Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы отраслевого обоснования




Размещения производства

При размещении отраслей важно обосновать, какие из них выгодно развивать на той или иной территории, в том или ином регионе.

Для обоснования размещения отраслей разрабатывается система технико-экономических показателей, учитывается влияние преобладающих факторов, так как различные отрасли находятся под преимущественным воздействием отдельных из них.

Соотношение технико-экономических показателей (удельный расход основных видов сырья, топлива, энергии, воды, капиталов, трудовых затрат, выход продукции, ее транспортабельность, экологичность, выход отходов и т.д.) позволяет выбрать оптимальный вариант. С формированием рыночных отношений важным регулятором развития и размещения становится платежеспособный спрос.

В условиях плановой экономики в качестве критерия рационального (экономически эффективного) размещения
использовался минимум затрат на производство и транспортировку продукции, иными словами, – наименьшая себестоимость продукции.

Сравнительная эффективность различных вариантов размещения устанавливается на основе расчета приведенных затрат. Приведенные затраты отражают величину полных затрат (текущих и единовременных) на производство продукции и рассчитываются по формуле:

П = С + КЕ,

где П – приведенные затраты на единицу продукции;

С – себестоимость единицы продукции (сумма всех текущих затрат);

К – капиталовложения (стоимость основных фондов);

Е – нормативный коэффициент эффективности, показывающий долю капитальных вложений, расходуемых в течение года.

Теоретически оптимальным вариантом размещения будет вариант с наименьшими приведенными затратами.

Критерий минимума затрат использовался в теории размещения А. Вебером. В более поздних работах (А. Леш, У. Изард) в качестве критерия эффективности размещения выступал уже максимум прибыли (рентабельности), который можно рассчитать по формуле:

Р = (Ц - С) / Ф,

где   Р – рентабельность работы предприятия;

Ц – цена единицы продукции;

С – себестоимость;

Ф – сумма основных производственных фондов и оборотных средств.

Очевидно, что в условиях переходного периода к рыночным отношениям целесообразно использовать в качестве рационального размещения производства оба критерия – себестоимость и прибыльность.

Кроме этих методов при выборе вариантов размещения используются математические методы линейного программирования, которые позволяют получить оптимальное решение, то есть такое, которое дает максимум искомого результата.

Для определения отраслей специализации возможно использование индекса специализации:

Су = Уо / Ур,

где   Су – индекс специализации;

Уо – удельный вес района в стране по данной отрасли;

Ур – удельный вес района в стране по всей промышленности.

Используют также ряд других индексов: коэффициенты локализации, душевого производства, межрайонной товарности:

где  Кл – коэффициент локализации;

       Ор – отрасль района;

       Ос – отрасль страны;

       Пр – промышленность района;

       Пс – промышленность страны.

       Если полученные индексы больше или равны единице, то данные отрасли можно считать отраслями специализации. Расчет индексов ведется по валовой продукции, величине основных фондов и др.

 

 


Топливно-энергетический комплекс

 

Промышленность как ведущая отрасль экономики страны выделяется наибольшим потенциалом. В промышленности сосредоточено 24% основных производственных фондов страны, занято 22% работающего населения, производится 90% стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства. В этой отрасли создается большая часть ВВП страны.

Структура промышленности России в настоящее время (2005 г.) несколько изменилась и представлена следующим образом. На долю топливно-энергетического комплекса приходится 32%, металлургии – 19%, машиностроения и ме­таллообработки – 19%, на химическую и нефтехимическую – 6% лесную и деревообрабатывающую – 4%, пищевую  – 13%, легкую – 1%, другие отрасли – 6%. Как видно, в структуре промышленности, важное значение в настоящее время имеет топливно-энергетический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энер­гии, их транспортировки, распределения и использования.

В состав топливно-энергетического комплекса входят топливная промышленность (добыча и переработка всех видов топлива и производство тепла) и электроэнергетика (производство электроэнергии и ее транспортировка). Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) всегда играл и будет играть огромную роль в экономическом развитии страны. На стадии выхода из экономического кризиса он должен ко всему прочему сыграть роль «локомотива», так как из всех от­раслей в меньшей мере был подвержен кризисным явлениям. ТЭК, особенно газовая и нефтяная промышленность, дает значительную часть финансовых, в том числе и валютных по­ступлений страны, что также должно способствовать подъему как этих, так и других отраслей.

 

 

Нефтяная и нефтеперерабатывающая

Промышленность

В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает первое место в мире. В 2005 г. было добыто 470 млн. т нефти (вместе с газовым конденсатом).                      По уровню добычи мы превзошли Саудовскую Аравию.

       Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 64 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

       К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 место­рождений, расположенных во многих регионах страны: от Ка­лининградской области на западе до острова Сахалин на восто­ке, от острова Колгуев в Баренцевом море на севере до предго­рий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Западная Сибирь, где сосредоточено более 70% российской нефти текущих запасов и добывается 74% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 20% нефти. Третья нефтяная база – Тимано-Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь                                                     6% нефти в Российской Федерации. Тимано-Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западно-сибирскими. По оценке специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Далее следуют Северо-Кавказская, Сахалинская провинции. Промышленная разработка месторождения Кравцевское начата на шельфе Балтийского моря, Верхнечонского месторождения – в  Восточной Сибири, Чайво и других –  на шельфе Сахалина.

Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запа­сов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80%  на Север­ном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наи­более крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспе­чивающих основную часть добычи нефти в России. В связи с этим одна из важнейших проблем – сохранение высокой произ­водительности старых районов.

Произошли изменения в структуре добычи нефти по спо­собам эксплуатации месторождений. В 1965 г. почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым фонтанным способом. Теперь его доля заметно сократилась, и резко возросло значение насосного способа, с помощью которого было добыто свыше                                             2/3 всей нефти.

Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения более сложных и дорогостоящих технических средств и технологиче­ских процессов, а также новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.

В состав нефтяной промышленности входит и нефтепе­реработка. Добытая из недр земли нефть содержит большое ко­личество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить. Поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть по­ступает на нефтеперерабатывающие заводы.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются по- требителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей про­мышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки неф­ти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

– транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

– для транспортировки нефти могут быть широко ис­пользованы трубопроводы, которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;

– хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефте­продуктов;                             

– потребитель получает возможность одновременно ис­пользовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсемест­ный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трас­сах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэто­му удельный вес районов добычи нефти в ее переработке сокращается, хотя в них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расшире­ние. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов.

Перспективы развития нефтяной промышленности Рос­сии на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными нераз­веданными ресурсами нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структу­ры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствуют об их неидентичности разведанным запасам. Ожидается, что от­крытие новых крупных месторождений возможно, главным об­разом, в регионах с низкой разведанностью – на шельфах север­ных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще несколь­ких тысяч нефтяных месторождений.

Чтобы избежать негативных последствий с приростом запасов топливных ресурсов, в том числе и нефти, необходимы значительные вложения в геологоразведку. По мнению министра природных ресурсов, Россия должна тратить в год минимум 4 млрд. долларов на эти цели вместо 900 млн., выделяемых в настоящее время.

 

 

Газовая промышленность

Как отмечалось выше, Россия занимает первое место в мире по запасам газа. Они оцениваются в 48 трлн. м3 (37% мировых запасов). В 2005 г. в стране было добыто 638 млрд. м3 газа. Россия занимает первое место в мире как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения.

Газовая промышленность отличается большой территориальной концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Несмотря на значительное количество месторождений, большинство из них или мелкие, или крупные в прошлом, но уже
выработанные.

Подавляющая часть (85%) газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе. Основными месторождениями этого регио­на являются Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное. Дальнейшее развитие газовой промышленности связано с освоением месторождений полуострова Ямал (Бованенковского, Харасавейского, Арктического и др.). Природные условия Ямала более суровые, требования по сохранению природной среды тундры ужесточаются. Все это осложняет и снижает эффектив­ность газодобычи в связи с огромными капиталовложениями.

Из других 16 газодобывающих регионов страны следует отметить Ханты-Мансийский АО, производящий 4% газа страны (основные месторождения Варьеганское, Самотлорское и др.). Оренбургскую область, Республику Коми, Астраханскую, Саратовскую и Томскую области, Северный Кавказ, Якутию, Сахалин, Ненецкий АО.

Основные газопроводы идут из указанных районов в центральные районы, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Газопроводы закольцованы, и в России создана единая система газоснабжения, которая соединена с газопроводами Туркмении, Узбекистана, Казахстана. Единая система газоснабжения включает месторождения, сеть магистральных газопроводов, компрессорных установок, газораспределительных станций, газохранилищ. Протяженность магистральных газопроводов составляет 160 тыс. км.

В эксплуатации находятся около 700 компрессорных цехов, в которых установлено более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов. Газовые хранилища расположены в районах крупного потребления газа, в истощенных месторождениях нефти и газа.

       Крупнейшей газовой компанией мира выступает РАО «Газпром». Этой хозяйственной единице принадлежит подавляющая часть запасов, добычи, переработки и транспортировки газа.

       Кроме российского газа Газпром контролирует газовые отрасли Узбекистана, Туркменистана, достигнуто соглашение с Казахстаном о совместной разработке, переработке и транспортировке газа Карачаганского месторождения. Подписано межправительственное соглашение с Ираном об участии Газпрома в освоении газоконденсатного месторождения Южный Парс в Персидском заливе.

       В России созданы крупные газоперерабатывающие центры в Астраханской, Оренбургской областях, на базе соответствующих газоконденсатных месторождений, в Поволжье (Альметьевск, Шкапово), в Западной Сибири (Сургут, Нижневартовск), в Республике Коми. В настоящее время сооружается мощный газоперерабатывающий комплекс на о. Сахалин.

       Развитие газовой промышленности связано с расширением его использования в качестве моторного топлива в автомобилях, в авиационно-ракетной технике, на железнодорожном транспорте.

 

 


Угольная промышленность

В настоящее время доля угля в структуре первичных энергоресурсов составляет лишь 13%. Снижение доли угля в топливно-энергетическом балансе связано как с использованием более прогрессивных видов топлива, так и с сокращением его добычи. Добыча угля составила в 2005 г. 298 млн. т.

Угольная промышленность по сравнению с газовой и нефтяной более рассредоточена. Во многих районах эксплуатируются небольшие месторождения для местных нужд. Из 30 угледобывающих регионов Российской Федерации наибольшее значение имеют несколько. Роль того или иного угольного бассейна зависит от количества и качества угля, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, транспортно-географического положения, экономической целесообразности освоения и др. По совокупности этих условий общероссийское значение имеют следующие бассейны: Кузнецкий, Донецкий, Печорский, Канско-Ачинский, Иркутский, Юж­но-Якутский.

Кузбасс производит более 40% угля. Уголь отличается высоким качеством. Добыча ведется шахтным и открытым способом. Основная часть угля Кузбасса идет в Сибирь, на Урал, в Поволжье.

Российская (восточная) часть Донбасса составляет небольшую часть всего Донецкого бассейна. Уголь Донбасса высокого качества, но дорогой вследствие технико-экономических особенностей залегания и добычи.

Уголь Печорского бассейна поступает на Череповецкий металлургический комбинат, в северные, северо-западные и центральные регионы России. Себестоимость добычи угля высокая вследствие экстремальных природных условий бассейна.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн располагает крупными запасами бурого угля, который расположен близко к поверхности. Добыча ведется открытым способом. Так как угли низкого качества (многозольные, многосернистые), основное его использование в качестве топлива на местных теп­ловых электростанциях.

Один из молодых перспективных бассейнов – Южно-Якутский. Он отличается высоким качеством угля. Добыча ведется открытым способом на Нерюнгринском разрезе. Значительная часть угля бассейна экспортируется.

Остальные бассейны и месторождения имеют местное значение. Наиболее крупные по запасам – Тунгусский, Ленский и Таймырский – практически не разрабатываются.

Угольная промышленность России из всего топливно-энергетического комплекса более всего испытала кризисные
явления. Это связано с тем, что в старых бассейнах большинство шахт построено в довоенные и военные годы, технически
устарели.

Структурная перестройка отрасли дала определенные положительные результаты. Начиная с 1998 г. прекратилось падение объемов добычи угля. На наиболее перспективных и стабильно работающих шахтах добыча увеличилась. Эти шахты обеспечивают почти 69% всей подземной добычи. Увеличивается объем добычи угля открытым способом. Наибольшие объемы добычи открытым способом обеспечиваются в Кузбассе, Красноярском крае, Иркутской и Читинской областях на мощных высокорентабельных разрезах. На этих разрезах самая низкая себестоимость 1 т угля. Она составляет от 35 до 100 рублей.

Основным потребителем угля на рынке остаются предприятия металлургического комплекса, тепловая электроэнергетика. Становление рынка угля в России шло весьма сложно. Многочисленные посредники между производителями и потребителями создавали в свое время не мало проблем для отросли. Особенно это относилось к важнейшим бассейнам – Кузбассу и Печерскому. В настоящее время можно считать, что рынок угля сформировался. На нем действует ряд компаний, среди которых выделяется масштабами «Сибирская угольная энергетическая компания», «Росуголь» и др. В целом в угольной промышленности добычу и реализацию угля осуществляют 14 частных и одна («Интауголь») государственная компания.



Электроэнергетика

Электроэнергетика объединяет все процессы производства, передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Она обеспечивает развитие научно-технического прогресса, играет исключительную роль в развитии производства и обеспечении жизнедеятельности населения, влияет на территориальную организацию народного хозяйства. Специфика электроэнергетики состоит в том, что ее продукция (электрическая энергия) не может накапливаться для последующего использования.

Российская электроэнергетика обладает значительным потенциалом. В ее составе насчитывается более 600 тепловых, 100 гидравлических, 11 атомных электростанций суммарной мощностью более 215 млн. кВт. На долю электроэнергетики приходится 26% основных фондов всей промышленности, она производит 11% промышленной продукции. По сравнению с другими отраслями в электроэнергетике наблюдается сравнительно повышенный коэффициент обновления основных производственных фондов и меньшая степень их износа.

Россия занимает четвертое место в мире по производству электроэнергии, уступая США, Китаю, Японии. В 2005 г. было произведено 952 млрд. кВт/ч электроэнергии. По душевому производству Россия пока отстает от развитых стран. Электроэнергетика наряду с газовой промышленностью сохраняет стабиль­ность развития.

Территориально топливно-энергетические ресурсы не совпадают с потреблением электроэнергии. Более 3/4 всей электроэнергии потребляется в европейской части страны, а основная часть топливно-энергетических ресурсов приходится на восточные районы. Вследствие этого топливно-энергетические и потребительские факторы неодинаково влияют на размещение электростанций разных типов. Основными типами электростанций являются тепловые, гидравлические, атомные. В структуре электростанций большая роль принадлежит тепловым станциям. В условиях плановой экономики был взят курс на строительство крупных тепловых электростанций, сроки строительства которых и затраты на строительство были меньшими по сравнению с ГЭС. Исходя из этих принципов, были построены крупные тепловые станции как в районах производства топлива (Березовская, Назаровская, две Сургутские, Ириклинская), так и в районах потребления большого количества электроэнергии (Конаковская, Костромская, Рефтинская, Заинская, Троицкая и другие мощностью от 3,6 до 6 млн. кВт). В настоящее время 66% электроэнергии России вырабатывается на тепловых электростанциях, 18% на ГЭС и 16% на АЭС.

Гидравлические электростанции (ГЭС) отличаются дли­тельными сроками и высокой стоимостью строительства, но они не нуждаются в топливе, просты в эксплуатации, не требуют больших затрат труда и экологически чистые. Строительство ГЭС целесообразно на реках с большой потенциальной энергией. В России построены каскады ГЭС и отдельные ГЭС.

Наиболее крупные ГЭС входят в Ангаро-Енисейский каскад. Среди них Саянская (6,4 млн. кВт), Красноярская (6 млн. кВт), Братская (4,5 млн. кВт), Усть-Илимская (4,3 млн. кВт). ГЭС меньшей мощности построены на Волге и образуют Волго-Камский каскад ГЭС. Это Волжская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Нижнекамская, Нижегородская, Воткинская, Камская ГЭС. ГЭС построены на реках Дальнего Востока: Вилюйская, Колымская, Зейская. В 2003 г. вступила в строй
Бурейская ГЭС.

       Многочисленные ГЭС меньшей мощности построены в Мурманской области, в Карелии, на Северном Кавказе.

Атомные электростанции размещаются в районах, бед­ных топливными ресурсами. Практически они могут размещаться в любых районах. Атомная энергетика берет свое начало с России, когда в 1954 г. была построена первая экспериментальная Обнинская (Калужская область) станция небольшой мощности.

Атомная энергетика предъявляет строгие требования к строительству, оборудованию, эксплуатации, так как беспечное отношение ведет к непоправимой беде (Чернобыльская авария наглядный тому пример).

Почти все атомные электростанции расположены в евро­пейской части. Наиболее крупные из них – Курская, Ленинград­ская, Балаковская (по 4 млн. кВт); Смоленская, Тверская, Нововоронежская, Кольская, Белоярская, Билибинская, Дмитровградская, Ростовская имеют меньшую мощность.

       После аварии на Чернобыльской АЭС строительство атомных станций на некоторое время было приостановлено. Повышение надежности, новые технологии позволят в больших масштабах использовать ядерную энергию в ближайшем будущем.

       Еще в СССР в качестве экспериментальных были
построены Кислогубская (Кольский п-ов) приливная и Паужетская, а в 2000 г. – Мутновская (Камчатка) геотермальные и  
Мезеньская ПЭС.

Большая часть электростанций страны объединена в Единую энергетическую систему России. Объединенная энергосистема позволяет бесперебойно снабжать энергией потребителей, перебрасывать электроэнергию в «пиковые» часы нагрузок из одних районов в другие.

Единая энергетическая система (ЕЭС) России – сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенный общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления. Основные сети ЕЭС объединяют в параллельную работу 65 региональных энергосистем от западной границы до Забайкалья. На юге Дальнего Востока создана Дальневосточная энергосистема. Общая протяженность линий электропередачи составила 1 млн. км. Единая энергосистема России связана с электростанциями стран СНГ, Восточной Европы, некоторыми странами Западной Европы и Азии.

Транспортировка электроэнергии обходится во много раз дешевле, чем перевозки топливных ресурсов, и при этом происходит мгновенно.

Топливно-энергетический комплекс имеет большое экспортное значение. Удовлетворяя внутренние потребности страны, он значительную часть продукции поставляет на внешние рынки. Так, в 2005 г. Россия экспортировала 214 млн. т сырой нефти и 93 млн. т нефтепродуктов, 160 млрд. м3 газа, 72 млн. т угля и кокса, 20 млрд. кВт/ч электроэнергии. Доля энергоносителей в структуре российского экспорта составляет около 40%. Основная часть энергоносителей вывозится в страны Западной Европы, страны СНГ, с некоторыми из которых созданы совместные предприятия и осуществляются проекты, в другие регионы мира.

Современное состояние топливно-энергетического комплекса России требует решения ряда проблем. Во-первых, необходима замена значительной части основ­ных производственных фондов, которая устарела. Целесообразно продолжение освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции с тем, чтобы создать здесь нефтегазодобывающий комплекс с годовой добычей 60-100 млн. т нефти и 20-50 млрд. м3 газа и мощную нефтегазоперерабатывающую промышленность.

Наряду с увеличением добычи невозобновляемых ресурсов большой упор необходимо сделать на совершенствование технологий производства электроэнергии, на использование возобновляемых источников энергии (солнечного из­лучения, ветра, тепла Земли, энергии приливов). В мире сейчас 1/7 электроэнергии получается за счет этих источников энергии. Необходимо проведение энергосберегающей политики в стране.

Не менее важной остается задача реформирования естественных монополий и формирования полноценного рынка энергоносителей.

 

 




Металлургический комплекс

  

Металлургический комплекс включает добычу и обогащение металлоруд, производство металлов. Он выпускает основную часть конструкционных материалов. Комплекс выполняет важную районообразующую функцию.

На металлургический комплекс в настоящее время приходится 9% основных промышленных производственных фондов, 19% производства промышленной продукции.

 К началу экономических реформ в металлургическом комплексе накопились серьезные проблемы. Выпуск металлопродукции и по объему, и по структуре не соответствовал требованиям народного хозяйства, что приводило к вынужденному импорту (труб, листового проката), значительным отходам, утяжелению изделий в металлопотребляющих отраслях. Относительно низкий технический уровень металлургического комплекса явился одной из основных причин высокой металлоемкости и низкой конкурентоспособности значительной части продукции машиностроения как основного потребителя металлов.

В металлургии была высока доля горнорудного и доменного производства. Большую часть стали получали в мартеновских печах, была низка доля внепечного способа (конвертерное, электроплавильное) производства металла, непрерывного литья, станов непрерывного проката.

За годы реформ не удалось решить в полной мере экономические и технологические проблемы комплекса. И сегодня только половина металла выплавляется на основе прогрессивных технологий – кислородно-конвертерной и электроплавильной. Вместе с тем все больше используется такая прогрессивная технология, как порошковая металлургия.

Производственные фонды комплекса обновляются медленно, а степень их износа – 50%, коэффициенты обновления основных фондов составляют 1,2 в черной и 1,4 в цветной металлургии.

 

 

Черная металлургия

Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

К черным металлам относят железо, марганец, хром. Все остальные – цветные.

Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (1/3 производимого металла идет в машиностроение), 1/4 металла идет в строительство. Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

После кризиса 1998 года черная металлургия, несмотря на наличие нерентабельных предприятий, наращивает объемы производства. В 2005 г. было произведено железной руды 94,5 млн. т, выплавлено чугуна – 48,4 млн. т, стали – 66,2 млн. т, проката – 54,6 млн. т.

Доля черной металлургии в структуре промышленности составляет 12%.

Железорудные запасы в стране четко разделены по географическому принципу: сырье сосредоточено преимущественно в европейской части страны. На Курскую магнитную аномалию (Белгородская и Курская области) приходится 58% российских запасов руды, на Северо-Западный регион (Карелия, Мурманская область) – 8%, Урал – 15%, Сибирь – 12%. Дальний Восток располагает 7% от общего объема российских запасов.

Добыча руды, подготовка металлургического сырья (концентрат, окатыши, брикеты) осуществляется рядом крупных предприятий: горно-обогатительными комбинатами, карьерами, шахтами, агломерационными фабриками. Среди них выделяются Лебединский, Стойленский (Белгородская область), Михайловский (Курская область), Костомукшский (Карелия), Качканарский (Свердловская область), Коршуновский (Иркутская область), ГОКи и другие предприятия. Указанные горно-обогатительные комбинаты являются основными производителями металлургического сырья. Причем в Центральном Черноземье Стойленский, Михайловский, Лебединский ГОКи, а также ОАО «КМАруда» производят более половины руды. Горно-металлургическая промышленность Белгородской области в настоящее время выдает около половины товарной железной руды, производимой в стране. Разрабатывают железорудное сырье предприятия, каждое из которых является уникальным по различным параметрам. ЛГОК – крупнейший в мире железорудный комбинат, добывающий руду открытым способом.

Металлургический передел (производство металлов из сырья) осуществляется на различных предприятиях.

В составе черной металлургии выделяются предприятия полного цикла (производство чугуна, стали, проката), заводы, производящие сталь и прокат, чугун и сталь, только прокат (передельная металлургия), производство ферросплавов (сплавов железа с хромом, марганцем и др.), производство стали и проката на машиностроительных заводах (малая металлургия).

Заводы полного цикла (металлургические комбинаты) в основном в размещении ориентируются на сырье и топливо, в меньшей мере на районы потребления черных металлов. В России заводы полного цикла производят свыше 2/3 стали, значительную часть чугуна.

Передельная металлургия ориентируется в основном на источники вторичного сырья (лом), на районы потребления (машиностроение). Производство стали территориально более рассредоточено, чем производство чугуна. Практически в
каждом экономическом районе имеются заводы передельной металлургии.

Производство ферросплавов и электростали тяготеет к районам более дешевой электроэнергии и к сырью.

В России выделяют три металлургические базы, в составе которых имеются предприятия различных типов.

Уральская металлургическая база в настоящее время использует значительное количество руды КМА, Казахстана (Соколовско-Сарбайское, Лисаковское месторождения) в связи с тем, что богатые и легко доступные руды Урала в значительной степени исчерпаны. Укрепление сырьевой базы связано с освоением Качканарского и Бакальского месторождений. Коксующийся уголь поступает из Кузбасса и Карагандинского бассейна (Казахстан).

Предприятия Уральской базы производили почти половину чугуна, 40-45% стали, почти половину проката России, значительную часть труб, природно-легированных металлов.

Наиболее крупными предприятиями Уральской базы являются Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты. Кроме этих предприятий на Урале насчитывается большое количество предприятий передельной и малой металлургии, предприятий, производящих ферросплавы (Чусовой, Челябинск, Серов).

Центральная металлургическая база по сравнению с Уральской, более рассредоточена. Здесь добывается свыше                         60% железной руды (КМА и месторождения Карелии и Мурманской области).

Коксующийся уголь получают из Печорского бассейна, Донбасса, Кузбасса. Крупными центрами черной металлургии являются Липецк, Тула, Череповец, Старый Оскол. Череповецкий комбинат работает на рудах Карелии и Мурманской области и угле Печорского бассейна. Размещение предприятия между месторождениями угля и железной руды связано с обеспечением металлом Санкт-Петербурга.

Передельная металлургия представлена заводами в Орле, Нижнем Новгороде, Выксе (Нижегородская область). Производство электростали осуществляется в Старом Осколе (Белгородская область).

Сибирская металлургическая база (вместе с Дальним Востоком) находится в процессе формирования. Она представлена двумя металлургическими предприятиями полного цикла – Кузнецким комбинатом и Западно-Сибирским заводом (г. Новокузнецк), несколькими передельными заводами (Новосибирск, Петровск-Забайкальский, Красноярск, Гурьевск, Комсомольск-на-Амуре).

Сырьевой базой служат руды Алтая, Хакасии, Ангаро-Илимского бассейна, уголь Кузбасса.

Черная металлургия обладает большим комплексообразующим значением, так как может объединиться технологическими связями с другими отраслями хозяйства (химической промышленностью, промышленностью строительных материалов, машиностроением).

 

 


Цветная металлургия

 

 

В состав цветной металлургии, производящей конструкционные материалы, входит производство тяжелых металлов (медь, цинк, свинец, никель, кобальт), легких (алюминий, магний, титан), легирующих (вольфрам, молибден, ванадий), благородных (серебро, золото, платина), редких и рассеянных (селен, цирконий, германий и др.). По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение сырья, металлургический передел (выплавку) и обработку цветных металлов.

Исторически цветная металлургия возникла в России на Урале, обладавшем богатыми и разнообразными месторождениями, которые в настоящее время в значительной мере выработаны.

Добыча, обогащение, производство черновой меди приурочены к месторождениям медной руды в связи с низким содержанием в ней металла. Медные руды с содержанием меди в 5% считаются богатыми. Основные медеплавильные предприятия (Кировоградский, Среднеуральский, Ревдинский, Гайский заводы) сосредоточены на Урале, в Красноярском крае (г. Норильск).

Рафинирование (очистка) меди размещено как в районах размещения черновой меди, так и в районах потребления. Основные центры: Верхняя Пышма, Кыштым (Урал), Москва, Санкт-Петербург.

Свинцово-цинковая промышленность приурочена в большинстве случаев к районам распространения полиметаллических руд, но вследствие того, что в концентратах высокий удельный вес полезных компонентов, добыча и обогащение часто оторваны от металлургического передела.

Основными сырьевыми районами являются Урал, Западная Сибирь (Салаир), Северная Осетия (Садон). Заводы по производству цинка размещены в Белово, Челябинске, Владикавказе, Норильске, Дальнегорске.

Производство никеля сосредоточено на Кольском полуострове (Мончегорск, Никель), в Норильске, на Урале (Орск).

Добыча оловянной руды ведется на Дальнем Востоке (Хрустальное, Солнечное, Эсе-Хайя), в Читинской области (Оловянная). Выплавка осуществляется в Новосибирске, на Урале.

Металлургия – одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов (алюминий, магний, титан, кремний и т.д.), без которых сегодня немыслим научно-технический прогресс в освоении космоса, авиа-, автомобиле- и судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, в строительстве, в быту. Ключевую роль в металлургии легких металлов занимает алюминиевая отрасль.

Алюминиевая промышленность наиболее крупная в цветной металлургии. В качестве сырья используются бокситы, нефелины, алуниты. Производство алюминия распадается на две стадии: получение из сырья глинозема, при этом расходуется большое количество сырья и материалов, и получение из глинозема металлического алюминия. Вследствие того, что первая стадия материалоемка, а вторая – энергоемка, размещение предприятий часто территориально разорвано.

Заводы по производству глинозема и металлического алюминия находятся на Северо-Западе (Бокситогорск, Волхов), на Урале (Каменск-Уральский, Краснотурьинск), в Красноярском крае (Ачинск).

Заводы по производству металлического алюминия размещены в Красноярске, Братске, Саяногорске, Шелхове, Новокузнецке, Волхове, Надвоицах, Кандалакше, Волгограде.

Титаномагниевая промышленность энергоемка и размещается совместно на титаномагниевых комбинатах. Основной центр – Березники (Урал).

Россия обладает значительными запасами благородных металлов. Добыча золота осуществляется в 23 регионах. Наиболее крупными размерами добычи выделяются: Якутия, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Амурская, Иркутская, Читинская области, Красноярский край.

Металлургический комплекс длительное время играл ключевую роль в индустриализации, в развитии всей экономики. В новой экономике, ориентированной на ресурсосбережение, интенсивный рост, такого количества металла, которое производилось до реформы, не потребуется.

Экономический кризис в начале реформ вызвал резкое падение спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке. Дополнительными факторами сокращения спроса на внутреннем рынке явились завышенные цены, имеющиеся у потребителей избыточные запасы металла. Металлургический комплекс оказался в кризисе.

Именно сужение рынков сбыта явилось основной причиной падения производства в России. Прежде всего, это связано с недостаточной конкурентоспособностью отечественных машин и оборудования. Потребление металлопродукции на внутреннем рынке России в 1998 г. составило 31% от уровня 1991 г. Наиболее значительным было сокращение металлопотребления в машиностроении: с 28 млн. т до 7,2 млн. т. Объем машиностроительного комплекса сократился на 60%. Существенно снизилось потребление металла в военно-промышленном комплексе, в машиностроении для легкой и пищевой промышленности. С 13,4 млн. т в 1991 г. до 5,3 млн. т в 1998 г., или на 60%, сократилось потребление металла в капитальном строительстве, что связано с изменением его структуры: сократилась доля промышленного строительства, которое является более металлоемким, и возросла доля менее металлоемкого непромышленного и жилищного строительства.

После кризиса 1998 г. металлургические предприятия одними из первых «встали на ноги». На рынке металлопродукции произошли существенные изменения.

Дальнейшее развитие внутреннего рынка металлопродукции России связано со структурной перестройкой машиностроительного комплекса и ростом инвестиций в основной капитал. В ближайшие годы развитие отдельных отраслей машиностроения для удовлетворения внутреннего рынка будет определяться необходимостью замены изношенного и устаревшего парка оборудования в промышленности, транспорте и строительстве; необходимостью обеспечения современной техникой государственных и частных сельскохозяйственных предприятий; ростом производства бытовой техники. Ожидается также развитие автомобилестроения и связанной с ним инфраструктуры.                                В долгосрочной перспективе развитие внутреннего рынка ожидается за счет опережающего роста и восстановления производственного потенциала металлоемких отраслей машиностроения России, изготовляющих оборудование для топливно-энергетической, горной, транспортной и других отраслей народного хозяйства, спад производства в которых в последнее десятилетие был наиболее глубоким. Так, например, в России около 2 млн. км подземных трубопроводов, многие из которых уже износились. По оценке специалистов Министерства по чрезвычайным ситуациям России, аварийность трубопроводов ежегодно возрастает в 1,7-2 раза. В XXI в. трубопроводные системы жизнеобеспечения вошли изношенными на 50-70%. Используемые в сельском хозяйстве машины почти на 40% выработали технический ресурс и требуют повышенных затрат на ремонт. Парк тракторов в США, имеющих примерно такие же, как и в России, размеры пахотных площадей, составляет около 4,6 млн. шт. против 1,06 в России. Россия занимает второе место в мире после США по протяженности железнодорожных сетей. Но из                                                   87,5 тыс. км магистральных дорог 30 тыс. км находятся в неудовлетворительном состоянии из-за дефектности рельсов, выработавших ресурс. В катастрофическом состоянии находится морской транспорт, 63% отечественных судов из-за своего возраста становятся нежелательными в зарубежных портах.

Одной из основных задач черной и цветной металлургии в прогнозном периоде является сохранение и дальнейшее развитие достигнутых позиций на внешнем и внутреннем рынках.                    К настоящему времени фактически закончился процесс полной консолидации отрасли. В период до 2008 г. следует ожидать стабильного развития отрасли за счет модернизации производства, изменения структуры выпуска продукции с учетом требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции, а также перспектив развития металлопотребляющих отраслей.

Предприятия черной и цветной металлургии сохранят экспортную направленность производства.

Более 60% стоимостного объема экспорта всей продукции черной металлургии составляет готовый прокат.                                                       В 2005-2008 гг. ожидается экспорт российского проката на уровне 29,4-30,4 млн. т. В общем объеме поставок будет возрастать доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Доля экспорта в объеме производства алюминия, меди, никеля составляет около 70%. Ожидается рост экспорта готовых изделий из цветных металлов более глубокой степени технологической переработки.

Реализация уже начатых программ реструктуризации производства на крупнейших предприятиях позволит увеличить выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости и с соответствующим повышением уровня потребительских свойств, а также цен на эту продукцию.

В черной металлургии в 2006-2008 гг. прирост производства готового проката черных металлов предусматривается на уровне 2-3%. Основной прирост производства готового проката будет достигнут за счет опережающего выпуска сортового проката.

К 2008 г. внутреннее потребление готового проката черных металлов составит (по оценке) 31,9-33,2 млн. т. Прирост потребления произойдет за счет продукции отечественных производителей.

Региональная структура производства продукции из черных металлов не претерпит существенных изменений. Основными производителями готового проката черных металлов и изделий дальнейшего передела в 2005-2008 гг. останутся Уральский, Центральный, Северо-Западный и Сибирский федеральные округа.

К 2008 г. ожидается увеличение внутреннего потребления труб при увеличении производства до 7,1 млн. т., сохранение экспортных поставок на уровне 2004 г. и сокращение экспорта.

На металлургических предприятиях России продолжается коренная реконструкция производства с целью повышения конкурентоспособности продукции за счет улучшения структуры ассортимента металлопродукции.

В 2005-2008 гг. за счет собственных и заемных средств ожидается ввод в действие важнейших производственных мощностей, в частности, на ОАО «Северосталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» и др.

Цветная металлургия.Советский Союз обладал развитой цветной металлургией и был ведущей державой по выплавке большинства металлов. Для лидерства существовали все предпосылки: обширные сырьевые ресурсы и колоссальный внутренний спрос, который поддерживался слишком низкими ценами и порой неоправданно расточительным использованием цветных металлов. После распада СССР народное хозяйство перестало получать металлы по бросовым ценам, их внутреннее потребление многократно сократилось. Однако спад в цветной металлургии был куда менее значительным, чем в других отраслях, отечественные производители смогли быстро переориентироваться на экспорт.

Для дальнейшего роста компаниям цветной металлургии требуется решить ряд структурных проблем. Во-первых, решить проблемы с обеспечением сырья, во-вторых, активно инвестировать создание новых мощностей. Все предпосылки для этого существуют. Передел собственности в цветной металлургии в целом завершен, так что субъекты инвестиционного процесса есть. За последние десятилетия в цветной металлургии возникло несколько крупных холдингов: многопрофильный «Норильский никель», алюминиевые СУАЛ и «Русал», преимущественно медные компании УГМК и РМК.

Конечно, крупнейшие игроки отрасли уже давно поняли необходимость развития сырьевой базы. Например, Новосибирский оловянный комбинат установил контроль над большинством добывающих этот металл ГОКов и получил доступ к управлению ими. «Русал» покупает мощности по производству боксита и глинозема за рубежом, СУАЛ инвестирует крупнейшие в стране медные месторождения, бокситовые рудники в Республике Коми, на Удокане.

В 2006-2007 гг. предполагается увеличение производства алюминия на 2% ежегодно в результате модернизации электролизного производства на ОАО «Красноярский алюминиевый завод» и уральском алюминиевом заводе и совершенствования технологических процессов на ряде предприятий отрасли.               В 2008 г. прогнозируется прирост производства на 6,2% в результате ввода в действие, освоения мощностей второй очереди Саяногорского и Кандалакшского алюминиевых заводов и увеличения производства на ОАО «Алюком – Тайшет».

В 2006-2008 гг. прогнозируется стабилизация поставок медного концентрата из Монголии, что создаст условия для ежегодного роста производства рафинированной меди примерно на 1,3-1,5%.

Предполагается, что в 2006-2008 гг. производство никеля сохранится на уровне 2005 г.

Потребность внутреннего рынка в цинке за счет поставок отечественных предприятий обеспечивается на 84,4%.

К 2008 г. ожидается рост потребления цветных металлов по отношению к 2004 г.: алюминия на 16-31%, меди на                                                                      14,5-15%, никеля на 4%. Рост потребления связан с увеличением спроса со стороны обрабатывающих отраслей промышленности (производство машин, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств).

Намечающееся слияние двух алюминиевых компаний «Алросс» и «Суал-Холдинг» позволит выйти России на первое место в мире по производству (3,7 млн. т) и экспорту алюминия.

Машиностроение

 

Машиностроительный комплекс призван выпускать системы машин, оборудования, приборов, обеспечивающих прогресс во всем народном хозяйстве. Технический, технологический уровень всех отраслей экономики зависит от состояния самого машиностроения в связи с тем, какими средствами труда оно обеспечивает другие отрасли. Вследствие этого развитие машиностроения, постоянное обновление и расширение ассортимента его продукции, выпуск новых видов машин, оборудования, приборов является необходимым условием прогресса во всем народном хозяйстве.

На машиностроение приходится 27% основных производственных фондов промышленности, 19% выпуска промышленной продукции, 27% промышленно-производственного
персонала.

Машиностроение выделяется более разветвленными связями по готовой продукции, сырью, материалам, комплектующим изделием. Оно потребляет основную часть черных и цветных металлов, продукцию химической промышленности и других отраслей.

В целом машиностроение относится к отраслям так называемого «свободного размещения», так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных
видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. Широко распространена предметная специализация, технологическая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции – массовым, крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создания на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко возможен только на основе подетальной и технологической специализации. Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование, как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже индивидуальной (выпуск крупнейших турбин в 1200 тыс. кВт в Санкт-Петербурге).

Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперативных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т готовой продукции трудоемкость изготовления легковых машин «Волга» в 15-20 раз выше четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существование такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же мелкосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей.

Создание взаимосвязанных комплексных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприятия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным.

Только отдельные виды продукции, предназначенные для использования в специфических природных условиях или для определенных горно-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование).

Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливают большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри- и межрайонных связей. В результате резкого удешевления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.

Машиностроительный комплекс – сложное образование, включающее несколько десятков отраслей, еще больше подотраслей и производств.

Важнейшими отраслями машиностроения являются: тяжелое, транспортное, электротехническое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, радиоэлектронная промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство предметов длительного пользования (бытовой техники), производство продукции военно-технического назначения и др.

Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением тепла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, другого оборудования. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций.                        В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления.

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

1. Уральский экономический район (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Орск и др.).

2. Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске).

3. Санкт-Петербург – исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод «Электросила», выпускающий турбогенераторы); новые центры, связанные с производством атомных реакторов – завод «Атоммаш» в г. Волгодонске и др.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного,
прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей.

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань), литейные                                                              машины – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дает Северо-западный район. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции – Санкт-Петербург. В этом районе и центрах сложилась специализация по выпуску определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС.

Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов – выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне. Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж) и других районах.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский – Прокопьевск; Уральский – Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский – Черемхово). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение.

На размещение автомобильной промышленности повлияли квалифицированные кадры и научно-техническая инфраструктура, удобство организации связей по кооперированию.

В России автомобильная промышленность стала развиваться со строительством заводов в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле. В настоящее время основными центрами автомобилестроения выступают Тольятти («ВАЗ»), в котором производится подавляющая часть легковых автомобилей («Жигули» различных модификаций), Нижний Новгород, Москва (производятся и легковые, и грузовые автомобили), Набережные Челны, Ижевск, Миасс, Ульяновск. Производство автобусов сосредоточено в Ликино-Дулево (Московская область), Кургане. Центрами автомобильной промышленности становятся Серпухов, Санкт-Петербург, Елабуга. В Санкт-Петербурге созданы и создаются автосборочные предприятия американских и японских автомобилей «Форд», «Тойота». Имеется договоренность с Германией о строительстве автозавода в Калужской области. Автосборка осуществляется в Калининграде.

В 2005 г. в России произведено более 1,3 млн. автомобилей, в т.ч. более 1 млн. легковых, 800 троллейбусов.

Авиационная промышленность производит различные типы и классы летательных аппаратов. Несмотря на имеющиеся сложности, авиапромышленность России не утратила своего лидирующего положения в мире. Отрасль опережает другие развитые страны в разработке многих моделей, в технических решениях. В России созданы и ставятся на поток самолеты и вертолеты, аналогов которым в мире нет. Особенно это относится к боевой технике. Фирмы Миля и Камова создали замечательные боевые вертолеты «МИ-28», «МИ-24», «К-50» («Черная акула»),                                                                                                                                                                                                       К-52 («Аллигатор»), корпорация Сухого продемонстрировала новейший истребитель СУ-47 «Беркут». В России разработаны и производятся самолеты различного гражданского назначения.
К их числу относится самолет-амфибия «Б-200» для МЧС,                                                                                       ТУ-334 и др.

В авиапромышленности и на рынке данной продукции ведущее положение занимают четыре промышленных (финансово-промышленных) группы: «МиГ – МАПО», объединение Сухого, Ильюшинский комплекс и холдинг Туполева «АНТК».                                                   В составе этих групп насчитывается ряд заводов, предприятий, конструкторских бюро, финансовых центров и т.д. Так, например, группа Сухого объединяла 32 предприятия, 4 конструкторских бюро и другие структурные подразделения. В настоящее время создана единая авиастроительная корпорация с целью концентрации всех сил и средств для выпуска конкурентоспособной продукции.

Из всех отраслей машиностроения продукция авиационной промышленности, особенно военная, находит широкий спрос на мировом рынке. Только, к примеру, в августе 2003 г. подписан контракт с Малайзией на поставку 18 истребителей                                                                                            СУ – 30 на сумму 900 млн. долларов, а в 2006 г. подписан контракт с Венесуэлой на поставку боевых самолетов.

Основные центры авиационной промышленности – Москва, Смоленск, Воронеж, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск, Омск, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев.

Локомотивостроение исторически возникло в Центральном районе, где начала складываться железнодорожная сеть.
Впоследствии оно продвинулось в другие районы. Основными центрами производства тепловозов являются Брянск, Коломна, Людиново, Калуга, Муром, электровозов – Новочеркасск,
Коломна.

Вагоностроение в зависимости от назначения вагонов ориентируется на металлургические базы, лесные районы, квалифицированные кадры. Грузовые вагоны производят в Нижнем Тагиле, Усть-Катаве, Новоалтайске, Абакане, пассажирские вагоны выпускают в Санкт-Петербурге, Твери, Мытищах, Брянске.

В 2005 г. было произведено 15 магистральных тепловозов, 7 электровозов, 36 тыс. грузовых и пассажирских поездов (электричек). В России налажено производство электропоездов. Ведущий центр – г. Демехово (Московская область).

Судостроение – одна из старейших отраслей машиностроения. Предприятия судостроения размещаются на побережьях морей, на крупных реках. Крупнейшим центром судостроения является Санкт-Петербург, на предприятиях которого строят как гражданские суда, включая ледоколы с атомными двигателями, так и военные. Крупными центрами речного судостроения выступают Нижний Новгород, Рыбинск, Тюмень, Пермь, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Морское судостроение, кроме Санкт-Петербурга, развито в Мурманске,
Архангельске. Аналогично авиастроительной создана судостроительная корпорация (2007 г.)

При размещении предприятий сельскохозяйственного машиностроения учитывается специализация сельского хозяйства, удаленность от металлургических баз.

Тракторостроение тяготеет к основным сельскохозяйственным районам и металлургическим центрам. Первые тракторные заводы были построены в Челябинске и Волгограде, а затем в Липецке, Владимире, Рубцовске (Алтайский край). Производство мощных тракторов на колесном ходу было организовано в Санкт-Петербурге. Тракторные заводы имеются в Петрозаводске (для лесной промышленности) и в Чебоксарах.

Наиболее крупным центром по производству зерноуборочных комбайнов является Ростов-на-Дону. Зерноуборочные комбайны производят также в Красноярске, Таганроге, Туле, Орле, картофелеуборочные – в Рязани, льноуборочные – в Бежецке (Тверская область). Другая сельскохозяйственная техника производится в различных центрах (Ростов-на-Дону, Воронеж, Курган, Омск и др.) с учетом природных условий и специализации сельского хозяйства.

В 2005 г. выпущено 9,6 тыс. тракторов и 7,5 тыс. комбайнов.

С развитием частной собственности, фермерского хозяйства перед машиностроением стоит задача производства новых видов техники для сравнительно небольших хозяйств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...