Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Интеллектуальная деятельности при разработке УР.




Лекция 1. Процесс управления и УР.

Место УР в процессе управления, их содержание и определение.

Место УР в системе управления.

УР выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведёт к достижению поставленных целей. УР – это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система существовать не может. Данное обстоятельство подчёркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.

 

Содержание понятия УР.

Содержание понятия «решение» интерпретируется в разных областях знаний по-разному.

В психологии принятие решений исследуется в контексте решения проблем. При этом принятие решений рассматривается как важный акт, включающий такие психические компоненты, как цели, установки, оценки мотивы, тип личности.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения. С позиций данной теории, принятие решений – это выбор наиболее предпочтительной альтернативы из множества других. Под решением же понимается: 1) устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия; 2) регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели; 3) реакция на раздражитель.

Философиятрактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий с учётом того, каково мировоззрение индивида, принимающего решение.

В экономической теории понятие «решение» рассматривается как: 1) процесс, как 2) акт выбора и как 3) результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора подразумевает этап интеллектуальной деятельности с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора – это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лиц, принимающих решение (ЛПР).

В менеджменте понятие «управленческое решение» включает организационные и психологические аспекты, а также положения теории принятия решений. Выделяется 3 составляющие понятия УР: 1) продукт управленческого труда, реакция организации на возникшую проблему; 2) выбор определённого курса действий из возможных вариантов (что делать); 3) выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов её достижения (как делать).

Ввиду вышесказанного, наиболее удачным комплексным определением представляется следующее: УР – это творческий акт субъекта управления (индивида или группы лиц), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её состоянии.

 

Аспекты УР.

Исходя из данного комплексного определения УР, можно выделить следующие аспекты УР: 1) организационный; 2) психологический; 3) социальный; 4) информационный; 5) экономический.

Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения УР. При этом реализуются 3 его функции: направляющая, координирующая и мотивирующая.

Направляющая функция решений состоит в том, что они принимаются, исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления (планирования, организации, мотивации, контроля), которые реализуются в соответствии с принятыми решениями.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласовывать действия исполнителей для реализации решений в утверждённые сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого УР в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учётом этого УР становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Психологический аспект решения проявляется более при его разработке и принятии, чем при контроле выполнения. Он выступает в совокупности субъективных и объективных факторов. Объективные факторы – это характеристики ситуации, в которой готовится и принимается решение. Причём рассматриваются эти характеристики через призму того, как они воспринимаются лицом (или группой лиц) принимающим решение. В зависимости от ситуации, они могут быть причиной как психологического перенапряжения, так и излишнего благодушия и расслабления, что также нежелательно. Примерами объективных факторов могут быть: необходимость решить сложную проблему в кратчайшие сроки; внезапные радикальные изменения элементов среды, жизненно важных для организации; стабильность среды и длительный успех организации до проблемной ситуации; имеющее внешнюю причину личное потрясение ЛПР или кого-то из группы ЛПР. Субъективные факторы – личностные особенности ЛПР (или их сочетание у членов группы ЛПР), проявляющиеся в процессе разработки УР и влияющие на него. Это объективность, склонность к риску, ответственность перед организацией и перед самим собой (внутренняя направленность), инертность, уровень интеллекта, новаторство и другие личностные качества.

Социальный аспект УР важен потому, что отражается на жизни менеджера и всех, кто с ним работает, т.е. на интересе организации и коллектива. Не всякое экономически выгодное решение (реструктуризация, увольнение кого-то и т.д.) может быть эффективным в социальном плане. Данный аспект, который реализуется в ходе уже выполнения решения, должен тщательно учитываться в ходе подготовки и принятия УР. То, как воспринимается решение простыми сотрудниками (его исполнителями), может иметь важные социальные последствия для организации. Благодаря именно социальному аспекту УР, ЛПР продолжает чувствовать ответственность, хотя решение давно разработано и принято. Ошибки ЛПР могут сказаться на здоровье и благосостоянии сотрудников, привести организацию к кризису или банкротству, т.е. получить очевидный социальный резонанс.

Информационный аспект УР наиболее ярко выражен не в принятии УР, а в его подготовке и контроле исполнения при поддержании обратной связи. В обоих случаях достаточная качественная информация во многом благоприятствует как генерированию альтернатив, так и выбору самой оптимальной из них.

Экономическийаспект УР наиболее конкретен на всех этапах УР от начала разработки до окончания контроля выполнения. Тесно соприкасаясь с информационным аспектом, он реализуется в расчётах по определённым показателям в тех или иных единицах измерения. Данный аспект очень важен и безусловно мог бы всегда считаться приоритетным, если бы не было необходимости учёта человеческого фактора. Психологический и социальный аспекты решения затрудняют процесс выбора альтернативы после цифровых экономических расчётов.

 

Лекция 2. Интеллектуальная деятельности при разработке УР.

Процесс мышления.

Приоритетная роль в принятии УР отводится человеку, его интеллекту (мыслительной деятельности), опыту и интуиции. С позиций менеджмента процесс мышления включает следующие составляющие:

1) Идея. Она не мимолётная, а привлекательная, кажущаяся обещающей и при поверхностной её оценке она продолжает выглядеть перспективной и вызывает интерес;

2) Мысль. Начинается тщательное обдумывание заинтересовавшей идеи, более суровая её оценка. Видение того, как будет выглядеть воплощение идеи в реальности. Ответ на вопрос, выдерживает ли данная идея серьёзную критику.

3) Концентрация внимания. С одной стороны, концентрация внимания доказывает привлекательность и перспективность идеи, т.к. пустая затея не могла бы удерживать внимание разработчика решения настолько долго. С другой стороны, концентрация внимания, т.е. продолжительное и всё более тщательное размышление над путём решения проблемы (над идеей) помогает разработчику определиться и прийти к следующей ступени процесса мышления.

4) Убеждение(на рациональном, логическом уровне) и чувство веры (на уровне эмоционально-чувственного восприятия);

5) Действие. Убеждение и вера в правильности идеи не отпускают внимание разработчика решения. Если это происходит, то решение переходит в новое измерение – из внутреннего мира разработчика, где оно существовало лишь в виде теоретических расчётов, в мир объективной реальности, где эти расчёты начинают проверяться на практике.

6) Согласие действия с внешней средой. Это важная ступень мыслительного процесса, т.к. здесь адекватность расчётов проверяется в реальности и субъект начинает мыслить практически. При возникновении каких-либо отклонений от намеченного, мышление субъекта направляется на корректировку и восстановление намеченного маршрута, а возможно и на изменение последнего.

7) Успех. На этой ступени мыслительного процесса субъект самоутверждается, получает доказательство своих способностей, таланта и трудолюбия. Следовательно формируется мотивация к повторению успеха, к генерированию новых идей и усилиям по их воплощению в жизнь.

8) Мастерство (искусство) управления. С этой ступенью мыслительного процесса связано такое важное качество ЛПР, как интуиция. Опыт многократной успешной деятельности приводит к тому, что умение выбирать оптимальную альтернативу поднимается до уровня автоматизма. Это очень важно, т.к. в условиях сверхдинамичной внешней среды у ЛПР могут часто возникать ситуации, когда на обстоятельную подготовку УР времени просто не будет.

Таким образом, в начале любого дела лежит идея, которая трансформируется в мысль и под влиянием внешней среды и внутренних факторов человека, превращается в убеждение. Убеждение, усиленное концентрацией, чувствами и вниманием, реализуется в конкретных действиях менеджера. При согласии с внешней средой, укрепляющей жизненные силы человека, предпринимаемые действия ведут к успеху. Повторение успехов формирует мастерство или искусство принятия решений.

 

Черты и мышление ЛПР.

В повседневной практике по управлению объектами приходится принимать множество как относительно простых, так и сложных УР. Способность генерировать идеи, творчески мыслить, концентрировать внимание на проблемах, быть уверенными в себе, согласовывать решения с коллегами и вышестоящим руководством, добиваться их успешного претворения в реальность – это качества способствующие успеху менеджера.

Существует классификация черт преуспевающего менеджера, где его психологические признаки делятся на внутренние и внешние.

К внешнимчертам относятся следующие: 1) яркость, приметность, т.е. он выделяется на фоне других; 2) харизма, т.е. он не оставляет других равнодушными, «зажигает» людей; 3) общителен, открыт, не боится сказать правду; 4) очень целеустремлён и это сразу всем очевидно.

К внутренним характеристикам относятся следующие: 1) инициативен; 2) не боится серьёзной ответственности; 3) чувствует психологический дискомфорт, когда бездействует и наоборот; 4) верит: в успех, в результативность усилий, в возможность решить проблемы, в правильность поставленной цели; 5) не верит: в везение, в случайности, в интриги за спиной, в беспричинно предвзятое отношение к людям (к себе в частности).

УР не легче теоретического, а по ряду характеристик и труднее его. Это проявляется в способности преобразовывать сложнейшую информацию в простые доступные планы и решения. Ясность решений необходима, т.к. к их реализации привлекается значительное число людей, для которых простота м/б определяющей в достижении результата работы.

Управленческое мышление д/б конкретным. Руководителю необходимо представлять сложное целое и видеть при этом составляющие его элементы. Важнейшими свойствами управленческого мышления являются способность к риску и личная ответственность за исход дела. Каждое решение порождается в процессе мышления, которое соотносит возможности личности с конкретной ситуацией.

Мышление ЛПР имеет следующие 4 особенности:

1) Глубина мышления – свидетельствует об умении видеть наиболее скрытые причинно-следственные связи;

2) Широта мышления – отражает умение видеть всё многообразие взаимосвязанных явлений в целом, не выделяя из них какую-то одну проблему и увлекаясь лишь ей;

3) Гибкость мышления – проявляется в умении отступать от излюбленных, оправдавших себя стереотипных решений. Это умение, исходя из сложившейся ситуации, найти оригинальное решение;

4) Быстрота мышления – это скорость мыслительной деятельности от начала анализа до формулировки решения.

Мышление ЛПР реализуется в том или ином типе осмысления информации. Типы следующие: 1) политическое; 2) экономическое; 3) техническое; 4) человековедческое (социальное и психологическое).

Мышление ЛПР рассматривается также с т.з. степени практического применения, где выделяется 1) теоретическое и 2) практическое мышление. Приоритетным здесь является практическое. Практическое мышление, направленное на объект управления и его функционирование во внешней среде, называют управленческим мышлением. Теоретическое же мышление, хотя и играет вторичную роль, но может существенно повысить эффективность практического мышления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...