Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

 

Рабочая программа дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Направление подготовки

081100ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Профиль подготовки

Региональное управление

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»  (протокол № ___ от                              20____г.) Одобрено кафедрой         общей психологии       (протокол № _____ от                               20___ г.) Зав.кафедрой _________________________

 

Москва

2012

Егорычева Ирина Дмитриевна, кандидат психологических наук, кафедра социальной психологии, программа предназначена для студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Включает в себя цели освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате ее освоения, структуру и содержание дисциплины по трем формам обучения (очная, заочная, очно-заочная), перечень вопросов к экзамену, основную и дополнительную литературу.

 

Рецензент: зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСИ», д.псх.н., профессор Телегина Э.Д.

Цели дисциплины

Целями данной программы является введение студентов в мир психологических знаний, приобщение их к научному пониманию психологических явлений, формирование начальных научных знаний для понимания и объяснения особенностей действий, поступков собственных и других людей.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология» относится к циклу ООП Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин, как «История», «Философия», «Социология». Знания и умения, полученные в ходе изучения данной дисциплины, являются базовыми для освоения дисциплин «Основы управления персоналом», «Социальная психология», «Деловые коммуникации» (Профессиональный цикл, базовая часть), «Управление персоналом государственной службы», Конфликты в государственной службе», «Местные конфликты» (Профессиональный цикл,, вариативная часть (дисциплины по выбору).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

стремлением работать на благо общества (ОК-1),

знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования(ОК-4),

способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6),

способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний, умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13),

способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).

 

В результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен:

Знать:

разнообразную проблематику психологии как науки;

основные психологических категория и понятия,

подходы к изучению человека как субъекта деятельности и как личности;

основное содержание социально-психологических проблем, исследуемых психологией проблем;

Уметь:

подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с позиций научной психологии;

применять методы и средства познания особенностей собственной личности;

уметь самостоятельно определять проблем, связанные со строением и развитием личности и индивидуальности человека, его познавательных процессов, распознавать общие закономерности его поведения;

работать с учебной и научной психологической литературой;

Владеть:

основными научными понятиями психологии;

целостным представлением о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;

представлениями о закономерностях становления и развития личности, ее эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, о месте и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Структура и содержание дисциплины «Психология»  

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

Очная форма обучения (срок обучения 4 года)

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1. Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса. 2 5 1       4      
2. Психика и сознание. Самосознание. 2 8 1       7      
3. Человек как личность. 2 16 2   4   10      
4. Понятие о деятельности. 2 11 2   2   7      
5. Понятие общения. 2 14 2   4   8      
6. Познавательная сфера личности. 2 14 2   2   10      
7. Эмоционально-волевая сфера личности. 2 14 2   4   8      
8. Индивидуально-психологические особенности личности. 2 14 2   4   8      
9. Проблема развития и саморазвития личности. 2 12 2   2   8      
  ИТОГО: 2 108 16   22   70     Экзамен

 

Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1. Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса. 2 5 0,5       4,5      
2. Психика и сознание. Самосознание. 2 8 0,5       7,5      
3. Человек как личность. 2 16 1   4   11      
4. Понятие о деятельности. 2 11         11      
5. Понятие общения. 2 14 2   2   10      
6. Познавательная сфера личности. 2 14         14      
7. Эмоционально-волевая сфера личности. 2 14         14      
8. Индивидуально-психологические особенности личности. 2 14         14      
9. Проблема развития и саморазвития личности. 2 12         12      
  ИТОГО: 2 108 4   6   98     Экзамен

 

Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1 Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса. 2 5 0,5       4,5      
2 Психика и сознание. Самосознание. 2 8 0,5       7,5      
3 Человек как личность. 2 16 1   2   13      
4 Понятие о деятельности. 2 11         11      
5 Понятие общения. 2 14 2   2   10      
6 Познавательная сфера личности. 2 14         14      
7 Эмоционально-волевая сфера личности. 2 14         14      
8 Индивидуально-психологические особенности личности. 2 14         14      
9 Проблема развития и саморазвития личности. 2 12         12      
  ИТОГО: 2 108 4   4   100     Экзамен

 

Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
1. Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса. 2 2         2      
2. Психика и сознание. Самосознание. 2 6         6      
3. Человек как личность. 2 12 2   2   8      
4. Понятие о деятельности. 2 8         8      
5. Понятие общения. 2 12     2   10      
6. Познавательная сфера личности. 2 8         8      
7. Эмоционально-волевая сфера личности. 2 8         8      
8. Индивидуально-психологические особенности личности. 2 8         8      
9. Проблема развития и саморазвития личности. 2 8         8      
  ИТОГО: 2 72* 2   4   66     Экзамен

