веру во Христа как истинного Мес­сию, какой не было даже в Израиле. Обращаясь к Христу, рим­ский офицер сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, го­ворю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слу­ге моему: сделай то и делает».

Смирение и сила веры язычника настолько поразили Христа, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры!»

Эта искренняя вера смиренного язычника мгновенно пере­несла мысли Иисуса Христа в будущее: Он видит толпы язычни­ков, идущих к Нему; видит, как Его слово, брошенное апостола­ми на языческую почву, взошло и разрослось в громадное дерево (Церковь), под которым укрылось множество народов, ¾ видит и народ иудейский, одиноко стоящий вдали и злобно взирающий на это дерево. Под влиянием таких мыслей Христос с грустью сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраа­мом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (ев­реи) извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скре­жет зубов». Затем, обращаясь к сотнику, Христос произнес: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе».

Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей радостную весть, что слуга его здоров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...