Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки
081100 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Профиль подготовки
Региональное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20____г.)
| Одобрено кафедрой общей психологии
(протокол № _____ от 20___ г.)
Зав.кафедрой _________________________
|
Москва
2012
Егорычева Ирина Дмитриевна, кандидат психологических наук, кафедра социальной психологии, программа предназначена для студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Включает в себя цели освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате ее освоения, структуру и содержание дисциплины по трем формам обучения (очная, заочная, очно-заочная), перечень вопросов к экзамену, основную и дополнительную литературу.
Рецензент: зав.кафедрой общей психологии НОУ ВПО «МПСИ», д.псх.н., профессор Телегина Э.Д.
Цели дисциплины
Целями данной программы является введение студентов в мир психологических знаний, приобщение их к научному пониманию психологических явлений, формирование начальных научных знаний для понимания и объяснения особенностей действий, поступков собственных и других людей.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психология» относится к циклу ООП Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин, как «История», «Философия», «Социология». Знания и умения, полученные в ходе изучения данной дисциплины, являются базовыми для освоения дисциплин «Основы управления персоналом», «Социальная психология», «Деловые коммуникации» (Профессиональный цикл, базовая часть), «Управление персоналом государственной службы», Конфликты в государственной службе», «Местные конфликты» (Профессиональный цикл,, вариативная часть (дисциплины по выбору).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология».
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
стремлением работать на благо общества (ОК-1),
знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования(ОК-4),
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6),
способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний, умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13),
способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).
В результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен:
Знать:
разнообразную проблематику психологии как науки;
основные психологических категория и понятия,
подходы к изучению человека как субъекта деятельности и как личности;
основное содержание социально-психологических проблем, исследуемых психологией проблем;
Уметь:
подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с позиций научной психологии;
применять методы и средства познания особенностей собственной личности;
уметь самостоятельно определять проблем, связанные со строением и развитием личности и индивидуальности человека, его познавательных процессов, распознавать общие закономерности его поведения;
работать с учебной и научной психологической литературой;
Владеть:
основными научными понятиями психологии;
целостным представлением о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;
представлениями о закономерностях становления и развития личности, ее эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, о месте и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.
Структура и содержание дисциплины «Психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор. практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
| 1.
| Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.
| 2
| 5
| 1
|
|
|
| 4
|
|
|
| 2.
| Психика и сознание. Самосознание.
| 2
| 8
| 1
|
|
|
| 7
|
|
|
| 3.
| Человек как личность.
| 2
| 16
| 2
|
| 4
|
| 10
|
|
|
| 4.
| Понятие о деятельности.
| 2
| 11
| 2
|
| 2
|
| 7
|
|
|
| 5.
| Понятие общения.
| 2
| 14
| 2
|
| 4
|
| 8
|
|
|
| 6.
| Познавательная сфера личности.
| 2
| 14
| 2
|
| 2
|
| 10
|
|
|
| 7.
| Эмоционально-волевая сфера личности.
| 2
| 14
| 2
|
| 4
|
| 8
|
|
|
| 8.
| Индивидуально-психологические
особенности личности.
| 2
| 14
| 2
|
| 4
|
| 8
|
|
|
| 9.
| Проблема развития и саморазвития личности.
| 2
| 12
| 2
|
| 2
|
| 8
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 2
| 108
| 16
| | 22
| | 70
|
|
| Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор. практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
| 1.
| Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.
| 2
| 5
| 0,5
|
|
|
| 4,5
|
|
|
| 2.
| Психика и сознание. Самосознание.
| 2
| 8
| 0,5
|
|
|
| 7,5
|
|
|
| 3.
| Человек как личность.
| 2
| 16
| 1
|
| 4
|
| 11
|
|
|
| 4.
| Понятие о деятельности.
| 2
| 11
|
|
|
|
| 11
|
|
|
| 5.
| Понятие общения.
| 2
| 14
| 2
|
| 2
|
| 10
|
|
|
| 6.
| Познавательная сфера личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 7.
| Эмоционально-волевая сфера личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 8.
| Индивидуально-психологические
особенности личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 9.
| Проблема развития и саморазвития личности.
| 2
| 12
|
|
|
|
| 12
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 2
| 108
| 4
| | 6
| | 98
|
|
| Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор. практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
| 1
| Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.
| 2
| 5
| 0,5
|
|
|
| 4,5
|
|
|
| 2
| Психика и сознание. Самосознание.
| 2
| 8
| 0,5
|
|
|
| 7,5
|
|
|
| 3
| Человек как личность.
| 2
| 16
| 1
|
| 2
|
| 13
|
|
|
| 4
| Понятие о деятельности.
| 2
| 11
|
|
|
|
| 11
|
|
|
| 5
| Понятие общения.
| 2
| 14
| 2
|
| 2
|
| 10
|
|
|
| 6
| Познавательная сфера личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 7
| Эмоционально-волевая сфера личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 8
| Индивидуально-психологические
особенности личности.
| 2
| 14
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| 9
| Проблема развития и саморазвития личности.
| 2
| 12
|
|
|
|
| 12
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 2
| 108
| 4
| | 4
| | 100
|
|
| Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор. практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
| 1.
| Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.
| 2
| 2
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| 2.
| Психика и сознание. Самосознание.
| 2
| 6
|
|
|
|
| 6
|
|
|
| 3.
| Человек как личность.
| 2
| 12
| 2
|
| 2
|
| 8
|
|
|
| 4.
| Понятие о деятельности.
| 2
| 8
|
|
|
|
| 8
|
|
|
| 5.
| Понятие общения.
| 2
| 12
|
|
| 2
|
| 10
|
|
|
| 6.
| Познавательная сфера личности.
| 2
| 8
|
|
|
|
| 8
|
|
|
| 7.
| Эмоционально-волевая сфера личности.
| 2
| 8
|
|
|
|
| 8
|
|
|
| 8.
| Индивидуально-психологические
особенности личности.
| 2
| 8
|
|
|
|
| 8
|
|
|
| 9.
| Проблема развития и саморазвития личности.
| 2
| 8
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 2
| 72*
| 2
| | 4
| | 66
|
|
| Экзамен
| *36 часов подлежать переаттестации
Содержание дисциплины:
|
| 1. Человек как предмет познания психологии. Предмет и задачи курса.
| Представление о психологии как науке. Обыденное и научное познание в психологии. Современное определение психологии как науки о психике.
Место дисциплины в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. Роль психологических знаний в деятельности экономиста.
Методы психологических исследований.
| 2. Психика и сознание. Самосознание.
| Психика и ее основные функции. Психика и сознание. Сознание и бессознательное. Типология психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
| 3. Человек как личность.
| Понятие о личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Сознание и самосознание личности. Структура личности.
Потребности как источник активности личности.
Мотивы: понятие и функции (побуждающая, направляющая, смыслообразующая). Виды мотивов. Интересы, убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы как сознаваемые мотивы личности. Неосознаваемые мотивы: установка, внушение. Методики исследования мотивационной сферы.
Направленность как стержневая характеристика личности. Исследование особенностей направленности.
Самосознание личности. Самооценка. Уровень притязаний личности. Цели личности. Рефлексия как важнейший механизм развития самосознания. Методики исследования самооценки.
Личность и индивидуальность.
| 4. Понятие деятельности.
| Общее понятие деятельности как о способе существования человека и общества в целом. Структура деятельности человека. Деятельность и сознание личности. Интериоризация и экстериоризация. Основные виды деятельности: игра, учение, труд и их психологические характеристики. Профессиональная деятельность и ее специфика. Профессиограмма специалиста в области государственного и муниципального управления.
| 5. Понятие общения
| Психологическая характеристика общения. Психологические и социальные функции общения. Стороны общения. Виды общения. Средства общения. Особенности межличностного взаимодействия в рабочих группах. Проблема конфликтов. Особенности общения в деятельности экономиста. Диагностика коммуникативных особенностей личности.
| 6. Познавательная сфера личности.
| Ощущение. Виды и свойства ощущений. Понятие чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, пороги ощущений.
Восприятие и его особенности и закономерности:. целостность, константность, предметность, избирательность и др.
Память, ее виды. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Развитие памяти. Основные приемы запоминания и долговременного сохранения материала. Методы исследования памяти. Самодиагностика. Факторы, влияющие на эффективность запоминания.
Воображение. Виды и свойства воображения.
Мышление и его виды (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное; теоретическое и эмпирическое). Мыслительные операции. Практические рекомендации по развитию творческого мышления
Внимание. Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное внимание. Развитие внимания.
Методы изучения внимания (корректурная проба, таблица Крепелина). Самодиагностика. Методы тренировки произвольного внимания. Способы привлечения внимания. Психотехнические игры по развитию внимания.
| 7. Эмоционально-волевая сфера личности
| Эмоции: понятие и функции эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и чувства. Виды чувств. Их роль в жизни человека.
Понятие о воле, волевом усилии, волевом действии и волевой регуляции поведения (саморегуляции). Функции воли. Экстернальный и интернальный локус контроля. Волевые качества личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность и др.
| 8. Индивидуально-психологические
особенности личности.
| Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Индивидуальный стиль деятельности.
Характер человека и особенности его формирования.
Понятие о способностях и их видах. Задатки, способности и их взаимоотношения. Общие и специальные способности. Одаренность, талант, гениальность. Развитие способностей. Развитие профессиональных способностей работников сферы государственного и муниципального управления.
| 9. Проблема развития и саморазвития личности.
| Формирование и развитие личности. Деятельностный подход к рассмотрению развития личности. Этапы развития личности в онтогенезе, их специфические задачи. Психологический кризис в развитии.
Проблема саморазвития и самореализации личности.
|
Образовательные технологии
В ходе освоения курса должна быть организована последовательность различных видов аудиторных занятий: лекций и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь с проблемами получаемой студентами специальности, с практическими вопросами возможности применения знаний курса «Психология». Обязательными требованиями являются: акцент на необходимость систематического чтения литературы; постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов.
Практические занятия по курсу «Психология» ориентированы на ознакомление с практическими методами психологических исследований, на самопознание студентами своих психологических особенностей. Лекционные занятия являются основой для усвоения практических умений
Средством повышения эффективности лекционной работы является: обращение к опыту студентов, привлечение к анализу ситуаций из их жизни, акцентирование значимости полученных теоретических знаний и практических умений в деятельности менеджера.
Все это создает условия для личностной включенности каждого присутствующего в обсуждаемый и осваиваемый материал и, как следствие, ведет к повышению эффективности работы и более глубокому освоению дисциплины.
|