Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗАСтр 1 из 4Следующая ⇒
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
При изучении дисциплины «Управление маркетингом» важное место занимают вопросы, связанные с маркетинговым анализом. Ведь аналитическая функция — одна из главных функций маркетинга. Маркетинговый анализ необходим для более всесторонней оценки прошлой и нынешней деятельности предприятия, его внешней среды. Планирование стратегий будущей работы предприятия на рынке также должно базироваться на маркетинговом анализе. Для проведения маркетингового анализа необходимы определенная теоретическая подготовка, понимание рыночных процессов и поведения покупателей, знание основных экономических и маркетинговых аспектов деятельности предприятия. Кроме того, необходимо умение пользоваться практическими методиками анализа. Эти вопросы и рассматриваются в данной части пособия. Рассматриваемые методики могут использоваться студентами не только при изучении теоретических основ дисциплины «Управление маркетингом», но и при выполнении курсовых работ по ней, а также выпускных работ. Ведь в дипломном проектировании вопросы маркетингового анализа также имеют немаловажное значение. В частности, маркетинговый анализ может применяться при решении следующих задач: — маркетинговое обоснование конструкторских и технологических разработок; —совершенствование сервисного обслуживания покупателей; —выявление резервов использования ресурсов предприятия; —улучшение финансовых показателей предприятия; —повышение рыночной эффективности деятельности предприятия; —улучшение социальной и экономической ситуации в регионе. Определенная сложность маркетингового анализа состоит в том, что он не в такой степени «цифровой», как технико-экономический анализ, и состоит из логических выводов, рассуждений, сравнений, предположений. Результаты такого анализа могут включать много текста, что осложняет их восприятие. В связи с этим необходимо повышать наглядность результатов анализа при помощи текстовых таблиц, схем, диаграмм. Некоторые из них приведены в данном пособии. В управлении маркетингом у руководителей предприятий постоянно имеется потребность в информационном обеспечении. С этой целью применяются различные информационные процессы — ведется изучение экономических показателей самого предприятия, явлений, происходящих на рынке и в обществе. Работу с информацией в маркетинге можно представить в виде схемы на рис. 11.1. Таким образом, маркетинговый анализ является частью и этапом маркетинговых исследований. Маркетинговый анализ — всестороннее рассмотрение ситуаций, процессов, субъектов на товарных рынках и рыночной деятельности предприятия. Это многосторонний процесс получения выводов из собранной в ходе маркетингового исследования и обработанной информации. Такой анализ необходим, чтобы снизить риск маркетинговой деятельности предприятия, повысить эффективность управленческих решений, а в определенных случаях — для регулирования рыночных процессов. Поскольку анализ является частью маркетинговых исследований, то его цели следуют из целей всего исследования: —дать оценку нынешнего состояния рынка и перспектив его изменения; —оценить конкурентную позицию фирмы на данном рынке; —спрогнозировать реакцию рынка на предполагаемые действия предприятия; —выяснить мнение, отношение и потребности покупателей; —выявить характеристики потенциальных посредников; —оценить условия сотрудничества с различными поставщиками. Как указано в определении, маркетинговый анализ —-это многосторонний процесс. В этом процессе можно выделить следующие аспекты: —осмысление, объяснение, оценка и обобщение собранных данных; —выявление существующих закономерностей и тенденций на рынке; —установление взаимосвязей между отдельными процессами на рынке; —разработка прогнозов развития рыночных процессов. Результаты анализа по сравнению с собранной исходной информацией более пригодны для выполнения последующих маркетинговых функций — разработки планов, принятия управленческих решений, организационных преобразований. В маркетинговом анализе можно выделить два вида: конъюнктурный (текущий) и стратегический. В ходе конъюнктурного анализа делаются оценки состояния рынка в настоящее время: —сбалансированность; —емкость; —структура; —тенденции развития в ближайшее время. На стратегическом уровне выполняется анализ более устойчивых явлений на рынке, закономерностей изменения рынка. На этом уровне выделяют два основных направления: —анализ внешней среды (на микро- и макроуровнях); —анализ маркетинга на предприятии (внутренний анализ). В данном пособии большее внимание уделяется именно этим направлениям анализа. Стратегический маркетинговый анализ выявляет комплекс взаимосвязей предприятия с внешней средой, соответствие его действий открывающимся на рынке возможностям и имеющимся опасностям. Результаты такого анализа необходимы, чтобы объективно оценивать собственные возможности предприятия, силу и слабость конкурентов, выделять наиболее эффективные направления экономического роста предприятия, формировать маркетинговую политику, разрабатывать долгосрочные стратегии. К анализу внешней сферы относится изучение покупателей, конкурентов, поставщиков, посредников, а также процессов в экономике, политике, демографии и т. д. Анализ маркетинга на предприятии включает рассмотрение товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия, организационных аспектов маркетинга на предприятии. Следовательно, предметом маркетингового анализа является деятельность отдельных субъектов, ситуации, процессы и явления на рынке и в обществе, рассматриваемые в динамике. Объекты маркетингового анализа — это отдельные предприятия, организации, люди, семьи и их совокупности (отрасли, рынки, слои населения и т. д.). Для улучшения восприятия результатов анализа они могут представляться в следующих видах: —укрупненные качественные оценки; —детальные количественные показатели; — графическое оформление в виде таблиц, графиков, рисунков. Анализ должен быть как можно более конкретным, его выводы — точно определенными, так как они будут служить информационной основой работы руководителей предприятия. АНАЛИЗ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Поскольку покупатели — основной объект маркетинга, то анализ факторов внешней среды целесообразно начать с них. Анализ покупателей может проводиться по следующим направлениям. —потребности и мотивация покупателей; —покупательские предпочтения товаров; —намерения совершить покупку; —поведение до, во время и после покупки; —факторы, влияющие на поведение покупателей; —удовлетворенность покупателей; —отношение к анализируемому товару; —отношение к предприятию. Эти направления анализа взаимосвязаны и работа по ним часто ведется одновременно, например, анализ отношения к товару и к фирме в целом. Сбор информации, необходимой для подобного анализа, проводится всеми традиционными методами: опрос, наблюдение, эксперимент. Ниже рассматриваются некоторые из названных аспектов анализа покупателей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |