Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретическая база исследования




Актуальность исследования

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 380 «Ладушки». В детском саду функционирует 11 групп,три из которых для детей раннего возроста ,две для детей с общим недорозвитием речи. Основными приоритетными направлениями в работе ДОУ являются: физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое (включая раннее обучение английскому языку). познавательно-речевое (включая раннее обучение английскому языку).Данная работа осуществляется со средней группы и охватывает три возрастных периода: с 4до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. «Диагностика определения уровня сформированности элементарных навыков общения на иностранном языке детей дошкольного возраста в системе «Детский сад - начальная школа».

Таким образом, в ДОУ созданы благоприятные условия для организации работы по данному направлению. Тема исследования педагога является основным звеном в образовательной концепции дошкольного учреждения.      

Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников. Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне.

Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Поэтому проблемы раннего обучения иностранному языку продолжают оставаться в центре внимания исследователей. Ребёнок способен запоминать материал целыми «блоками», которые как бы впечатываются» в его память. Легче всего это происходит в игре. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Игра для них – это способ познания окружающего мира. Таким образом, игровая методика является аутентичным материалом для использования её в качестве содержательной основы на ранней ступени обучения. Ни какой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как игры. Она, во-первых, способствуют формированию мотивации учения; во-вторых, повышают воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета; в-третьих, являются прекрасным средством обучения иноязычному общению.

    В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения        второго языка. У детей пока ещё отсутствуют действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком.

Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует процессы овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности. Цели, которые ставят перед ребёнком взрослые, для него слишком абстрактны, поэтому всё обучение вынуждено строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребёнка. В этом – основа и преимуществ, и недостатков раннего изучения иностранных языков.

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (с 4 лет) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языками(Е.И.Негневицкая, В.С.Мухина, Н.Д.Гальская и др.)

Однако, как показала практика, процесс обучения иностранному языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу различных причин, среди которых:

· Отсутствие преемственности между детскими садами и школами,

· Отсутствие должного методического обеспечения,

· Нехватка специально подготовленных кадров,

· Предлагаемые методики обучения не учитывают всех объективно

  существующих факторов и условий реального процесса обучения.

В настоящее время разработаны программы для изучения иностранного языка в дошкольных учреждениях, однако их анализ показывает на некоторые недоработки: недостаточный объем материала по темам или же слишком большой акцент делается на фонетические единицы, или структура построения занятий не соответствует дошкольному возрасту и т.д. Всё это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования преподавания.

Ведущая педагогическая идея исследованиязаключается в определение путей повышения эффективности образовательного процесса, направленного на формирование иноязычных навыков детей дошкольного возраста путем активного использования игровых методик и технологий в учебном процессе.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, необходимо использовать в качестве методического приёма игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребёнок станет активным участником образовательного процесса.

Длительность работы над исследованием

Работа над опытом охватывает период с 2010 год по 2012 год – 3 года. За данный период осуществляется обучение детей, начиная со средней группы и до подготовительной, т.е. до выпуска в школу.

Работа включает несколько этапов:

I этап - начальный (констатирующий - диагностический) - сентябрь;

II этап - основной (формирующий) – октябрь – апрель (3 года обучения);

III этап - заключительный (контрольный) – апрель, май.

Начальный период предполагает первичное знакомство с дошкольниками, выявление уровня развития детей, изучение индивидуальных особенностей и интереса к изучению нового языка.

На основе полученных данных планируется работа с учетом специфики групп. Уровень владения иностранным языком детей – выпускников дошкольного учреждения определяется проведением диагностики в конце учебного года – путем тестирования понимания иноязычной речи и говорения.

Теоретическая база исследования

В исследование раскрывается система работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, направленная на формирование элементарных навыков общения на английском языке посредством широкого использования в учебном процессе игровых методик и технологий.

В опыте представлено перспективно-тематическое планирование занятий для средней, старшей и подготовительной групп, занятия систематизированы по тематическим блокам. В рамках каждой темы составлены лексические единицы, грамматические речевые/ образцы микродиалоги, песни, стихи, рифмовки и игры. Подробно описывается схема занятий, раскрывается методика работы на каждом этапе занятия, представлены разного вида занятия: интегрированные занятия по английскому языку и развитию элементарных математических представлений, английскому языку + изобразительная деятельность, конспекты занятий, праздников, досуговых мероприятий, инсценировок сказок, мюзикл, где широко используются

песни, стихи, рифмовки, ситуации, построенные на основе сказок, музыкальные разминки, игры, игровые упражнения.

В основе педагогического опыта лежат идеи ведущих специалистов таких, как Н. А. Бонк, Н. В. Вронская, Ю. В. Кириллова, Н. М. Малкина, И. В. Егорова, Л. И. Спирина, которые считают оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку возраст – четыре-пять лет. Они подчеркивают, что данный возраст является наиболее благоприятным

для овладения иностранным языком в силу таких психологических особенностей, характерных для ребёнка – дошкольника, как интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и лёгкое запоминание языковой информации, импритинг, особая чуткость к явлениям звука, способность к имитации. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн), так в зарубежной (Б. Уайт, Дж. Брунер) психологии есть данные о том, что ребёнок овладевает и иностранным языком легче, чем взрослый.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Исследования ведущих университетов Канады и США показали, что у детей, которые изучают иностранные языки в дошкольном возрасте, когнитивные способности развиваются лучше, они раньше овладевают чтением, способны гибко и на абстрактном уровне усваивать язык.

Л. С. Выготский писал, что развитие мышления детей зависит от педагогических условий: «Там, где среда не создаёт соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развития интеллекта, там мышление ребёнка не развивает всех действительно заложенных в нём возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием» [1972, т. 2, с. 134].

Идея Л.С. Выготского сводится к тому, что само по себе накопление языковых знаний, ассоциаций и связей никогда не приводит к появлению высших форм интеллектуальной деятельности.

В научно-методической литературе разработку эффективной методики и организацию обучения иностранному языку дошкольников предлагается осуществлять преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности детей. Считается, что игровая методика на занятиях английского языка является основным ведущим видом деятельности детей в

дошкольном возрасте. Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определённый запас английской лексики, заучивают много считалок, стишков, песенок, знакомятся со страноведческим материалом. Такая форма проведения занятий создаёт благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Именно использование

игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Поэтому очень важно использовать в работе с детьми всевозможные игры, тем самым, создавая возможную языковую среду на учебных занятиях и на занятиях кружка. Игра же создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Изучив и проанализировав имеющиеся практические наработки таких авторов, как Вербовской М. Е., Шишковой И. А., Бонк Н. А., Егоровой И. В., Спириной Л. И., Кирилловой Ю. В., Рыжковой И. А., Тарасюк Н. А., Штайнепрайс М. В., Надежда Ильинична разработала свою систему работы с детьми дошкольного возраста.

Новизна исследованиясостоит в комбинировании известных методик и технологий, в рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса. Новизна заключается в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативных навыков иноязычной речи, привитии интереса к изучению иностранного языка и подготовке к дальнейшему обучению в школе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 126.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...