Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организационно-психологические предпосылки качества решений
Решения обосновываются не только по организационным, техническим, правовым, но и по психологическим критериям. В частности, опытные руководители до объявления решения создают благоприятную психологическую обстановку, чтобы вызвать у подчиненных положительное впечатление. Психол. предпосылки качества УР следующие: 1)Психологическая обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей. Наряду с ответом на главный вопрос: "Что нужно сделать?" исполнителям должны быть ясны и другие: - почему нужно сделать именно так, а не иначе; - чем лучше прежнего новый порядок вещей; - насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника. 2)Психологическая своевременность решения. На разрешение проблем требуется определенное время. За этот период изучается обстановка, собираются необходимые данные, чтобы подготовить, принять решение и реализовать его. Чем больше времени отводит себе руководитель на подготовку и принятие решения, тем меньше остается его для исполнения. Ставя подчиненных в ограниченные временные рамки, руководителем заведомо наносится ущерб эффективности собственных решений. Время принятия решений необходимо соотносить с состоянием морально-психологического климата в коллективе, поэтому полезно проводить заблаговременную психологическую подготовку к новому решению. 3)Содержание решений (что нужно делать) может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных. В этом случае различают три психологических варианта решений: - запрещающие (пресечение инициативы подчинённых); - разрешающие (поддержание инициативы подчинённых); - конструктивные (инициатива самого ЛПР). Наиболее сложная психологическая ситуация создается при запрещающих решениях. (Руководитель отказывает в поддержке предложения, отменяет задуманные подчиненными меры, запрещает отдельные действия.) Если это систематически повторяется, руководитель рискует лишиться опоры коллектива. При разрешающих решениях (когда инициатива принять решение исходит от подчинённых) предварительно следует попросить подчиненных всесторонне обосновать предложение, выявить трудности и пути их преодоления. Это важно для того, чтобы избежать ошибки подчиненного и не допустить сдерживания его инициативы в будущем. Руководителю следует глубже вникнуть в суть дела, соотнести предложения с перспективными планами и лучше оценить мышление подчиненного. Конструктивные решения, разрабатываемые самими руководителями, по совету психолога, лучше объявлять как подсказанные снизу (как правило, примеры тому находятся). Честолюбие руководителя, возможно, несколько ущемляется, но выигрывает эффективность решения. 4)Соответствие решения силам и средствам его выполнения имеет также немаловажное значение. Известно, что при одинаковых объективных условиях, руководители ставят перед собой и подчиненными задачи различной трудности, что объясняется самооценкой личности. В связи с этим различают руководителей: 1) с завышенной неадекватной самооценкой (переоценка сил и средств); 2) заниженной неадекватной самооценкой (недооценка, излишняя скромность); 3) адекватно высокой (знание своих больших возможностей); 4) адекватно низкой самооценкой (осознание ограниченности своих возможностей). В зависимости от того, к какой группе относится руководитель, он принимает решения: а)непосильные для себя и подчиненных, б) гораздо ниже реальных возможностей, в) соответствующие возможностям и напряженные, г) скромные, но отражающие наличные ресурсы. Возможен и пятый вариант, при котором руководитель принимает сознательно облегченный вариант. В целом значительная, но посильная нагрузка для коллектива предпочтительнее, так как выгоднее экономически (при объективной оплате труда), а в психологическом плане - развивает коллектив путем преодоления трудностей. 5)Жесткость регламентации деятельности подчиненных - одно из условий эффективности решений. Различают три уровня жесткости: Контурные УР - приблизительно намечают схему действий и дают свободу в выборе методов достижения цели; структурированные УР - жестко закреплены основные параметры, но по второстепенным вопросам допускается проявление инициативы; алгоритмические УР - исключают инициативу подчиненных, жестко регламентируя их деятельность. Оценка преимуществ какого-либо из уровней жестокости рассматривается в увязке с конкретной ситуацией. Контурные решения эффективны в случаях, когда подчиненные хорошо знают проблему, добросовестны, имеют опыт ее решения. Алгоритмический характер решениям придается в условиях, когда подчиненные работают без достаточного напряжения сил, либо в особо ответственных действиях, даже достаточно опытных подчиненных. Примером алгоритмических решений - правила безопасности, инструкции на случай аварий, пожаров и других стрессовых ситуаций.
Экспертиза качества УР Обеспечение высокого качества управленческих решений - проблема комплексная. Ее разрешение зависит от соблюдения множества условий и учета ряда факторов. В помощь ЛПР создаются "управленческие ОТК" (отдел тех.контроля). По существу это экспертная группа, подчиняющаяся руководителю. В ее состав входят специалисты отделов научной организации труда и управления производством (НОТ и УП), социологи, делопроизводители, юристы, референт руководителя. Регулярность работы группы определяется объемом дел по оценке качества решений. Экспертная группа выполняет три вида процедур: 1. Проверяет соответствие проекта УР правилам и требованиям по составлению распорядительных документов, 2. Оценивает необходимость конкретного решения и отдельных заданий, включенных в его состав. 3. Оценивает возможность реализации как всего решения целиком, так и отдельных его заданий. При этом применяются две пятибалльные оценочные шкалы: по необходимости и возможности решения. Для оценки используются мнения 3-5 экспертов. После оценки каждым экспертом проекта решения составляется таблица средних баллов по необходимости и возможности принятия решения. Возможны три варианта действий (ситуаций): 1. Оптимальной считается ситуация, когда по обеим шкалам получается высокий балл (при средних оценках 4-5). 2. Высокий балл оценок по шкале "необходимость" и низкий по "возможностям" - проект возвращается на доработку в отдел, где решение готовилось для разработки средств и способов, повышающих возможность его реализации. 3. Решения, получившие низкий балл по шкале "необходимость", исключаются из числа тех, что передаются руководителю предприятия на рассмотрение и подпись. Проект решения при благоприятной оценке экспертной группой передается руководителю вместе с листком экспертных оценок и с заключением экспертной группы. Эффективность "экспертизы" проявляется по разным направлениям: - экономится рабочее время руководителей высших рангов управления за счет освобождения от глубокой оценки качества подготовленных управленческих решений; - группа играет роль "управленческого фильтра", отсеивающего плохо подготовленные решения, не имеющие целевой или проблемной направленности; - оценивается роль и значение функциональных служб аппарата управления через качество основного продукта их деятельности - управленческие решения; оценка связывается с результативностью реализации решений; - оказывается помощь службам и отделам аппарата управления в концентрации внимания на ключевых проблемах функционирования и развития организации производства; - повышается ответственность руководителей функциональных служб за качество подготавливаемых документов. При хорошо отлаженной системе подготовки управленческих документов (решений) такая экспертная группа может упраздняться.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 483. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |