Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Философия Нового времени
План 1. Наукоцентризм и поиск универсального метода в познании. 2. Основные мотивы философии Ф. Бэкона. Учение об идолах в познании. 3. Рационалистическая методология Р. Декарта. Концепция врождённых идей. 4. Сенсуализм Д. Локка и Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. Тема 5. Русская философия XIX века План 1. Западники и славянофилы. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа. 2. Философия всеединства В.В. Соловьёва. 3. «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова. 4. Проблема смысла жизни, свободы и творчества в философии Н.А. Бердяева. Тема 6. Западная постклассическая философия XIX–ХХ веков План
1. Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине XIX века. 2. Плюрализм западной постклассической философии: иррационализм, марксизм, позитивизма, постпозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, антропология, психоанализ, феноменология, структурализм). Тема 7. Философия постмодернизма (последняя треть ХХ – начало ХХI в.) План Философско-теоретические истоки постмодернистского мировоззрения. Саморефлексия структуралистского направления как фактор отхода от установок структурализма (М. Фуко). Исчезновение социального» в теории симулякров Ж. Бодрийара. Постсовременный» тип реальности в концепции Ф. Джеймисона. Тема 8. Онтология: философское учение о бытии План 1. Истоки и смысл онтологической проблематики. 2. Объективное и субъективное бытие. Сознание как особая реальность. 3. Способ существования социальной реальности: деятельностная интерпретация.
Тема 9. Сознание, его происхождение, структура, функции План
1. Сознание как основа существования человека. 2. Происхождение сознания. Общественная природа сознания. 3. Индивидуальное и общественное сознание. 4. Функции сознания. Тема 10. Эпистемология: философское учение о познании План 1. Познание как предмет философского познания. 2. Знание и информация. Знание и вера. Воображение и творчество. 3. Философская концепция истины. Тема 11. Философия науки и техники План 1. Наука как система знаний, форма познавательной деятельности, социальный институт. 2. Научное и техническое знание. 3. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.
Тема 12. Научное познание, его особенности План 1. Научная рациональность. Научные революции: смена парадигм. 2. Этапы и уровни научного познания. Методы научного мышления. 3. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. 4. Возникновение и развитие научной картины мира: современное состояние.
Тема 13. Аксиология: этические ценности План 1. Этические ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в нравственных ценностях. 2. Проблема этического выбора. 3. Религиозная и светская мораль.
Тема 14. Аксиология: эстетические ценности План 1. Основные категории эстетики. 2. Понятие эстетического идеала и его историческая эволюция. 3. Проблемы эстетического воспитания личности. Тема 15. Аксиология: морально-нравственные ценности План
1. Основные понятия морали. 2. Место и роль морального мотива в поведении человека. 3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.
Тема 16. Аксиология: религиозные ценности План 1. Нравственные концепции основных мировых религий. 2. Религиозные ценности и претензия на абсолютную ценность. 3. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека. Тема 17. Антропология: философское учение о человеке План
1. Специфика философского рассмотрения человека: природа, сущность и предназначение. 2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Тема 18. Человек как биосоциальное существо План 1. Природное (биологическое) и общественное (социальное) начала в человеке. 2. Личность, индивид, индивидуальность как характеристики человека. 3. Многообразие смыслов жизни человека. Тема 19. Философское учение об обществе и его истории План 1. Сущность и структура общества. Общество как самоорганизующаяся система. 2. Свобода и социальный порядок. Объективная необходимость и сознательная деятельность людей в обществе.
Тема 20. Глобальные проблемы современности и будущее человечества План 1. Глобализм как исторический вызов современности. 2. Становление будущего как реальный исторический процесс. 3. Социальное прогнозирование:философский аспект.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЁТУ Исторический генезис философии. Философия как любовь к мудрости. Историческая метаморфоза философии и её предмета от истоков до наших дней. Многообразие духовной жизни общества и их взаимосвязь с философией. Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам. Древнеиндийская философия: специфика и основные идеи. Древнекитайская философия: основные школы и идеи. Поиск первоначал бытия и познания в ранней античной философии. Классическая греческая философия: основные школы и философы. Поиски духовной опоры в самом себе в поздней античной философии. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса. Философское обоснование роли опыта в познании. Учение о «призраках познания» (Ф. Бэкон). Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория врождённых идей. Идеи равенства, свободы и социального прогресса во французской философии XVIII века. Определение границ познания в философии И. Канта. Понятие «вещь в себе» и «вещь для нас». Философская система и диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксизм как учение о революционном преобразовании общества. Историческое развитие философской мысли в России. Современная западная философия: основные идеи постпозитивизма. Основные идеи философии экзистенциализма. Интерпретация текстов как объект философской герменевтики. Бытие как исходная категория философского понимания мира. Бытие и развитие. Сознание как особая реальность. Сознание и бессознательное. Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте. Познание как предмет философского познания. Философская концепция истины. Особенности научного познания. Научные методы эмпирического и теоретического исследования. Профессиональный долг и моральная ответственность учёного. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. Эстетические ценности. Проблема эстетического воспитания личности. Морально-нравственные ценности. Проблема формирования и обновления морально-нравственных ценностей. Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность. Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности. Чувства, разум и воля как основные сущностные силы человека. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность человека. Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Свобода и социальный порядок. Взаимосвязь общества и природы. Экологические проблемы современности: состояние и перспективы. Техника как специфическая форма культуры. Сущность глобальных проблем современности. Постиндустриальное общество: состояние, проблемы, перспективы. Информационные технологии и способность к универсальной коммуникации. Факторы единства культур и их взаимодействие. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 669. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |