Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования преодоления невроза навязчивых состояний посредством когнитивно-поведенческой терапии.Стр 1 из 2Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема контрольной / курсовой работыПреодоление невроза навязчивых состояний у подростков посредством когнитивно-поведенческой терапии
По дисциплинеПсихологическое консультирование
По направлению подготовки / специальности Клиническая психология
Челябинск 2017 год
Оглавление
Введение. Глава 1. Теоретические предпосылки исследования преодоленияневроза навязчивых состояний посредством когнитивно-поведенческой терапии. 1.1. Современное состояние проблемы преодоления невроза навязчивых состояний у подростков в теории и практике посредством когнитивно-поведенческой терапии..................................................... 1.2. Психологические особенности консультирования детей подросткового возраста. Глава 2.Разработка рекомендаций по преодолению невроза навязчивых состояний у подростков посредством когнитивно-поведенческой терапии. 2.1. Обзор методов и техник когнитивно-поведенческой терапии в психологическом консультировании 2.2. Рекомендации по преодолению невроза навязчивых состояний у подростковпосредством когнитивно-поведенческой психологии. Заключение. Список литературы..
Предмет работы – невроз навязчивых состояний и способы его преодоления. Объект – подростки с неврозом навязчивых состояний. Цель работы – изучение психологических особенностей переживания подростком невроза навязчивых состояний и его преодоление с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Задачи 1.Обобщить теоретический материал по проблеме переживания и преодоления невроза навязчивых состоянийподростком. 2.Изучить особенности консультирования детей подросткового возраста. 3.Изучить методы и техники когнитивно-поведенческой терапии в психологическом консультировании. 4.Разработать рекомендации по преодолению невроза навязчивых состояний у подростков посредством когнитивно-поведенческой терапии.
Введение Невроз навязчивых состояний представляет собой тревожный невроз, для которого характерны неконтролируемые, нежелательные мысли, а также повторяемое, ритуальное поведение, которому, как кажется больному, он должен следовать. При проявлении синдрома навязчивых состояний больной, возможно, понимаете, что его повторяющиеся мысли и компульсивное поведение противоречат здравому смыслу. Но, даже в этом случае, больной не может противостоять им и освободиться от них. Наподобие воспроизводящей иглы, застрявшей на старой пластинке, невроз навязчивых состояний заставляет больного застрять на определенной мысли или побуждении. Больной, к примеру, можете двадцать раз проверять, выключена ли плита, и мыть руки несчетное количество раз. Несмотря на многовековую историю описания разорванной симптоматики этого расстройства, системное изучение невроза навязчивости началось в ХХ веке. Невроз навязчивости у подростков возникает как следствие внутренних конфликтов между тем, что он хочет сделать и чувством долга. Такое противоборство сопровождается затяжным психическим напряжением, которое возникает как ответ осознание подростком своей ответственности, а также принятием требований со стороны социума (в лице родителей и далее). Данное состояние способно возникнуть даже у здорового подростка. Спровоцировать его способно ослабление организма, а также нервной системы. Возникает это на фоне ранее перенесенного инфекционного заболевания, а также черепно-мозговой травмы. Чаще всего проблема возникает у подростков, имеющих слабую нервную систему. Определить это можно в самом детстве. Малыш сильно зажат, труслив, мнителен. Под воздействием негативных событий ситуация способна постепенно развиваться. Спровоцировать развитие могут завышенные требования к ребенку, алкоголизм в семье, ссоры, несогласие между родителями и т.д. После острой травмы, невроз навязчивых состояний проявляется молниеносно. Глава 1. Теоретические предпосылки исследования преодоления невроза навязчивых состояний посредством когнитивно-поведенческой терапии. 1.1. Современное состояние проблемы преодоления невроза навязчивых состояний у подростков в теории и практике посредством когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивно-поведенческаятерапия - самое популярное решение при попытках избавиться от синдрома навязчивых состояний. [2] Авторство этой методики принадлежит Джеффри Шварцу. Ее сущность сводится к сопротивлению неврозу. Человек сначала осознает наличие расстройства, а затем постепенно пытается с ним бороться. Терапия предусматривает приобретение навыков, позволяющих самостоятельно остановить обсессии. [5] Оно сталкивает пациента с его страхами, таким образом, побуждая сопротивляться. Именно этот способ достаточно эффективен в лечении нарушения навязчивых движений и ритуалов. [2] Главная цель этой терапии- выработать спокойный тип реакции на неотступные мысли без сопровождения их ритуалами и поступками. Этот вид терапии идеально подходит для лечения невроза навязчивых состояний у детей и подростков, потому что не имеет побочных действий на организм. [5] Существует определённый способ, называемый «остановка мысли». Его разработал Джозеф Вольпе. Психотерапевт предложил лечение на основе оценки ситуации со стороны пациента. Для этого Вольпе рекомендует человеку вспомнить один из недавних приступов расстройства. С помощью наводящих вопросов он помогает пациенту оценить значимость проявления симптомов и их влияние на повседневную жизнь. Психотерапевт постепенно подводит к осознанию нереальности страхов. Данная методика позволяет полностью побороть расстройство. Способ этот имеет свои нюансы при лечении: 1 этап – выделение списка нездоровых мыслей и проработка; 2 этап – научиться переключаться от навязчивостей на иные положительные моменты в жизни; 3 этап – посредством громкой команды «стоп» и подручных средств нужно остановить распространение состояния; 4 этап – научиться упразднять навязчивые мысли посредством команды «стоп» в мыслях; 5 этап – при возникновении пессимистичного образа представить его с положительной стороны. Посредством этого способа можно избавиться от отклонения начальной стадии самому. Овладеть «методом остановки мысли» довольно просто, главное — понять принцип и верить в действенность. [2] Основной задачей психоаналитического способа лечения синдрома научиться вытеснять или подавлять ненужные моменты в жизни. Поскольку больной навязчивым отклонением сильно сосредоточивается на событиях, то ему необходимо буквально переступить через себя. [5] Этот подход несколько труден для лечения расстройства, потому что психоанализ требует от больного смелого разговора, а с такими людьми это почти невозможно. [2] Таким образом, специалистам бывает зачастую очень непросто достичь полного освобождения от расстройства.[2] Особый метод, используемый в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии, называется «Терапия воздействия и предотвращения реакции». Эта терапия включает в себя постепенное обучение терпеть тревогу, связанную с невыполнением ритуального поведения. [2] Сначала, например, пациент может коснуться чего-то слегка загрязненного (например, ткань, загрязненная другой тканью, которая была загрязнена концом зубочистки, или книгой, или ткань из «загрязненных» мест, например, школа). Это «воздействие» - «предотвращение реакции» - это не мыться после касания грязной ткани. Другим примером может быть выход из дома и проверка замка только один раз (воздействие), не возвращаясь и проверяя снова (предотвращение реакции). [5] Человек достаточно быстро приучается к производящей тревогу ситуации, и обнаруживает, что уровень тревоги значительно снизился; в этом случае человек может перейти к касанию чего-то более «грязного» или вообще не проверять замок, не вымывая руки постоянно и не проверяя замок снова и снова. [2] Терапия воздействия и предотвращения реакции имеет основу для убедительных доказательств. Как правило, эта терапия считается самым эффективным способом лечения невроза навязчивых состояний. [5] Общепризнано, что психотерапия, в сочетании с психиатрическим лечением, более эффективна, чем любая терапия по отдельности. [2] Однако, более поздние исследования не показали различия в результатах между теми, кто принимал лекарственные препараты вместе с когнитивно-поведенческой терапией, и теми, с кем только проводилась когнитивно-поведенческая терапия. [5] Последние работы по воздействию поведенческой терапией были сосредоточены на ассоциативном расщеплении. Это новая техника, направленная на ослабление навязчивых мыслей. [2] Метод основывается на «вентилирующем эффекте» ассоциативнойпреднастройки. Возникновение новых ассоциаций уменьшает прочность существующих. Поскольку пациенты с неврозом навязчивых состояний проявляют заметные отклонения или ограничения в семантических сетях, связанных с неврозом навязчивых состояний (например, рак ассоциируется только с «болезнью» или «смертью», огонь связан только с «опасностью» или «разрушением»), им рекомендуется представлять нейтральные или положительные ассоциации для познаний, связанных с неврозом навязчивых состояний (рак = знак зодиака, животное, краб, огонь = светлячки, фейерверк, свечи, ужин). Первые исследования экспериментально подтверждают целесообразность и эффективность подхода для подгруппы пациентов. [5] 1.2. Психологические особенности консультирования детей подросткового возраста. Подростковый возраст называют критическим возрастом в широком смысле слова. Более точно— выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту. [9] Для психологического консультирования подростковый возраст детей клиентов — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается. При этом соответственно резко расширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви, их дочерей и сыновей — до опасности наркоманий и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей. [6] Все это делает задачу описания особенностей консультирования родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной. И все же стоит выделить наиболее отчетливые ориентиры. [6] Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста.[6] Психологические задачи подростков этого возраста известны — это, прежде всего, задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной . Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности вуспехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного “Я” [10] Во-вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более — подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае —подростка. [8] Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, опосредованной его позицией в этой социальной ситуации. [8] Этот важный предметный принцип работы психолога-консультанта заметно усложняет его деятельность. Первый же опыт консультирования родителей подростков в возрастно-психологической консультации при кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ (1984) или в консультативном центре Института детства Российского детского фонда (1989) показал, что сами подростки относятся к процедуре консультирования совсем не так, как более младшие дети. [6] Если детей до шестого класса включительно родители совершенно спокойно приводили в консультацию, и дети полно и содержательно отвечали на вопросы психолога, чувствуя себя скорее испытуемыми, нежели равноправными субъектами, то подростки в условиях консультирования, инициатива которого исходила от их родителей, чувствовали себя «не у дел». «Разговорить» такого подростка было, как правило, весьма трудно, достоверность выполнения ими психодиагностических процедур оставляла желать лучшего. В итоге кратковременное психологическое консультирование (два-четыре сеанса) родителей детей подросткового возраста не давало психологам-консультантам возможности надежно взглянуть на заявленные проблемы глазами самих подростков, а это было и остается одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей. [6] Один из возможных выходов из такого рода ситуации — нацеленное создание доверительного контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно — в процессе групповой психологической. [6] В-третьих, при консультировании диады родитель — подросток вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары. Вот как их описывает Ю.Алешина [6] Преимущества работы с парой:большая диагностичность беседы с супружеской парой, наглядность проблем в паре; работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами; присутствие пары позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции — психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом; приход пары в консультацию означает более серьезную мотивацию на работу; предполагается, что такая работа будет более глубокой и длительной; консультирование пары облегчает клиентам, обсуждение происходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим. Трудности при работе с парой:вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.;работая с парой, необходимо всеми силами не давать супругам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них; работа с парой более уязвима: нежелание работать одного супруга мешает работе с парой в целом; работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности. Указанные особенности работы с парой супругов практически полностью переносятся на работу с парой родитель—подросток. [6] В-четвертых, при консультировании родителей детей подросткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности.[6] Как известно, существует несколько представлений о той целостности (системном целом), с которой имеет дело психолог-консультант в своей работе. Для семейного психолога такой системной целостностью является семья. Методы диагностики и интервенции, которые использует семейный психолог-консультант, приспособлены именно к такому целому. Для индивидуально-психологического консультирования целостностью часто становится индивидуальное сознание клиента. Некоторые психологи-консультанты так и заявляют: «Я имею дело в консультировании с сознанием индивидуального субъекта». [10] Возможны и другие представления об этой целостности, например включение в нее тела клиента, если психолог пользуется приемами телесно-ориентированной терапии, или даже планет и звезд и их взаимного расположения, что несомненно имеет место в работе психолога-консультанта — астролога. [6] Каковы же представления о целостности, с которой имеет дело в своей консультативной деятельности возрастной психолог-консультант? Гипотеза (она основывается на опыте работы многих возрастных психологов-консультантов) такова — этой целостностью является индивидуальный жизненный путь ребенка, который снимает в себе семейную ситуацию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и будущее, генетически заданное и культурно приобретенное, особенности прохождения нормативных возрастных кризисов и особенности формирования психологических новообразований всех предыдущих возрастов и многое другое. Не диада «родитель —ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой, а индивидуальный жизненный путь ребенка — вот системный целостный объект, с которым в своей консультативной практической деятельности имеет дело возрастной психолог-консультант. Его диагностические методы, коррекционно-развивающие и реабилитационные техники наиболее адекватны именно этому видению целостности его работы. [6] При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя (родителей), есть закономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возрастов его жизни. [6] Прекрасное, хотя и гипотетическое (основанное на генетической реконструкции) описание формирования внутри жизненного пути таких «рельефных» индивидуально-личностных особенностей подростков как жестокость, склонность к воровству и использование вранья для извлечения личной выгоды дал в свое время в своих работах Л. Б. Филонов.[6] Эта закономерность — влияние особенностей прохождения предыдущих возрастов на прохождение последующих — имеет место во всех предыдущих возрастах, но именно в подростковом возрасте это становится именно отдаленным следствием, более трудным для восстановления в условиях консультирования. К тому же подросток в несравненно большей степени является субъектом своего целостного жизненного пути, чем дошкольник и даже младший школьник (это отмечает А. Г. Асмолова, подчеркивая, что подросток впервые сам выбирает себе ведущую — в психологическом смысле этого слова — деятельность. [6] В этом же смысле можно сказать, что для анализа проблем подросткового возраста относительно менее пригоден так называемый синдромный анализ типовых случаев, разработанный и успешно применяемый А.Л.Венгером в психологическом консультировании родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. [8] Необходимость учитывать влияние отдаленного прошлого на проблемы подростка или проблемы родителей с подростком удивительно корреспондирует с необходимостью учитывать" также и влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка вообще характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие конкретные техники психологического консультирования подростков используют именно приемы работы с ориентировкой подростка во времени — в будущем и в прошлом, в индивидуальном и родовом для подростка. Даже такие значимые для подросткового возраста психологические процессы, как личностное и профессиональное самоопределение, важнее для будущего больше, чем для настоящего. [8] Наконец, в-пятых, отличительной особенностью психологической консультативной работы с родителями подростков и с самими подростками является значительно большее, чем в предыдущие возрасты, внимание со стороны психолога к зарождающейся сексуальности подростка. Дети младшего школьного и дошкольного возраста — не бесполые существа, но только при работе с подростками психологу-консультанту впервые приходится вести себя с ними в каждый момент времени как с нарождающимся мужчиной или с нарождающейся женщиной. Задача половой идентификации — центральная для подросткового возраста [6]. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |