Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения рисованию (Вторая младшая группа)                                




Задачи обучения

Цель: обучение приемам изображения предмета (на детских рисунках он должен быть узнаваем, ребята получают представление о том, что есть предметы разной формы, величины, окраски).

1. Воспитывать умения слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

2. Развивать движения руки, координацию движений, зрительный контроль.

3. Развивать наблюдательность, способность останавливать внимание на предметах, явлениях, умение рассматривать иллюстрации.

4. Учить детей замечать некоторые особенности, присущие тому или иному предмету, которые они могут переносить в рисунок, например зеленый цвет елочки, ритм падающих капель дождя и др.

5. Развивать чувство цвета, формы, ритма.

6. Учить обращать внимание детей на эстетические качества в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения.

7. Формировать умение выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. Совершенствовать восприятие реальной окраски предметов.

8. Развивать у детей воображение, предлагая им придумывать самостоятельно содержание рисунка (замысел у детей этого возраста еще очень прост, примитивен и неустойчив).

9. Учить сопровождать процесс изображения рассказом, дополняя тем самым то, чего он еще не может передать в рисунке («Этой лопаткой я копаю песок, у меня есть такая лопатка»); поощрять подобный рассказ, а в ряде случаев сознательно вызывать.

10. Воспитывать самостоятельность и активность. Для этого учитывать их индивидуальные особенности (оказывает необходимую помощь: кому показом действий, кому словесным напоминанием); предоставлять возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки и умения.

Предметное рисование

· Учить изображать предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы, состоящие из прямых линий и их пересечений.

· Учить изображать одночастные предметы и предметы, состоящих из нескольких частей разной величины и формы.

· Учить формообразующим движениям руки для передачи формы предмета.

· Учить понимать связь между формой предмета и теми движениями руки, при помощи которых ее можно передать на бумаге.

· Знакомить с формой предмета, организуя обследование его перед изображением.

· Учить в простом виде передавать строение предметов, расположение частей (рисуют стройную елочку, высокое дерево, неваляшку, тележку).

· Учить детей различать и правильно называть цвета — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, а также некоторые оттенки (розовый, голубой).

Сюжетное рисование

 Содействовать выражению в рисунке сюжетно-игрового замысла.

Стимулировать и поощрять повторное изображение на одном занятии одинаковых предметов, дополняя рисунок деталями, близкими по содержанию.

Технические навыки

· учить правильно сидеть на занятиях рисованием: прямо, несильно наклоняясь, не опираясь грудью о край стола, положив руки до локтя на стол.

· учить правильно держать карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы, не держа слишком близко к отточенному концу; не нажимать сильно на бумагу при рисовании; придерживать лист бумаги левой рукой: иначе он будет вертеться.

· учить правильно держать кисть за середину палочки, аккуратно набирая на нее краску, обмакивая всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки, рисуя линии, кисть вести по ворсу.

Содержание обучения

В процессе занятия дети успевают изобразить несколько одинаковых предметов. Воспитатель стимулирует и поощряет повторное изображение на одном занятии, дополняя рисунок деталями, близкими по содержанию. Например, дети рисовали цыплят, гуляющих по траве (на зеленом листе бумаги). Тем, кто успешно справился с заданием, можно предложить нарисовать червяков, зернышки, которые клюют цыплята, и т. п.

Вместе с этим изображенные предметы можно объединить в простой сюжет («В лесу растут елочки», «Шарики полетели высоко», «Расцвели желтые одуванчики» и т. п.). Достаточно ребенку овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», начинает действовать. Воспитатель это учитывает и старается не превращать процесс освоения разнообразных форм в скучное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, педагог должен видеть в неполном еще изображении живой образ, который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями он обогащает образ.

 I квартал II квартал III квартал
Прямые линии Сначала вертикальные (ленточки – краской, шнурочки – карандашом, столбики, дождик). Затем горизонтальные (дорожки, посыпанные песочком, полосатый коврик, ледяные дорожки, карандаши, счетные палочки, ленточки). Одновременно учатся рисовать предметы замкнутой округлой формы Педагог и использует для этого понятные им темы. Иногда возможно сочетание округлых форм с прямыми линиями (солнышко с лучами, жучки на травке и т.п.; по замыслу – забавные человечки, зайчата, птички и т.д.) Далее – из нескольких частей. Воспитатель объясняет, что для изображения лесенки надо нарисовать полоску земли, поставить на нее длинные палочки, а потом «за ступенькой ступенька — станет лесенка». Навык рисования вырабатывается благодаря повторным упражнениям. Очень важны первые упражнения для развития руки. Поэтому рисуют не один предмет — дорожку, а много. Разнообразные темы для рисования: например, предлагает посмотреть яркие ленточки, потрогать, провести рукой сверху вниз. Подчеркнув, что ленточки длинные, просит детей нарисовать такие же. Когда дети впервые осваивают направление вертикальной линии, воспитатель показывает, как ее проводят, причем в зависимости от тематики предлагает ленточки или шнурочки рисовать красками или карандашами: краска оставляет широкий след на бумаге, что придает ему сходство с ленточкой. Для рисования подбирают хорошо сочетающуюся с краской цветную бумагу (например, ярко-зеленые или синие ленточки на бледно-желтой бумаге, фиолетовые и синие ленточки на светло-оранжевом фоне). Тематика: «Дождик, дождик кап-кап-кап, на дорогах лужи», «Падают, падают листья», «Елочка выросла в лесу» и т. д. Отображение некоторых моментов, характерных для данного времени года. Рисование по своему желанию. Поощрение проявления самостоятельности и творчества. Округлая форма Основное внимание уделяют обучению детей рисованию предметов круглой формы, выработке у них необходимого для этого формообразующего движения. Закрепляют навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетания линий («Деревья на нашем участке», «Наша нарядная елочка», «Красивый клетчатый платочек» и др.), Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, уверенности в изображении предметов этой формы, передаются величина предмета, его строение. Кроме того, ребенку уже легче передавать знакомые по форме предметы, сочетая изображения округлых частей с вертикальными, горизонтальными, перекрещивающимися линиями: шарики на ниточках, погремушки, красивые цветы, неваляшки и др. Чтобы освоение округлой формы не вызывало у ребят затруднений, воспитатель предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности. Например, вначале на занятии аппликацией дети могут раскладывать и наклеивать вырезанные кружки. Получая готовую форму, они ощущают ее округлость, при повторном наклеивании лучше запоминают контур. После аппликации воспитатель проводит занятие по лепке шариков. Таким наглядно-действенным путем дети осваивают форму круга, шара.. Дают задание: изобразить замкнутую форму («Баранки для кукол», «Дети катают обручи, колесики»). Рисование по желанию. В рисунках теперь должны чаще появляться изображения, пускай еще несовершенных по форме, людей и животных. Воспитатель стремится к тому, чтобы у детей развивалась выдумка, поощряет появление замысла. Воспитатель обращает внимание на то, как дети передают различие предметов одинаковой формы. Воспитатель предлагает изображать явления природы, растительный мир: «Елочка, опушенная снегом», «На деревья падает снежок», «Солнышко светит», «Снежные комочки покатились с горки», «Неваляшки вышли погулять», «Снежная баба стоит около дерева» и т. д. Важно во II квартале уделить особое внимание освоению кругообразного формообразующего движения и не спешить с обучением изображать предметы новых форм. К концу квартала дети умеют: - уверенно, легко, слитным движением рисовать предметы круглой формы. Прямоугольная форма Обучение передаче в рисунке предметов прямоугольной формы, осваивают параллельно с повторением знакомых предметов округлой формы. Используется аппликация — наклеивание отдельных квадратов и прямоугольников (кубики на коврике, флажки на ниточке), а затем простейшие постройки из трех-четырех прямоугольных частей (воротца, пирамидка). Воспитатель применяет прием отдельного рисования каждой линии: сперва дает лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном занятии на этой линии ребята рисуют стоящие в ряд кирпичики, т. е. проводят линии сверху вниз до горизонтальной и соединяют их вверху: получается прямоугольник-кирпичик. Горизонтальная линия может изображать и веревочку, на которой висят флажки. От веревочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их: получается прямоугольный флажок. Позже ребята научатся проводить линию опоры, например линию земли, на которой рисуют домик: одна линия — стена, другая линия — вторая стена, а вверху — соединяющая их. Воспитатель учит их проводить линии с остановкой и поворотом руки на углах. Этомупомогает слово воспитателя, сопровождающее движение руки ребенка (например, «остановились» или «уголок»). Так малыши учатся рисовать флажки на палочках. Полотнище флажка рисуют неотрывным движением: верхняя линия слева направо, боковая — сверху вниз, нижняя — справа налево, левая боковая — снизу вверх (можно и в другой последовательности, но обязательно неотрывно). Затем отдельно рисуется палочка сверху вниз. Рисование «Кубики». Предварительно ребята обводят кубик по контуру (по одной плоскости) неотрывно, приговаривая: «Сторона, уголок, сторона, уголок» и т. д. Позднее рисуют тележку, которая катится по дорожке, и дети должны придумать, куда она катится, что в тележке, дополняя свои рисунки подходящими по смыслу деталями. Май.Предлагают задание: передать радостное настроение в рисунке «Праздничные флажки, большие и маленькие». При первом освоении предметов новой формы нежелательно разнообразие цветов. Только при повторном изображении предме­тов знакомых форм во время свободной деятельности воспитанники могут пользоваться более разнообразной гаммой цветов, выбирая по своему желанию из приготовленных (воспитателем) 5—6 цветов и оттенков.
Методы и приемы обучения, руководство рисованием

Предметное рисование

· Информационно-рецептивный метод – наблюдение предметов, имеющих определенные очертания (округлые, прямоугольные).

· Способ знаком­ства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с предметом (мячами, шарами, кубиками,ощущают их очертания).

· Обследование предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе с комментированием при первом изображении предмета той или иной формы. «Вот какой кругленький шарик»,— комментирует воспитатель и проводит рукой в воздухе вместе со всеми детьми, следя одновременно за тем, чтобы малыши производили движение верно. Затем с помощью воспитателя дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам воспитатель, затем по одному вызывает нескольких детей. Следующий этап — дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой. Педагог вызывает к доске одного-двух детей и комментирует и уточняет их действия.

· Прямой показ способа изображения (если данная форма встречается впервые). Во всех остальных случаях педагог опирается на опыт детей

· Подбадривание детей.

· Напоминание последовательности действий.

· Допол­нительное обследование предмета.

· Спе­циальная дидактическая игра.

· Художественное слово используется и в процессе занятия, и при просмотре работ.

· Показ картинок для обогащения детей впечатлениями (целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Это позволит постепенно обогащать содержание детских работ).

· Поощрение проявления самостоятель­ности и привлечение к нему внима­ния всей группы.

Сюжетное рисование.

Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, создается определенная игровая ситуация. Элементы игры-драматизации вызывают эмоциональный отклик у детей. Задача воспитателя — войти в образ, непосредственно, живо повести с детьми диалог, беседу.

То, что дети еще не в состоянии изобразить в рисунке, они дополняют словами. Педагог поощряет высказывания, но следит за тем, чтобы словесная характеристика не заменяла процесс изображения.

Руководя развитием сюжетно-игрового замысла в рисунке, воспитатель:

· мобилизует личный опыт детей,

· организует наблюдения предметов, явлений окружающей действительности,

· вспоминает прочитанные сказки, стихотворения, песенки, игры, исполняемые на музыкальных занятиях, просмотренные диафильмы.

· в некоторых случаях показывает приемы изображения, предлагая воспроизвести их на листе бумаги.

Технические навыки.

· Обучая детей работе с карандашом, воспитатель показывает прием рисования прямых линий: когда проводят вертикальную прямую, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони (движение сбоку от проводимой линии сверху вниз); наклоненный к бумаге карандаш перпендикулярен проводимой линии.

· При рисовании горизонтальных линий положение руки иное: рука с карандашом внизу листа бумаги, движется в направлении проводимой линии (слева направо); при этом видно все пространство движения, что облегчает пристальный зрительный контроль; рука твердо опирается на стол. Лист бумаги лежит не у самого края стола, а повыше: иначе локоть повисает, и рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, искривляется.

· При рисовании (и карандашами и красками) педагог добивается от детей слитного непрерывного движения руки: иначе линии получатся неровными, неуверенными, а форма — неточной. Обучая детей работе с карандашом, воспитатель показывает прием рисования прямых линий: когда проводят вертикальную прямую, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони (движение сбоку от проводимой линии сверху вниз); наклоненный к бумаге карандаш перпендикулярен проводимой линии.

· Просьба к детям: показать, как правильно держать карандаш, кисть.

· Репродуктивная деятельность детей: неоднократное движение рукой с карандашом, кистью в воздухе или на листе бумаги.

· Показ на бумаге рукой ребенка.

· Слова воспитателя, сопровожда­ющие показ, помогают осознать способ действия.

· Рассматривание рисунков (анализ, оценка). По мере окончания рисунки выстав­ляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик. Поощрительные отзывы воспитателя закрепляют положительное отношение детей к творчеству. Педагог постепенно активизирует малышей, предлагает назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изображено. Начиная со второй половины года воспитатель обращает вни­мание детей на хорошо переданные в тех или иных рисунках (не называя авторов) форму, цвет, на изображения, которые не учили создавать. Отмечаются оригинальные работы.

Анализ работ

По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик.

Поощрительные отзывы воспитателя закрепляют положительное отношение детей к творчеству.

Педагог постепенно активизирует малышей, предлагает назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изображено.

Начиная со второй половины года воспитатель обращает внимание детей на хорошо переданные в тех или иных рисунках (не называя авторов) форму, цвет, на изображения, которые не учили создавать.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 760.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...