Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения аппликации




Задачи обучения

1. Знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов: учатся различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Помимо данных фигур воспитатель может использовать также овал, трапецию, но не дает названий; фигуры дети определяют на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).

2. Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие, маленькие и одинаковые части.

3. Учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый).

4. Обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они усваивают пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом.

5. Развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;

6. Обучаются приемам выкладывания и наклеивания элементов на бумагу (Процесс наклеивания — это несколько последовательных этапов, которые дети должны освоить: правильно держать кисть,брать достаточное количество клея; каждый элемент класть на клеенку вверх нецветной стороной; хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку; осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на определенное место клеем вниз, прикрыв сверху салфеткой; прижимать ладонью, промакнув лишний клей).

Содержание обучения

¾ Занятия аппликацией во второй младшей группе проводят один раз в две недели. Всего около 19 занятий.

¾ Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги.

¾ Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга. Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

¾ Затем вносится новая форма — квадрат. При выполнении композиции из квадратов необходимо следить за тем, чтобы все они укладывались ровно на одной из сторон.

¾ Постепенно усложняется и композиция аппликаций — дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.

¾ Для усвоения цветов бумаги предлагают более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий.

Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом. Трудность этих заданий в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции: ножка гриба от середины шляпки идет вниз, над стенами дома располагается крыша и т. п. Несложные декоративные аппликации выполняются на полосе, четырехугольнике, круге, которые детям представляют как предметы, требующие украшения: полоса может быть кукольным шарфиком, ковровой дорожкой и др.; четырехугольник — это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг — красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами. Иногда для украшения узорами можно давать простые, силуэтные изображения: чашка, бабочка и т. д. Прежде чем выполнить элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, дети вначале используют одинаковые фигуры, а затем разные по цвету, форме и величине. Сюжетная аппликация: рекомендуются несложные сюжеты из готовых фигур и силуэтов (более крупные из них, создающие пространство на листе бумаги, приклеивает заранее сам воспитатель). Темы занятий должны быть понятны детям: например, домик для зверюшки (силуэт на выбор детям), кошка играет с мячом, слон-жонглер, курочка (ее изображение приклеивает воспитатель) с цыплятами. Иногда педагог проводит и коллективные работы, особенно летом. Дети создают коллективные аппликации из готовых частей и силуэтов.
Методы и приемы обучения

При подготовке к занятию

· обследование предмета (дети знакомятся с теми его качествами, которые важны при аппликационном изображении. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая — желтая).

· рассматривание с детьми иллюстраций, картинок (Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. Например, рассматривая на картинке гриб, уточняется, из чего состоят ножка, шляпка; ножка находится внизу, а шляпка — вверху).

· дидактические игры на знакомство с формой, величиной, цветом предмета.

На занятии

· рассматривание предмета, игрушки (Дети определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение).

· вопросы (Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета)

· образцы (чаще всего в декоративной аппликации: например, показывают закладку для книги. Образцы используют и тогда, когда нет возможности показать сам предмет (при условии, что он знаком детям) или как вариантные образцы: например, чтобы из одних и тех же элементов получить различные предметные изображения. Но образец не всегда обязателен и не означает, что дети должны его копировать).

· показ способов выкладывания и наклеивания (процесс выкладывания педагог демонстрирует на фланелеграфе, мольберте или доске, чтобы всем было видно хорошо. Элементы аппликации, слегка смазанные клеем в середине с обратной стороны, педагог раскладывает на вертикальной поверхности, не прибегая ни к кнопкам, ни к пластилину. Клееночку для намазывания лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями. На последующих занятиях вместо воспитателя показ приемов наклеивания может демонстрировать у мольберта кто-то из детей. Когда большинство детей освоили приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросами.).

· игровые приемы

В процессе выполнения детьми аппликаций педагог использует самые различные формы индивидуального обучения: одному ребенку показывает, как составить изображение, другому напоминает, третьего спрашивает о порядке наклеивания. 

Анализ детских работ

Детские работы обязательно выставляют для обозрения. Во время анализа педагог хвалит всех, предлагает полюбоваться аппликациями. Постепенно внимание детей направляется на изобразительные стороны работ, на красивое цветовое решение, на выразительность аппликаций.

Во второй половине года следует обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их: например, неправильное чередование элементов. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: чистая работа, аккуратная.

Постепенно к анализу работ воспитатель привлекает самих детей, ставя вопросы так, чтобы в ответах звучало понимание: что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...