Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовое упражнение 9 для учителя




Дик Брюн

Аттие Лихтхарт

 

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Опыт вальдорфской школы

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

 

3. Старшая школа .................................................................................................... 120

3.1. Введение................................................................................................................ 120

3.2. Живопись в 9 классе ........................................................................................... 123

3.3. Живопись в 10 классе .......................................................................................... 133

3.4. Живопись в 11 классе .......................................................................................... 139

3.5. Живопись в 12 классе .......................................................................................... 145

 

СТАРШАЯ ШКОЛА

ВВЕДЕНИЕ

В возрасте около 14-ти лет (конец 8 класса) юноши и девуш­ки охвачены физическими и эмоциональными изменениями, имеющими отношение к тому, что Штайнер называет «земной зрелостью». Это развитие впервые предвещается в 6 и 7 классах, также и в направлениях художественной работы. Заканчивается период творческой фантазии (с 7 до 14 лет). Изобилие образов ис­чезает. Собственное суждение развивается порывисто и скачкооб­разно. Новые чувства, удивляя, уничтожают былую уверенность. Высвобождается астральное тело (тело ощущений). У девочек из­менения выражаются иначе, чем у мальчиков. Различие в спосо­бе познания значительно. Крайнее чувство одиночества и нена­дежности вдруг сменяется опрометчивостью и необузданной ши­ротой. Здесь от учителя требуется абсолютно новое отношение. Классный учитель, которому доверяют и которого уважают, более не является очевидным лидером. Учителю в старшей школе те­перь нужно быть, в первую очередь, человеком и специалистом. В лучшем случае, он станет другом. Те же слова подходит и для учителя рисования и живописи. Его знания, наряду с чувством юмора, создадут необходимую атмосферу, в которой каждый уче­ник может позитивно сотрудничать с учителем.

В учебном плане, где идет речь о физиологии возраста, Штай­нер рекомендует в юношеском возрасте (в частности, в 9 классе) уб­рать работу с цветом с тем, чтобы могло полностью выступить впе­ред черно-белое. Существует как множество примеров из истории искусств, так и разнообразных техник выполнения черно-белого рисования. Старшеклассник сильно переживает полярность между светом и тьмой. Между ним и миром вещей исчезает вдохновение-воодушевление детства. Сквозь окружающий мир теперь на него смотрит смерть. В противовес мертвому холоду вовне, он пережи­вает неизведанную, неконтролируемую внутреннюю жизнь.

Используя черно-белое искусство, мы пытаемся понять дейс­твие света. Оказывается, свет оживляет вещи в мире, дает им «цвет», даже если мы работаем с черно-белым. В свете и цвете, даруя уверенность, открываются законы космоса. Наконец, свет делает видимой красоту; мы способны ее переживать, следова­тельно, она существует. Как доказательство существования выс­шего мира, искусство является одном из немногих вещей, кото­рой подросток продолжает доверять.

Темы для заданий остаются простыми, но большое внимание уделяется усовершенствованию и завершенности работы. Прежде всего, внимание акцентируется на оттенках света в наблюдаемом пространстве. Во-вторых, основным моментом должно стать выз­ванное вновь переживание и наблюдение мира цвета и особеннос­тей каждой применяемой в работе техники.

У учителя будут разные способы работы с каждым классом, так как каждая группа имеет свой характер. Ни техническое со­вершенствование, ни исполнение тематической программы не яв­ляются в данном случае целью при подборе задания, скорее, учи­теля интересуют стадия развития, на которой находится группа и возникающие из этого индивидуальные интересы учеников. Ис­кусство - это способ выражения невидимого, невыразимого сло­вами. Для тех, кто практикует это, особенно ценно сравнивать свои собственные работы с работами других или проводить срав­нение между одновременно выполненными заданиями, похожи­ми темами и «метаморфическими» работами. В эскизах для учи­телей Штайнер дает такие примеры: восход и закат, дерево в сол­нечную погоду и деревья во время бури. Так одна тема превраща­ется в другую: лето переходит в осень в следующей работе.

Обсуждение до и после выполнения работы является тонким вопросом также и на старшей ступени. На искусство само по се­бе (также и на известные произведения искусства) нужно смот­реть критически. Должно быть найдено равновесие. Предшеству­ющее введение и задание по выполнению части работы чрезвы­чайно важны при оценивании, рассмотрении и выставке работы. Работу, выполненную учениками, никогда не следует оценивать или вывешивать без дальнейшего объяснения. Склонность так поступить в старшей школе велика. Учитель может наблюдать, что ученики подписывают, датируют или нумеруют работу, и что при этом ими упоминаются задание или тема работы.

