Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Можно выделить два уровня правосознания – обыденный и профессиональный.




Обыденное правосознание (правовая психология) характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в процессе которой выражаются субъективные отношения индивида, социальной группы, общества к действующему праву, представления о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости юридических норм, о сущности и принципах правовой организации общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с оценкой существующего правопорядка.

Групповое правосознание – правосознание отдельных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ. Взгляды и представления о праве и законности отдельных групп общества могут не совпадать.

Профессиональное правосознание юриста должно отвечать требованиям современной науки и практики, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное – умением их применять. Для профессионального правосознания характерны высокая степень осознанности и прочности правовых установок и ценностных ориентацией, стремление к реализации в жизни достижений юридической мысли и культуры, принципов и ценностей права.

Теоретическое правосознание (правовая идеология) – это система правовых теорий, систематизированные научные идеи и взгляды, совокупность интеллектуальных установок и парадигм, которые отражают теоретическое (научное) осмысление правовой реальности, осознанное проникновение в сущность правовых явлений и влекут готовность к определенному правовому поведению в результате оценки правовых явлений.

Современная правовая идеология основывается на системе теорий, идей и принципов – теории социального правового государства, принципе разделения властей, теории народного суверенитета, признании приоритета общечеловеческих ценностей, принципе верховенства права, преимуществе общепризнанных норм международного права над нормами национального права, высокой роли суда как антипода бюрократического управления и др.

Элементы правосознания:- познавательный (информационный) – предполагает информированность о содержании нормативных актов;

- оценочно-волевой (эмоциональный) – предполагает оценочное отношение к законодательству, соотношение юридических норм со своими взглядами на право и выражается в одобрении или критике нормативных предписаний;

- регулятивный (установочный) – связан с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную сторону, предполагая согласование поведения человека с действующей в обществе системой правовых предписаний, с запретами и дозволениями.

Право влияет на правосознание, так как является важнейшим источником его формирования, преобразования и развития.

 

47. Правовая культура и ее значение в жизни общества. Виды правовой культуры.

Правовая культура — это общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих уровней:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;      

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

1) знание, почитание права и законодательства;

2) соблюдение законности;

3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;

4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;

5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции:

1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

4)правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;

5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации правовых отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах

 - теоретической (идеологической)

- практической.

В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполнее искренне), что есть более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правовой элиты в конечном счете в преступную критику (вот почему становится закономерной и легкой опора гос. органов и должностных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении гос. политики на уголовные элементы).

 

48. Правовой нигилизм: понятие, источники, причины и пути его преодоления.

скептическое, негативное, отрицательное отношение к праву, это означает скептическое отношение к ценности права для общества в целом.

В чем состоит ценность права? Право ценно для личности тем, что оно противоречит произволу. Ценность права для общества - оно обеспечивает урегулированность взаимоотношений между людьми в условиях социально дифференцированного общества, => способствует укреплению и развитию права и обмена материальных прав, =>обеспечивает поступательное развитие всего общества.

Правовой нигилизм получил распространение в нашей стране, т.к.:

1. полит причина: правовой нигилизм обычно возникает и сохраняется в условиях недемократических политических режимов;

2. идеологическая причина;

3. организационная: предусматривается в отсутствие действующего механизма борьбы с правонарушениями.

4. низкий уровень правовой культуры и правового сознания.

Формы проявления:

1. Издание заведомо неконституционных юридических норм. Субъект правотворчества умышленно отступает от норм конституции, => эти нормы противоречат принципам права.

2. Умышленное нарушение юридических норм в процессе их реализации.

3. «Разнузданная», систематическаяя, антиправовая пропаганда в СМИ.

Правовой идеализм- это необоснованное преувеличение возможностей права, приписывание праву способности мгновенно решить любые сложные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности люди.

Разочарование в праве идеалистов, превращает их в нигилистов.

Формы правового идеализма:

1. Необоснованное забегания правотворчества вперед.

Чрезмерное опережение принимаемых юридических норм существующих общественных отношений => они не действуют(например, з-н РСФСР «О собственности в РСФСР» 1990, предусмотрел возмещение государством вреда собственнику, если этот вред причинен преступником—но это не делалось).

2. Отсутствие реального механизма реализации юридических норм. Когда субъект правотворчества принимает юридическую меру общего характера и не затрудняет себя поинтересоваться действиями иных правовых актов и соответствия материальным ресурсам. (пример - конституционная норма об альтернативной службе, но она не конкретезирована и её никто не исполняет, а судебная практика противоречива - иногда поддерживает военнообязанного, а иногда государство).

3. Недоучет субъектом правотворчества реальных условий, в которых функционируют принимаемые политические нормы (построение гражданского общества, расгосударствление собственности => массовая криминализация экономики).

 

49. Понятие и признаки государства. Современный подход к понятию государства.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства.

Государство –это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов в пределах определённой территории.

Признаки Государства:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса;

- общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал

Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов. Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

 

50. Типология государства.

Типологи государства– специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства– совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представитель данной типологии Тойнби. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Цивилизационный подход обосновывает теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны.

Иные подходы к типологии государства: По отношению к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство. Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений.

религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах; религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством. В зависимости от уровня экономического развития:развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима: демократические государства, авторитарные государства, тоталитарные государства. В зависимости от формы правления государства:Монархия, то есть власть одного лица; Республика: Олигархия, то есть власть немногих лиц; Полиархия, то есть власть большинства; В зависимости от господствующей идеологии государства:идеологизированные; деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.


 

51. Государственная власть: ее свойства и формы осуществления.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную означает выделение из совокупности единых государственных полномочий составляющих ее частей. Они осуществляются различными государственными органами, со строго определенным набором прав, обязанностей и ответственности. Возможно их перераспределение между органами, но неизменной остается общая совокупность способов регулирующего воздействия на общественные отношения. Перераспределение власти (полномочий) может происходить в результате изменения формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима, но суть остается прежней: это перераспределение связано не с изменением системы органов, а с тем, что одни и те же властные полномочия могут осуществляться разными органами. Структура управления может меняться, а содержание власти всегда остается неизменным - это набор необходимых властных полномочий, позволяющих государству существовать как государство.

Государственная власть осуществляется государственными органами в форме разделения властей. Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Классифицируются методы на административные и экономические.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

Также существует классификация методов по способу воздействия: убеждение, поощрение и принуждение.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Поощрения (стимулы) — это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Принуждение – выполнение каких-либо действий (бездействие) вопреки своей воле или под страхом ответственности со стороны государства за неправомерные действия (бездействие).

52. Суверенитет государства: понятие, признаки, значение.

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы;

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) инациональным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета.Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

 

 

53. Политическая система общества: понятие, структура, виды.

Политическая Система - это совокупность институтов и отношений,в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. Структуру политической системы со­ставляют ее элементы и связи между ними- это государство; политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; поли­тические отношения между элемента­ми системы; политическое сознание (идеологическая,психологическая об­становка в обществе):, традиции поли­тической жизни, политические нормы; политическая деятельность; правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы. Ос­новным фактором, влияющим на об­разование политической системы, яв­ляется государственная власть. В зави­симости от методов осуществления власти (политического режима-это методы осущ-я гос.власти) выде­ляются следующие политические сис­темы: демократические (либерanьно­демократические);недемократические(тоталитарные); смешанные. Право.как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязана с ней.Политическая система общества-совокупность взаимосвязанных государственных, обще­ственных и иных организаций, через которые граждане участвуют в поли­тической жизни и осуществляют поли­тическую власть, также политическо­го сознания, социальных норм, обще­ственных отношений, которые влияют на политическую действительность.

Государство как основной элемент политической системы.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем.деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

Политическая система –это совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Назначение политической системы - управление делами общества посредством политической власти.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

1. Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти.

2. К собственно политическим организациям относятся также политические партии.

Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы.

Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы.

Влияние осуществляется в следующих основных формах:

1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов;

2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

3. Политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

4. В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов.

К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

5. Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы.

Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства.

В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы.

Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

6. Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ).

СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке принятия политических решений, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика.

Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества.

В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов деятельности основных структурных элементов политической системы.

Виды политических систем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...