Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды прав человека. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».




Виды юридической техники

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника содержит:

§ правила построения и оформления правовых актов,

§ приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,

§ язык и стиль правового акта,

§ правила обнародования (промульгации) и систематизации таких

§ актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

§ правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,

§ способы и приемы толкования юридических норм и актов,

§ способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,

§ способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Условно юридическая техника разграничивается на:

§ технику изложения воли законодателя;

§ технику ее документального оформления.

23. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт действует в 3 сферах: 1.Во времени: с момента вступления нормативного акта в юр.силу до момента ее утраты. Момент вступления определяется: указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с момента принятия, подписания, регистрации, получения акта адресатом; по истечении десяти дней после опубликования; с появлением условий, на к-рые он был рассчитан. Нормативно-правовой акт прекращает действовать: по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением обстоятельств, на к-рые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юр.силы, содержание к-го противоречит старому акту. Обратная сила нормативно-правового акта – может ли распространяться действие нормативно-правового акта на прошедшее время, - закон не имеет обратной силы, но есть 2 исключения: - если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу; - если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или др.преступления или административные проступки.2.В пространстве:Действие нормативно-правового акта может распространяться как на всю территорию гос-ва, так и на территорию отдельных субъектов Федерации. В понятие «территория гос-ва» включаются: суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша); кабели и трубопроводы и различные сооружения; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны.3.По кругу лиц: 1)нормативно-правовой акт общего хар-ра, т.е. распространяется на всех граждан РФ; 2)нормативно-правовой акт специального хар-ра – распространяется на определенные категории граждан.

24. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, стадии, механизм.

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношенияпри помощи специальных юридических средств иметодов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Особенность - воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальныхправовыхсредств и методов. Поэтому воздействие на поведение людей через СМИ, путёмпропагандыилиагитации, в том численравственногоили правового воспитания и обучения (правовое воздействие) не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов. В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений: 1. отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения); 2. отношения по властному управлению(политические отношения); 3. отношения по обеспечениюправопорядка(обеспечивают функционирование первых двух групп). выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.); Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.Классификация: В зависимости от средств правового регулирования: Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая. Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств. Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его. Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий). Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений). В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование Государственное —Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств. В зависимости отстепени централизации Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве). В зависимости отсферы действия праваОбщее — распространяется абсолютно на всех субъектов. Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления. Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образованийЛокальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций. Стадии и механизм регулирования Первая стадия (правотворчество) — создаётсянорма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права иисточникиправа.Вторая стадия (юридический факт+правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступленияюридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являютсясубъективныеправаи юридические обязанности.Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительнойиправоохранительнойфункций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права.

 

25. Конституция – основной закон общества и государства.

· Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности. В известном смысле, общества в целом.

· Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни , главным источником национальной системы права. Гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.

· Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства. Механизм реализации власти.

· Конституция – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского (constitution) - устройство. Конституция - основа будущего текущего законодательства страны. Она определяет:

общественное и государственное устройство,

порядок, структуру и принципы формирования органов власти,

избирательную систему государства и

процедуры передачи властных полномочий,

основные права и обязанности граждан и т. д.

26. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение.

Систем-я законод-ва - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, требующим правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, приведение в определенную научно обоснованную систему. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систем-цией закон-тва. Систем-ция закон-ва необходима для дальнейшего развития закон-тва. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, противоречий в действующем законодательстве. Обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. В понятие систем-ции закон-тва включаются 4 формы правовой деятельности: 1)сбор гос-ми органами, предприятиями, фирмами и др. учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов); 2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства); 3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по 1 вопросу (консолидация законодательства); 4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в к-рые помещаются оправдавшие себя нормы прежних актов, новые нормативные предписания (кодификация законодательства). Виды систематизации: первичная, инкорпорация и кодификация.

 

27. Правовые отношения: понятие, признаки, структура. Виды правовых отношений.

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности; 3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера; 4) правовые отношения охраняются государством; 5) индивидуализированность субъектов правоотношений; 6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются: 1) по своему функциональному назначению; 2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права; 3) субъектному составу; 4) характеру выполнения юридических обязанностей; 5) составу их участников; 6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить: 1) государственно-правовые отношения; 2) гражданско-правовые отношения; 3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений; 2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят: 1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей; 2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения: 1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий; 2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний. По длительности можно выделить: 1) кратковременные правовые отношения; 2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей . По данному критерию различают правоотношения: 1) односторонние; 2) двусторонние; 3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

28. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность.

Субъекты правоотношения(участники правоотношения, обладающие субъективными правами и обязанностями): 1)индивиды (это всегда люди), но иногда рассматривались животные, предметы окружающего мира. Разновидности индивидов: граждане того гос-ва, в к-ром возникают правоотношения; иностранцы; лица без апатриды (гражданства) и бипатриды (лица в 2 гражданствами); 2)организации: гос-во (коллектив может выступать субъектом, реализуя свои властные полномочия); государственные органы; общественные объединения; юр.лица.Для того чтобы индивид мог стать субъектом правоотношения, он должен обладать правосубъектностью.Видыправосубъектности у индивидов:общаяправосубъектность – с 18 лет; социальная правосубъектность (для Президента РФ 35 лет).Виды правосубъектности у коллективов(выражаются в компетенции, т.е. в совокупности прав и обязанностей): -правоспособность–способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и обязанности. Правоспособность возникает в момент рождения и заканчивается в момент смерти; -дееспособность– способность субъекта правоотношения своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности. (дееспособность бывает: полная с 18 лет, частичная до 18 лет, ограниченная для лиц злоупотребляющих спиртным и наркотиками). В большинстве правоотношений дее- и правоспособность совпадают: -деликтоспособность –способность совершить сделку (этот термин применяется к граждан.правоотношениям; в уголовном паве – синоним – вменяемость). Недееспособные всегда неделиктоспобны. Неделиктоспособны, например, душевнобольные.

 

29. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, содержание, взаимосвязь.

Субъективное право и юр. обязанность являются содержанием правоотношения, анализируя эти элементы правоотношения, можно судить о его характере и цели. Субъективное право — право, принадлежащее субъекту правоотношения, лицу управомоченному. В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного — материальный, семейный, политический или иной. В этом для него ценность субъективного права. Субъективное право — это поведение возможное, т.е. его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания. Однако рамки возможного поведения, а следовательно, и рамки реализуемого интереса четко очерчены нормами объективного права. Юр. обязанность — необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Без соответствующей юр. обязанности субъективное право превращается в фикцию. Юр. обязанность — это необходимое, должное поведение. Если субъективным правом можно не воспользоваться, можно от него отказаться, то от юр.обязанности отказаться нельзя. Юр.обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными правовыми предписаниями, рамками, т.е. представляет собой меру. Требовать исполнения обязанности сверх этой меры — произвол, нарушение законности. Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что представляет интерес для субъектов правоотношений, иными словами, они предметны.

30. Правовой статус личности. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ: понятие и классификация.

Правовой статус- система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, гос-вом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус- это статус лица как гражданина гос-тва, члена общества.Определяется он, прежде всего Основным законом (Конституцией) гос-тваи не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статусотражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статуспредставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Т.о., рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

Понятие и виды прав человека. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».

Соотношение понятий«человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (чел-к может не обладать качествами личности, например, когда признан судом недееспособным).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина:

1. права и свободы граждан предоставляются им на основании гражданства конкретного гос-тва, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2. права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства гос-тва и гарантируются только по отношению к гражданам гос-тва.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, т.к. они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права- право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...