*36 часов подлежать переаттестации

Содержание дисциплины:

   
1. Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.   Представление о психологии как науке. Обыденное и научное познание в психологии. Современное определение психологии как науки о психике. Место дисциплины в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. Роль психологических знаний в деятельности экономиста. Методы психологических исследований.
2. Психика и сознание. Самосознание. Психика и ее основные функции. Психика и сознание. Сознание и бессознательное. Типология психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
3. Человек как личность. Понятие о личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Сознание и самосознание личности. Структура личности. Потребности как источник активности личности. Мотивы: понятие и функции (побуждающая, направляющая, смыслообразующая). Виды мотивов. Интересы, убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы как сознаваемые мотивы личности. Неосознаваемые мотивы: установка, внушение. Методики исследования мотивационной сферы. Направленность как стержневая характеристика личности. Исследование особенностей направленности. Самосознание личности. Самооценка. Уровень притязаний личности. Цели личности. Рефлексия как важнейший механизм развития самосознания. Методики исследования самооценки. Личность и индивидуальность.
4. Понятие деятельности. Общее понятие деятельности как о способе существования человека и общества в целом. Структура деятельности человека. Деятельность и сознание личности. Интериоризация и экстериоризация. Основные виды деятельности: игра, учение, труд и их психологические характеристики. Профессиональная деятельность и ее специфика. Профессиограмма специалиста в области государственного и муниципального управления.
5. Понятие общения Психологическая характеристика общения. Психологические и социальные функции общения. Стороны общения. Виды общения. Средства общения. Особенности межличностного взаимодействия в рабочих группах. Проблема конфликтов. Особенности общения в деятельности экономиста. Диагностика коммуникативных особенностей личности.
6. Познавательная сфера личности.   Ощущение. Виды и свойства ощущений. Понятие чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, пороги ощущений. Восприятие и его особенности и закономерности:. целостность, константность, предметность, избирательность и др. Память, ее виды. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Развитие памяти. Основные приемы запоминания и долговременного сохранения материала. Методы исследования памяти. Самодиагностика. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Воображение. Виды и свойства воображения. Мышление и его виды (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное; теоретическое и эмпирическое). Мыслительные операции. Практические рекомендации по развитию творческого мышления Внимание. Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное внимание. Развитие внимания. Методы изучения внимания (корректурная проба, таблица Крепелина). Самодиагностика. Методы тренировки произвольного внимания. Способы привлечения внимания. Психотехнические игры по развитию внимания.
7. Эмоционально-волевая сфера личности Эмоции: понятие и функции эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и чувства. Виды чувств. Их роль в жизни человека. Понятие о воле, волевом усилии, волевом действии и волевой регуляции поведения (саморегуляции). Функции воли. Экстернальный и интернальный локус контроля. Волевые качества личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность и др.
8. Индивидуально-психологические особенности личности. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Индивидуальный стиль деятельности. Характер человека и особенности его формирования. Понятие о способностях и их видах. Задатки, способности и их взаимоотношения. Общие и специальные способности. Одаренность, талант, гениальность. Развитие способностей. Развитие профессиональных способностей работников сферы государственного и муниципального управления.
9. Проблема развития и саморазвития личности. Формирование и развитие личности. Деятельностный подход к рассмотрению развития личности. Этапы развития личности в онтогенезе, их специфические задачи. Психологический кризис в развитии. Проблема саморазвития и самореализации личности.

 

Образовательные технологии

В ходе освоения курса должна быть организована последовательность различных видов аудиторных занятий: лекций и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь с проблемами получаемой студентами специальности, с практическими вопросами возможности применения знаний курса «Психология». Обязательными требованиями являются: акцент на необходимость систематического чтения литературы; постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.

Практические занятия по курсу «Психология» ориентированы на ознакомление с практическими методами психологических исследований, на самопознание студентами своих психологических особенностей. Лекционные занятия являются основой для усвоения практических умений

Средством повышения эффективности лекционной работы является: обращение к опыту студентов, привлечение к анализу ситуаций из их жизни, акцентирование значимости полученных теоретических знаний и практических умений в деятельности менеджера.

Все это создает условия для личностной включенности каждого присутствующего в обсуждаемый и осваиваемый материал и, как следствие, ведет к повышению эффективности работы и более глубокому освоению дисциплины.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...