Практическая сторона всей художественной деятельности является первой составляющей урока . Здесь она скромно отде­ляет себя от «высокого искусства», но фактическая тема та же: создание образа из связи между внутренним и внешним. В этом процессе ученики переживают нечто подобное пребыванию в по­ложении импрессионистов или экспрессионистов. В процессе ра­боты ученики также ощущают разницу между вдохновением и заданием или момент между воображением и необходимостью, материальный образ, игру, человеческую свободу. Затем, в 12 классе, уже имея этот опыт, они смогут легко осознавать твор­ческий процесс во время обсуждений «Писем об эстетическом воспитании человечества» Шиллера.

Во всех классах особое внимание уделяется форме и цвету. Учитель показывает возможности для выражения большего, чем то, что фотографически, академически и технически пра­вильно. С другой стороны, он продолжает уравновешивать вооб­ражение с видимой действительностью или действительностью задания. В 11 и 12 классах, изучив все виды черчения от древ­ности до нашего времени, можно снова возвратиться к свобод­ному рисованию печи, завода, животного и человека, например, в самодельно переплетенном альбоме.

Штайнер не дает никаких указаний относительно рисова­ния животных на старшей ступени, в отличие от рисования рас­тений (См. главу «Живопись в 11 классе».) В набросках живот­ных стремление к соответствию их природе является лучшим средством «поймать» характер.

Таким образом, старшеклассники совершенствуют свою тех­нику и умения, выполняя хорошо обсужденные задания. Не все техники могут быть применены в школе. Опыт показывает, что технические умения, создаваемые в течение многих лет (напри­мер, использование акварели), дают возможность ученическим фантазиям, которые постепенно исчезают после пубертата, приоб­рести форму, цвет и контекст.

Свобода в самостоятельном выборе темы задания обычно не приводит к удовлетворительному результату (даже у 12-классника). Правильно структурированные, подобранные индивидуаль­но задания, привлекают ученика и помогают сформировать связь с другими темами в тематическом плане. «Создание из ничего» требует значительного приложения воли. Такое задание, как сде­лать, например, книгу с иллюстрациями для ребенка, только-только начавшего ходить, несмотря на свою ограниченность в размерах и содержании, направляет воображение старшеклас­сника и придает ему энтузиазма к действию. В этом случае уче­ник переживает дилемму художника, стоящего между заданием и вдохновением, вопросом и ответом, свободу между различны­ми вариантами выбора. Особая задача учителя искусства на стар­шей ступени — предоставить ученикам переживания, которые помогают им усилить веру в себя.

Указаний, данных Штайнером для работы на старшей сту­пени, ровно столько, сколько вопросов, заданных в то время, когда он мог отвечать на них. Даже сейчас мы можем найти от­вет только тогда, когда мы знаем, как задать вопрос - основы­ваясь на собственной практике, испытывая симпатию к учени­кам. Правильно используя некоторые указания, данные Штай­нером и понимая, каким образом это связано с психологией старшеклассника, сегодняшний учитель найдет современные и индивидуальные варианты заданий в пределах учебного плана. Исходя из этого, многие дидактические указания здесь не упо­минаются и время от времени появляются только лишь ссылки на советы Штайнера.

Учебный план для старшей школы, описанный здесь, также включает подготовительные основные упражнения, такие как подготовка к уроку (как содержательно, так и уделяя внимание техническим аспектам).

 

ЖИВОПИСЬ В 9 КЛАССЕ

В 9 классе изобразительные искусства преподает учитель-предметник. Его профессионализм, дисциплинированность, внутренняя сила и юмор помогают 14-15-летним ученикам пробиваться вперед, благодаря применяемым в процессе мето­дам работы.

 

Базовое упражнение 9 для учителя

Мы наблюдаем какое-то время, как «работает» свет, проходя сквозь маленькое отверстие в коробке из-под обуви. Например, он падает на дно и окрашивает стены в различные оттенки серого. Все это мы рисуем на большом по размеру листе бумаги с помо­щью угля, начиная с серых оттенков на стенах без использования линий для очерчивания форм. Оставляем открытое пространство для окна. Самая темная область (где она расположена?) окраши­вается строго в черный, и, между этим черным и белым, появля­ется как можно больше оттенков серого, ограниченные и перете­кающие от темного к светлому и наоборот.

На расширенном формате структура пространства не должна быть передана сильнее, чем работа света. Таким образом, реко­мендуется затемнять серый равномерным движением руки до тех пор, пока и пространство не успокоится, и не очертятся границы. Поначалу для многих учеников это - настоящая борьба. Но как только весь белый исчезает с листа (кроме окна), внутреннее прос­транство начинает рассказывать свою историю, делая однообраз­ную работу интересной.

Работы Дюрера как источник вдохновения для черно-белого рисования

В период пубертета решающее значение для педагогики имеет овладение материалом и техникой. Для этого требуется упорный труд и научность исследования. Так, качества исследователя и за­воевателя превращает художников, таких, как Дюрер, в лицо эпо­хи Ренессанса. Его работы имеют особое влияние на девятиклас­сника (и на старшеклассника вообще). Очарованные однажды рассказом учителя, ученики находят темы и технику Дюрера такими обворожительными, что появляются попытки следовать за масте­ром и понять его. В качестве введения можно рассказывать биогра­фию Дюрера или описать время, в которое он жил. С помощью «Иеронима в келье» можно указать на значение физического и ду­ховного света (вокруг головы святого). В «Меланхолии» мы нахо­дим образ, в котором изображена мистическая мудрость. Мы мо­жем исследовать взаимодействие света и тени. Мы не анализируем символизм в гравюре, но вопросы учеников можно записать.

Таким образом, первой работой в 9 классе могло бы быть исс­ледование «Меланхолии» с помощью глаза и руки. Не путем об­рисовки и очерчивания линий, а путем оттенения углем. Посте­пенно вырисовывается таинственное изображение: тяжелая фигу­ра ангела, маленький круглолицый ангел, многогранник, шар, собака, свет вдали и т.д. Увеличение масштаба - отличное упраж­нение. Такое увеличение может рассматриваться поначалу как техническая задача для всего класса. Ученики работают с копи­ей реальных размеров, возможно, опираясь на рисунок учителя на доске. «Откуда приходит свет?» - спрашиваем мы, когда ри­сунок закончен и наблюдение стало переживанием. Целью явля­ется передача не только композиции, но и света на предметах и вокруг них с учетом живописных правил.

Перед тем, как приступить к изучению дюреровских гра­вюр, мы могли бы, например, восстановить черно-белое рисова­ние, начиная с простейшей перспективы. С помощью графита или древесного угля сверху слева появляется черное пространс­тво, блекнущее книзу, со свободной границей (справа). Далее рисуется правая сторона листа: сверху вниз от очень светлого вверху к черному внизу со всеми переходами серого. Много вни­мания уделяется встрече двух пространств. При этом не должна появиться вертикальная черная или белая линия. Работа посто­янно рассматривается с расстояния, чтобы было возможно ее исправлять. Подобные упражнения делаются с горизонтальны­ми и другими границами.

Второй рисунок мы снова начинаем с черного сверху во всю ширину бумаги. В этом пространстве, которое постепенно светле­ет, опускаясь вниз, мы оставляем округлую область. Этот «остав­ленный открытым» круг покрываем, начиная сверху, от светло­серого к черному. Наблюдая работу издалека, ученики самостоя­тельно корректируют степень «круглости» так же, как и реали­зацию прохождения через все серые тона.

Для следующего упражнения мы берем простой белый объект, на котором слегка отмечены тень и свет - белый мяч или рулон туалетной бумаги. Окружающее пространство делаем се­рым. Место для объекта оставляем свободным. Чтобы наблюдать объект немного с высоты и видеть тень на заднем плане и переднюю сторону предмета одновременно, не следует далеко отходить, причем необходимо находиться немного выше выбранного пред­мета. Не только объект должен быть белым, но и задний план и пространство под ним. Для создания белого пространства вокруг хорошо подходит бумага для рисования. На белой бумаге появля­ются необыкновенно нежные серые оттенки. В связи с этой ком­позицией мы выполняем следующее интересное промежуточное упражнение. Белая бумага идеально подходит для наблюдения тонких оттенков светотени. Можно скопировать графитом кусок бумаги, свободно завернутый или слегка скомканный. Это требу­ет от девятиклассника огромной концентрации, но как только по­ловина работы сделана, видимая часть зажигает энтузиазм и усо­вершенствованное умение позволяет несколькими движениями белому появиться на белом. Это - задание для одного урока. Можно также повторить его снова, потому что малейшее измене­ние света изменяет все. И скомканный клочок бумаги неимовер­но трудно воспроизвести, когда он уже убран.

Теперь более сложный объект одной из гравюр Дюрера: шар, колокольчик, ключ, череп. В зависимости от протяженности урока, это задание, по меньшей мере, для двух уроков, с тем, чтобы в работе присутствовала пауза. Снова существует два пути работы. Первый урок: объект перед нами, и мы срисовываем его. Второй урок: берем гравюру Дюрера, пристально рассматриваем, как он нарисовал объект, и воспроизводим его на большом фор­мате. Дюрер использует штрихи. Мы можем либо точно следо­вать ему, либо действовать иначе; например, благодаря работе широкой стороной угля возможно достичь таких же серых оттен­ков, как и при чередовании черно-белых штрихов в гравюре. Кстати, лучше всего использовать метод, описанный выше, т.е. затемнять серым задний план и оставлять свободным место для объекта. Таким образом, мы рисуем среду, иными словами - тот свет, в котором расположен объект. Затем мы воспроизводим то, что мы видим как тень на объекте (объект становится пространс­твенным). И, наконец, этот пространственный объект бросает тень в окружение (он «передвигает» свет). Эта тень обычно самая темная и должна быть воспроизведена в полную силу, чтобы со­единить объект и пространство.

Размер бумаги, на которой мы работаем и то, чем мы рису­ем, должны быть совместимы. Бумага не должна быть слишком тонкой. Большой формат активизирует внимание и препятствует жесткости в работе. Сохранение белого поля по краю листа име­ет технические и педагогические преимущества: лист можно раз­ровнять (чистой рукой), поле оставляем свободным, а точные гра­ницы появляются при рисовании. К тому же, мы не рисуем сна­чала линию для того, чтобы отделить белое поле.

После такой интенсивной работы над внешним, теперь мож­но взглянуть и во внутреннее пространство. Например, «Иероним, пишущий в своей келье» превосходно схвачен Дюрером. Для того, чтобы пронаблюдать действие света в пространстве, мы используем обычную коробку с отверстием для «подглядывания» и окошком. Это помогает соединить внутреннее представление и внешние наблюдения. Также возможно отгородить часть класса от того пространства, откуда приходит свет, и нарисовать это. Другие возможности: например, помещение с приоткрытой две­рью, свет, падающий на пустой стол, или чья-то пустая комната также дают возможность воспроизвести на бумаге крайнее нап­ряжение между светом и тьмой. Для начала предлагаем нарисо­вать пространство, подобное тому, в котором изображен Иероним, но пустое.

Следующим шагом гравюра Дюрера воспроизводится в большом формате (приблизительно). В этом задании мы сосре­доточены на отношениях между светом и тенью, а не на том, как нарисован каждый отдельный предмет. Здесь также мы от­казываемся от контурного рисования в пользу «работы плоскос­тями». На доске или на большом белом листе бумаги учитель может дать общую схему соотношений. Ученики одновременно могут следовать этому и начинать работу со светотенью индиви­дуальным путем. «Квадратности» в работе следует избегать. В подготовительной части задания мы нарисовали комнату как пустое пространство, теперь подобным образом мы работаем, ос­тавляя свободными пространства для объектов и фигуры Иеронима (включая нимб вокруг головы). По собственному выбору, ученики начинают с изображения элементов или работают гори­зонтально, сверху вниз.

Немного позже совместно рассматриваются работы всех уче­ников. Учитель может указать на различные пути. Обсуждая, лучше не показывать слишком много, а с помощью нескольких примеров выяснить некоторые «пункты, требующие внимания». Такими пунктами являются:

- равномерно занятые области: так, что глаз может двигать­ся вокруг предметов и может быть уведен вглубь пространства;

- степень отчетливости границ, делающая формы видимыми;

- пропорции и невидимые соединяющие линии повсюду в рисунке.

Принимая во внимание рекомендации Штайнера «развивать техническое художественным путем», при рассмотрении в 9 клас­се всех видов конструкций, объектов или пространств в черно-бе­лом, в светотени мы особенно сильно задействуем эстетическое. Очевидно, что здесь мы не имеем никаких отношений с чем-то внешним, а стремимся к тому, чтобы оживить мертвенный пус­той мир с помощью действия света.

В этом учебном курсе ремесло и техника занимают важную позицию в связи с несколькими темами. Обучение печатному де­лу, а именно гравюре на дереве и линогравюре связано с потреб­ностью 14-15-летних ознакомится с предметными дисциплинами. Оборудование предъявляет свои требования. Следовательно, тех­ника работы усовершенствуется. Работа должна быть выполнена поэтапно. В этом возрасте не придается уже особое значение экс­периментированию и тщательному рисунку. При работе с гравю­рой нам следует придерживаться начального уровня в разработке простых черно-белых тем, в которых перспектива светотени рас­крыта в той же степени, что и в рисовании. Позднее нужно напи­сать отчет о рабочем процессе. Следует дать достаточно работы каждому ученику (особенно в 9 классе). Работа по группам (с по­ловиной класса) дает учителю больше возможностей для индиви­дуальных советов и поддержки. Огромное стремление девятик­лассника действовать сдерживается последовательной техникой, строгой пошаговостью. Простые, поддающиеся наблюдению те­мы, помогают ученикам глубже понять действие света. Одного примера работы из предыдущих лет и встречи с «шедевром» Дю­рера обычно достаточно в качестве источника вдохновения.

Штайнер рекомендует использовать гравюру Дюрера для 14-16-летних. Если работа с ней была проделана в 8-м классе, необ­ходимо узнать у учителя начальной и средней школы, что имен­но было сделано и каким образом. Теперь задание можно услож­нить или разнообразить соответственно уровню 9-классников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...